Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 19:48, реферат
Дифференциальная психология – это раздел психологии изучающий психологическое различие между индивидами или группами людей объединяющих по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий. Предметом дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявлении индивидуально-групповых типологических различий.
Предмет, задачи, структура дифференциальной психологии
Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин
Основные понятия дифференциальной психологии
История дифференциальной психологии
Методы дифференциальной психологии
Тема: Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина
1. Дифференциальная психология – это раздел психологии изучающий психологическое различие между индивидами или группами людей объединяющих по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.
Предметом дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявлении индивидуально-групповых типологических различий.
Дифференциальная психология – наука о закономерностях психического изменения.
- область индивидуальных
различий (особенности нервной системы,
познавательных психических
- область групповых различий (группы по возрастному, расовому, этническому, половому, социальному различию)
- область типологических различий (типологии темперамента, характера и т.д.)
Задачи дифференциальной психологии
Тип – устойчивое сочетание определенных признаков.
2. Место дифференциальной психологии среди других наук
1) дифференциальная психология изучает специфику протекания познавательных процессов, различия в специфике протекания познавательных процессов – связь с общей психологией.
2) дифференциальная психология изучает возрастную специфику стиля реагирования, исследует индивидуальную вариативность психологического, биологического, календарного возрастов, изучает периодизацию психического развития – связь с возрастной психологией.
3) исследует индивидуальную вариативность свойств нервной системы, вариативность межполушарной асимметрии, темперамента – связь с психифизиологией.
4) индивидуальную
вариативность обуславливает
5) понимание нормы и патологии, девиации развития, акцентуации характера – с медицинской психологией.
6) индивидуальные особенности связаны с этнокультурной принадлежностью – с этнопсихологией.
3.Основные понятия дифференциальной психологии
Индивид – человек как принадлежность рода homo sapience, единичное природное существо.
Личность – человек как
Индивидуальность – человек характеризующийся своими социально значимыми различиями от других людей, неповторимость человека.
4. История дифференциальной психологии
1) Донаучный этап связан с появлением интереса к индивидуальным различиям, идет накопление житейских знаний, существует невысокий уровень обобщения. Возникают попытки систематизации накопленных знаний: астрономия, хиромантия, френология, физиогномика, дермонтоглифика.
2) Научный
– процесс обобщения
3) Возникновение дифференциальной психологии как науки. Основатель – Штерн, 1990г. вышла его книга об индивидуальных различиях.
5. Методы дифференциальной психологии
1. общенаучные методы (эксперимент, наблюдение);
2. собственно-психологические методы (интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастно-психологические, тестирование, анализ продуктов деятельности);
3. психогенетические методы – направлены на определение доминирующих факторов (генетики либо среды в формировании индивидуальных различий):
а) генеалогический метод – изучает степень появления определенного признака у родственников является ли этот признак наследственным;
б) метод приемных детей – в исследование включают: детей рано отданных на воспитание биологически чужим родителям, воспитателям; приемных родителей; биологических родителей. Так как с каждым из биологических родителей дети имеют 50% общих генов но не имеют общих условий жизни, а с приемными наоборот. То таким образом определяется роль наследственности и среды в функции индивидуальных различий.
в) близнецовый метод:
-
метод контрольных групп.
- метод разлученной близнецовой пары состоит из изучения внутри парного сходства разлученных волею судьбы монозиготных и дизиготных близнецов. Разлучение монозиготных обнаруживают большее внутри парное сходство нежели разлучение дизиготных.
- метод близнецовой пары. Заключается в изменении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары. Часто они представляют собой замкнутую систему и образуют так называемую совокупную личность.
- метод контрольного близнеца. Подбирается монозиготная пара, одного близнеца подвергают воздействию, а другого нет. Измеряя различия в признака на которых было направлено воздействие оцениваю эффективность воздействия.
4. математические
методы
ТЕМА: Теоретические обоснования природы индивидуальных различий
1. Понятие наследственности и среды.
Наследственность
– содержится в генах, она допускает
широкие границы поведения
Среда – включает в себя сумму всех стимулов на которые индивид реагирует в течении всей жизни ( с момента оплодотворения до смерти).
Влияние среды начинает действовать еще до рождения:
1. Недостаток питания, ядовитые вещества и другие физические и химические условия пренатальной среды ( в утробе матери) может нарушать умственное развитие ребенка, но оно не является наследственным и наоборот – пренатальная среда нормальная, а ребенок рождается Дауном (хромосомная аномалия), а это наследственное заболевание.
2. Умственная
отсталость возникшая в
3. Дальнотизм, генофилия, синдром Дауна – это наследственное, так как мы имеем нарушение в генном наборе.
2. Теория наследственных факторов Гальтона, Кеттела, Бине.
Существует генетическая заданность индивидуальных различий.
Индивидуальность – это результат определенной генной комбинации. Ее недостаток в том, что она не учитывает влияние внешней среды в формировании индивидуально-психологических различий.
3. Социогенетическая теория Локка.
Человек – чистая доска (табула раса) – вся особенность человека обусловлена окружающей средой.
4. Теория двух факторов конвергенции
Взаимодействие наследственности и среды в индивидуальных различиях. Роль наследственности и среды в индивидуальных различиях, однако человек определялся, как пассивный участник происходящих в нем изменений, не учитывалась способность к саморазвитию человека творческому отношению наследственной и средовой.
5. Теории влияния конституциональных и морфологических признаков.
Индивидуальность человека обусловлена особенностями конституции (телосложения) и морфологии.
Эрнест Кречмер – пытался установить связь телосложения и склонностью к психическим заболеваниям.
Выделил 3 психосоматических типа и присвоил им три типа темперамента пикник, атлетик, астеник.
Пикник (циклотичность) – склонность к маниакально депрессивному психозу.
Атлетик (мезотимичность) – склонность к эпилепсии.
Астеник (шизотимичность, лептосоматик) – шизофрения.
Уильям Шелдон – преобладание одного из тканей эмбриона – морфологическая структура тела определяет темперамент.
Три типа телосложения:
1. Эндоморфный
– висцеротонический
2. Мезоморфный – соматотонический (атлетик).
3. Эктоморфный – церебротонический (астеник).
6. Теория дифференциации
Основана на положении многих философов о том, что одним из общих законов развития является закон дифференциации (расчленение, разбиение, исходного целого на специализированные элементы в процессе развития). В основе индивидуальных различий лежит различная степень дифференцированности психических структур.
7. Теория психофизиологических основ индивидуальных различий.
Индивидуальные различия связаны с различными свойствами нервной системы.
Павлов выделил также свойства процессов возбуждения и торможения: сила, подвижность, уравновешенность.
Сила нервной системы – это предел работоспособности клеток коры головного мозга, их способность выдерживать либо очень сильное, либо длительное действующее возбуждение.
Подвижность нервной системы – это свойство нервной системы, которое показывает способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде.
Уравновешенность
нервной системы – это
Исходя из выделенных свойств нервной системы Павлов описал 4 типа нервной системы и связал их с 4 темпераментами.
Информация о работе Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина