Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 19:48, реферат

Описание работы

Дифференциальная психология – это раздел психологии изучающий психологическое различие между индивидами или группами людей объединяющих по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий. Предметом дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявлении индивидуально-групповых типологических различий.

Содержание

Предмет, задачи, структура дифференциальной психологии
Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин
Основные понятия дифференциальной психологии
История дифференциальной психологии
Методы дифференциальной психологии

Работа содержит 1 файл

Д. П. Конспект.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Тема: Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина

                                                                 План

  1. Предмет, задачи, структура дифференциальной психологии
  2. Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин 
  3. Основные понятия дифференциальной психологии
  4. История дифференциальной психологии
  5. Методы дифференциальной психологии

       1. Дифференциальная психология – это раздел психологии изучающий психологическое различие между индивидами или группами людей объединяющих по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

     Предметом  дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявлении индивидуально-групповых типологических различий.

     Дифференциальная психология – наука о закономерностях психического изменения.

                                Структура дифференциальной психологии:

- область индивидуальных  различий (особенности нервной системы,  познавательных психических процессов, эмоций, интеллекта, мотиваций, осуществление различных видов деятельности)

- область групповых  различий (группы по возрастному,  расовому, этническому, половому, социальному  различию)

- область типологических  различий (типологии темперамента, характера и т.д.)

                                   Задачи дифференциальной психологии

  1. Изучение источников вариабельности изучаемых признаков;
  2. Анализ группового распределения признаков
  3. Изучение особенности образования типов в различных типологиях.

    Тип – устойчивое сочетание определенных признаков.

    2. Место   дифференциальной психологии среди других наук

1) дифференциальная психология изучает специфику протекания познавательных процессов, различия в специфике протекания познавательных процессов – связь с общей психологией.

2) дифференциальная психология изучает возрастную специфику стиля реагирования, исследует индивидуальную вариативность психологического, биологического, календарного возрастов, изучает периодизацию психического развития – связь с возрастной психологией.

3) исследует  индивидуальную вариативность свойств нервной системы, вариативность межполушарной асимметрии, темперамента – связь с психифизиологией.

4) индивидуальную  вариативность обуславливает социальный  статус субъекта, принадлежность  его к определенной социоэкономической группе – связь с социальной психологией.

5) понимание  нормы и патологии, девиации  развития, акцентуации характера  – с медицинской психологией.

6) индивидуальные особенности связаны с этнокультурной принадлежностью – с этнопсихологией.                     

                    3.Основные понятия дифференциальной психологии

         Индивид – человек как принадлежность рода homo sapience, единичное природное существо.

         Личность – человек как субъект  социальных отношений и сознательной  деятельности.

         Индивидуальность – человек характеризующийся своими социально значимыми различиями от других людей, неповторимость человека. 

                           4. История дифференциальной психологии

  1) Донаучный этап связан с появлением интереса к индивидуальным различиям, идет накопление житейских знаний, существует невысокий уровень обобщения. Возникают  попытки систематизации накопленных знаний: астрономия, хиромантия, френология, физиогномика, дермонтоглифика.

  2) Научный  – процесс обобщения систематизации, возникает необходимость в установлении причинно-следственной связи. Развивается в рамках философии. Открыт метод эксперимента Вундтом. Изучаются индивидуально психологические различия. Ученик Вундта Эмиль Крепелин, немецкий ученый, переориентировал эксперимент для изучения индивидуально психологических различий на больных, а также классифицировал психологические заболевания. Кеттел разработал тесты для изучения индивидуально психологических различий.

  3) Возникновение дифференциальной психологии как науки. Основатель – Штерн, 1990г. вышла его книга об индивидуальных различиях.

                          5. Методы дифференциальной психологии

1. общенаучные методы (эксперимент, наблюдение);

2. собственно-психологические методы (интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастно-психологические, тестирование, анализ продуктов деятельности);

3. психогенетические методы – направлены на определение доминирующих факторов (генетики либо среды в формировании индивидуальных различий):

     а)  генеалогический метод – изучает степень появления определенного признака у родственников является ли этот признак наследственным;

     б)  метод приемных детей – в исследование включают: детей рано отданных на воспитание биологически чужим родителям, воспитателям; приемных родителей; биологических родителей. Так как с каждым из биологических родителей дети имеют 50% общих генов но не имеют общих условий жизни, а с приемными наоборот. То таким образом определяется роль наследственности и среды в функции индивидуальных различий.

     в)  близнецовый метод:

     - метод контрольных групп. Дизиготные  и монозиготные пары помещаются  в идентичную среду. Сопоставление  внутри парного сходства у  таких близнецов покажет роль  наследственности и среды в  возникновении индивидуальных различий.

     - метод разлученной близнецовой пары состоит из изучения внутри парного сходства разлученных волею судьбы монозиготных и дизиготных близнецов. Разлучение монозиготных обнаруживают большее внутри парное сходство нежели разлучение дизиготных.

     - метод близнецовой пары. Заключается в изменении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары. Часто они представляют собой замкнутую систему и образуют так называемую совокупную личность.

     - метод контрольного близнеца. Подбирается монозиготная пара, одного близнеца подвергают воздействию, а другого нет. Измеряя различия в признака на которых было направлено воздействие оцениваю эффективность воздействия.

4. математические  методы  

       ТЕМА: Теоретические обоснования природы индивидуальных различий

                                                                    План  

  1. Понятие наследственности и среды
  2. Теория наследственных факторов
  3. Социогенетическая теория
  4. Теория двух факторов
  5. Теория влияния  конституциональных и морфологических признаков
  6. Теория дифференциации
  7. Теория психодиагностических основ индивидуальных различий

  1. Понятие наследственности и среды.

  Наследственность  – содержится в генах, она допускает  широкие границы поведения индивида. Внутри этих границ результат развития зависит от внешней среды.

  Среда –  включает в себя сумму всех стимулов на которые индивид реагирует  в течении всей жизни ( с момента  оплодотворения до смерти).

  Влияние среды начинает действовать еще  до рождения:

  1. Недостаток  питания, ядовитые вещества и другие физические и химические условия пренатальной среды ( в утробе матери) может нарушать умственное развитие ребенка, но оно не является наследственным и наоборот – пренатальная среда нормальная, а ребенок рождается Дауном (хромосомная аномалия), а это  наследственное заболевание.

  2. Умственная  отсталость возникшая в результате  поврежден И для мозга при  родах  имеет ограниченную  природу и не наследственную  – значит это врожденное заболевание.

  3. Дальнотизм, генофилия, синдром Дауна –  это наследственное, так как мы имеем нарушение в генном наборе.

  2. Теория наследственных факторов Гальтона, Кеттела, Бине.

  Существует  генетическая заданность индивидуальных различий.

  Индивидуальность  – это результат определенной генной комбинации. Ее недостаток в  том, что она не учитывает влияние внешней среды в формировании индивидуально-психологических различий.

  3. Социогенетическая теория Локка.

  Человек – чистая доска (табула раса) – вся особенность человека обусловлена окружающей средой.

  4. Теория двух факторов конвергенции

  Взаимодействие  наследственности и среды в индивидуальных различиях. Роль наследственности и  среды в индивидуальных различиях, однако человек определялся, как  пассивный участник происходящих в  нем изменений, не учитывалась способность  к саморазвитию человека творческому отношению наследственной и средовой.

  5. Теории влияния конституциональных и морфологических признаков.

  Индивидуальность  человека обусловлена особенностями  конституции (телосложения) и морфологии.

  Эрнест  Кречмер – пытался установить связь телосложения и склонностью к психическим заболеваниям.

  Выделил 3 психосоматических типа и присвоил им три типа темперамента пикник, атлетик, астеник.

  Пикник (циклотичность) – склонность к маниакально депрессивному  психозу.

  Атлетик (мезотимичность) – склонность к эпилепсии.

  Астеник (шизотимичность, лептосоматик) – шизофрения.

  Уильям  Шелдон – преобладание одного из тканей эмбриона – морфологическая структура  тела определяет темперамент.

  Три типа телосложения:

  1. Эндоморфный  – висцеротонический темперамент  (пикник).

  2. Мезоморфный  – соматотонический (атлетик).

  3. Эктоморфный  – церебротонический (астеник).

  6. Теория дифференциации

  Основана  на положении многих философов о  том, что одним  из общих законов  развития является закон дифференциации (расчленение, разбиение, исходного целого на специализированные элементы в процессе развития). В основе индивидуальных различий лежит различная степень дифференцированности психических структур.

  7. Теория психофизиологических основ индивидуальных различий.

  Индивидуальные  различия связаны с различными свойствами нервной системы.

  Павлов  выделил также свойства процессов  возбуждения и торможения: сила, подвижность, уравновешенность.

  Сила нервной  системы – это предел работоспособности  клеток коры головного мозга, их способность  выдерживать либо очень сильное, либо длительное действующее возбуждение.

  Подвижность нервной системы – это свойство нервной системы, которое показывает способность быстро реагировать  на изменения в окружающей среде.

  Уравновешенность  нервной системы – это способность нервной системы, которая обеспечивает уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

  Исходя  из выделенных свойств нервной системы  Павлов описал 4 типа нервной системы  и связал их с 4 темпераментами.

Информация о работе Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина