Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 19:48, реферат

Описание работы

Дифференциальная психология – это раздел психологии изучающий психологическое различие между индивидами или группами людей объединяющих по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий. Предметом дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявлении индивидуально-групповых типологических различий.

Содержание

Предмет, задачи, структура дифференциальной психологии
Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин
Основные понятия дифференциальной психологии
История дифференциальной психологии
Методы дифференциальной психологии

Работа содержит 1 файл

Д. П. Конспект.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

                                       Свойства нервной системы

                                             ↓                                ↓

                                        Слабый                 Сильный

                                     (меланхолик)             ↓          ↓

                                                          неуравновн.   уравнов.

                                                               (холерик)      ↓       ↓

                                                                    подвижный   инертный

                                                                   (сангвиник)    (флегматик)

  Темперамент – это формально динамические характеристики индивида.

  Темперамент – это характеристика индивида со стороны его формально-динамических особенностей, интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов.

  Темперамент – это устойчивое сочетание психодиагностических свойств, проявляющихся в деятельности индивида.

  Борис Михайлович Теплов и Владимир Дмитриевич Небылицин  расширили перечень свойств нервной системы выделенные Павловым и добавили такие характеристики, как лабильность и динамичность.

  Динамичность  – это свойство нервной системы, которое показывает легкость возникновения  возбуждения и торможения при  выработке условных рефлексов.

  Лабильность – это быстрота смены одного цикла возбуждения другим циклом возбуждения.

  Другой  подход к пониманию темперамента развил Вольф Соломонович Мерлин.

   Он  изучал  свойства темперамента  и выделил:

  1. сенстивность  – повышенная чувствительность

  2. реактивность – импульсивность, легкость возникновения реакций

  3. активность  целенаправленной деятельности

  4. пластичность

  5. ригидность  – гибкость, инертность.

  6. резистентность  – сопротивляемость.

  7. тревожность

  8. эмоциональная  возбудимость

  9. экстравертированность, интровертированность

  10. экспрессивность.

  Недостаток  этой теории - - не все  перечисленные  характеристики можно отнести к  пониманию темперамента однозначно.

    Ян  Стреляу – польский психолог  рассматривает темперамент с  точки зрения приспособленности  человека к условиям его жизни и деятельности. Разработал так называемую регулятивную теорию темперамента.

  Фундаментальными  характеристиками темперамента являются реактивность и активность.

  Реактивность  – это величина ответных реакций  организма на воздействие, чувствительность, выносливость или способность к работе.

  Активность  – это интенсивность и длительность поведенческих актов.

                                   Теория темперамента В.М. Русалова

  Он использовал  в качестве базиса своей концепции  темперамента «Теорию функциональных систем» Анохина. Выделил 8 параметров темперамента, 4 из которых связаны с социальной, а не с предметной сферой. 

Анохин Русалов
Теории  функциональных систем Шкалы темперамента
1. Афферентный синтез (сбор информации  по всем каналам, блок переработки и хранения информации). 1. предметная  эргичность (желание умственного  и физического напряжения, избыток  или недостаток сил).
2. блок принятия решений (степень  трудности переключения с одних  программ на другие, легкость, скорость. 2. социальная эргичность (для общества, широта принятия решений, широта контактов личности в установлении связей).
3. блок исполнительский (степень  быстроты исполнителя той или  иной программы поведения). 3. предметная  пластичность (вязкость или гибкость  мышления, стремление к разнообразию, способность переключаться с одной деятельности на другую).
4. блок обратной связи (чувствительность  к несовпадению реального результата  действия с тем, который предвосхищался  – акцептора). 4.Социальная  пластичность (сдержанность или расторможенность в общении, широта социальных программ).
  5. предметный  темп (скорость моторно-двигательных  операций).

6. социальный  темп (речедвигательная активность, способность к вербализации).

7. предметная  эмоциональная ( мера  чувствительности  к расхождению реального результата и желаемого. Высокая чувствительность к несовпадению выражается в преобладании негативных эмоций, а низкая показывает положительные эмоциональные переживаний.

8. социально-эмоциональнаяое  (ощущение уверенности в процессе  общения, эмоциональная сензитивность, мера тревоги по поводу неудач в общении.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ТЕМА:  Индивидуальные различия связанные с функциональной ассиметрией

  Межполушарная ассиметрия  мозга – характеристика распределения психических функций  между левым и правым полушариями головного мозга. Фундаментальная закономерность работы головного мозга не только человека, но и животных.

  Межполушарная ассиметрия – это специфика того вклада, которое вносит каждое полушарие  в любую психическую функцию. Ассиметрия есть свойство всего живого. Абсолютного доминирования полушарий не существует. Встречаются люди, которые в равной степени владеют левой и правой рукой (амбидекстрия).  Около 90% всех людей – правши.

  Происхождение ассиметрии  связывают с действиями трех факторов: средовых, генетических, патологических.

  Функции левого и правого полушария:

  1. функцией  левого полушария является оперирование  вербально-знаковой информацией,  а также чтение и счет;

  2. функция  правого полушария – оперирование  образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (человеческих лиц, продуцирование сновидений).

  Поскольку левополушарное мышление аналитическое  – оно действует осуществляя  ряд действенных операций в результате чего складывается внутренняя противоречивая модель мира, которую легко закрепить в знаках и словах.

  Правополушарное мышление – пространственно-образное, симультанное (одномоментное) и синтетическое, что дает возможность одномоментного схватывания разнородной информации.

  Итогом  функционирования правого полушария  является многозначность, которая с  одной стороны является основой  творчества, а с другой стороны  затрудняет понимание между людьми, так как основано больше на символах, чем на значениях.

  У мужчин ассиметрия выражена  сильнее, чем  у женщин, поэтому ограничивает у  них возможность компенсации  и обучаемости.

  Каждое  полушарие отвечает и за направленность чувств человека и их вербальную позитивную или негативную окраску (если патологический процесс у больного эпилепсией находится в левом полушарии, то его часто охватывает беспричинный смех, а если в правом, то он  более  склонен к грусти и слезами.

  Правое  полушарие ответственно за негативные эмоциональные состояния  и способствует тому, что человек видит отрицательные стороны событий, а левое полушарие придает эмоциям положительную окраску.

                                           Функции полушарий

Левое Правое
1. логическое мышление

2. вербальный  интеллект

3. математичекие  вычисления

4. произвольное запоминание

5. аналитические  тенденции восприятия

6. узкая речь

7. размер прозы  и поэзии (чувствует)

8. ритм музыки

9. сознательное

10. двигательная  сфера

11. интерпретации  мимики и жестов

12. запоминание  имен

13. смех

14. детерминирует  второсигнальный тип (по Павлову)

15. связаны с  шизоидностью и психоастенией.

1. образное мышление

2. невербальный  интеллект

3. образная память

4. непроизвольное  запоминание

5. синтетическое  восприятие (синтез)

6. метафорический  смысл речи, интонации, чувство  юмора

7. чувствует  звуковысотные состояния

8. тембр и  гармония в музыке

9. бессознательное

10. чувственная  сфера

11. распознавание  мимики и жестов

12. узнавание  лиц

13. грусть и  слезы

14. детерминирует  первосигнальный  тип

15. истероидность,  эмолабильность.

 
 

  Латерализация функций полушарий развивается  постепенно и завершается в период полового созревания.

  Рядом ученых была отличена ассиметрия еще в пренатальном возрасте (до года) :

1. это связано  со взаимоотношением матери и  ребенка ( с какой стороны кормит грудью, носит);

2. правостороннее  предпочтение поворота головы  плода;

3. сосание большого  пальца правой руки;

4. предпочитаемое  спонтанное положение младенца  в позе фехтовальщика.

                                          Профили функций ассиметрии

  Профиль ассиметрии – это преобладание левой или правой частей тела в совместном функционировании  парных органов: руки, ноги, органы зрения, слух.

Профиль ассиметрии является одним из параметров индивидуальности.

         Функциональная ассиметрия, как  задатки  специальных способностей

  Задатки рассматриваются как врожденные особенности строения головного  мозга. Каждый индивид рождается  полушарно ассиметричным.

  Далее в  процессе развития левое полушарие  рождалось «немым» начинает»говорить» и таким образом усиленно развивается и тем самым тормозит правое полушарие. Это говорит об уменьшении количества леворуких и поэтому индивиды превращаются  в скрытых леворуких, сохраняя при этом преобладание  функций правого полушария над функциями левого.

  Ассиметрия  определяет задатки, степень которых реализуется в специфических способностях личности. В общеобразовательной школе дифференцированное преподавание естественных и гуманитарных предметов. Как раз в это время определяют свою симпатию или антипатию к предметам. А это обуславливает их понимание и не понимание предмета. Такое внутреннее восприятие обусловлено специфического преобладания правого или левого полушария. Оказывается проявление познавательной активности ученика определяется  не ленью, а реальной зависимостью специальных способностей от функционального состояния между левым и правым полушариями. Чистые левополушарные или чисто правополушарные типы не существуют. Чистый тип можно увидеть при полном торможении функций одного из полушарий. В реальности для обеспечения познавательной активности – оба полушария. А степень преобладания полушарий называют функциональной мощностью полушарий.  

Тема: Индивидуальные различия связаные с особенностями психических процес сов – способности, интеллект, одаренность, мудрость, талант, гениальность.

  Способности – это индивидуально-психологические  способности личности являющиеся условием успешного выполнения той или  иной продуктивной деятельности, способности  не сводимы к знаниям, умениям  и навыкам. Способности отличают одного человека от другого. Психофизиологической основой способностей являются задатки, которые содержат свойства нервной системы.

Информация о работе Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина