Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 19:48, реферат
Дифференциальная психология – это раздел психологии изучающий психологическое различие между индивидами или группами людей объединяющих по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий. Предметом дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявлении индивидуально-групповых типологических различий.
Предмет, задачи, структура дифференциальной психологии
Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин
Основные понятия дифференциальной психологии
История дифференциальной психологии
Методы дифференциальной психологии
Тема: Стилевые особенности индивидуальности
1. Понятие жизненного стиля в психологии. Оно стало использоваться впервые Альфредом Адлером, который подразумевал под ним уникальное соединение черт способов поведения и привычек определяющих неповторимую картину существования человека. Стиль жизни присутствует всегда но проявляется при столкновении человека с жизненными проблемами. Стилевые характеристики личности дают возможность предсказывать поведение человека. Именно постоянство стиля и определяет постоянство личности. Стиль жизни может поддаваться корректировке, которая состоит в научении человека быть личностно независимым. Стилевые характеристики рассматриваются как индивидуальный способ взаимодействия с миром.
Выделяют стили общения: когнитивный, мыслительной деятельности, профессиональной деятельности и т.п. Соподчиняясь и интегрируясь в единую систему все они образуют стиль человека. Эволюционное значение которого заключается в том, чтобы установить индивидуальные способы оптимальности, адаптированости и результативности взаимодействия человека со средой. Низшие уровни стилей связаны с формально-динамическими свойствами индивидуальности, а внешние с личностными – убеждение и «Я–концепция».
Индивидуальная вариативность
- «Я-концепция»;
- самооценка;
- уровень притязаний;
- локус-контроль, фрустрация;
- копинг-стратегии.
2. Исходным моментом для выработки жизненного стиля является представление человека о себе. Совокупность представлений индивида о себе включает убеждения, оценки и тенденции поведения – «Я–концепцию». «Я- концепция» определяет меру успешности человека в разных сферах деятельности и области его уязвимости. И выполняет троякую роль: способствует достижении внутренней согласованности личности; определяет интерпретацию опыта человека; является источником ожиданий. «Я-концепция» выступает результатом практически всех личностных и характереологических процессов.
Самооценка важнейшая составляющая самосознания и может быть вычеслена по оригинальной формуле Джеймса С=У/П. С-самооценка, У-успех, П-притязание. Самооценка изменяется с возрастом. Она складывается в детстве под влиянием внешних оценок, а потом интериоризуясь превращается в самоотношение. С возрастом индивидуальные вариации самооценки усиливаются. Ребенок – оценивает себя одинаково по всем качествам. А взрослые знают свои сильные и слабые стороны. Это связано с расширением личного опыта и как следствие увеличением когнитивной сложности личности т.е. способность оценивать разные стороны своего Я. Недифференцированная самооценка свидетельствует о социальной и личностной неразвитости. Для успешности деятельности необходимо, чтобы человек себя оценивал намного высше реальных достижений и таким образом самомотивируясь. Заниженая самооценка, т.е. ниже объективных достижений, свидетельствует о депрессивности и склонности личности к невротизации. Неадекватно завышенная самооценка является источником жизненных трудностей: понижена критичность к себе приводит к инфантильности, безответственности, неумении планировать свою деятельность, прогнозировать ее последствия и строить отношения с другими людьми.
Повышение самооценки возможно при условии:
а) наличия частных достижений в одной из деятельности;
б) при условии если человек не боится быть отвергнутым в случае неуспеха;
в) при отсутствии сопоставления с другими людьми.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний т.е. теми целями и задачами которые человек считает для себя выполнимыми. Если человек не справился с задачей то по логике адаптивного поведения он должен показать свои притязание.
3. Склонность человека возлагать ответственность за все происходящие с ним на внешние обстоятельства или на себя нз. локусом контроля. Если человек имеет внутренний локус контроля (интерналы) то он ощущает себя творцом собственной жизни, берет ответственности на себя, болезненно реагирует на утрату личной свободы. Если человек полагает, что все происходящее с ним результат внешних сил, случая или других людей, - то эти люди имеют внешний локус контроля и называются экстерналами. Экстерналы – конформны, подчиняются правилам, поддаются давлениям окружающих, внушению.
Логическим следствием присущего человеку локуса контроля является поведение в ситуации фрустрации. Сеул Розенцвейг выделил три возможных направления реакций: интрапунитивная реакция (обвинение самого себя); экстрапунитивные (направлена на других людей и внешние обстоятельства); импунитивная (отвлекающая реакция от конфликта и обесценивающая его значение).
4.
Существуют различные способы преодоления
жизненных сложностей, т.е. психологическое
преодоление – это индивидуальный способ
взаимодействия с ситуацией в соответствии
с ее логикой, значимостью в жизни человека
и ее психологическими возможностями.
Ситуация есть: coping (совпадение с ситуацией)
и defends (защитная стратегия). Стратегия
совпадения – проявление конструктивной
активности направленной на разрешение,
переживание ситуации, поиск дополнительной
информации, отрицание социальной поддержки.
Защитная стратегия заключается в отказе
от решения проблемы, от поиска информации,
понижения самооценки, отказ от борьбы.
Индивидуальные различия связаны с преобладанием
coping или defends стратегий обусловлены особенностями
нервной системы, типом темперамента,
уровнем тревожности, самооценкой, экстернальным
или интернальным локусом контроля, а
также жизненным опытом человека. Причем
в различных сферах жизнедеятельности
могут имется весьма существенные отличия
предпочитаемого стиля реагирования.
1. Самоактуализация – это стремление и способность человека стать тем, кем он хочет быть, кем он хочет стать, т.е. открыть свое призвание и реализовать свои таланты и способности. Отличие самоактуализированной личности от невротической личности или манипулятивной заключается в следующем.
Существуют 2 основных признака и 12 второстепенных, которые диагностируются с помощью самоактуализационного теста адаптированного Шостромом и Гозманом:
1. Компетентность во времени – способность жить настоящим, при этом переживать преемственность прошлого, будущего и текущего моментов. А личность не самоактуализированная привязана к какому-то дискретному отрезку времени при равнодушии к другим.
2. Внутренняя поддержка – независимость поведения и ценностей субъкта от воздействия из вне, поленезависимость в совершении поступков.
1.
Ценностные ориентации –
2.
Гибкость поведения –
3. Сензитивность к себе – тонкое понимание себя, в какой мере человек осознает и определяет свои потребности и чувства.
4. Спонтанность, как способность выражать свои чувства непосредственно.
5.
Самоуважение – способность
6.
Самопринятие – способность
7.
Представление о природе
8. Синергия – способность любить людей, мир без разделения на противоположности.
9.
Принятие агрессии –
10.
Константность – способность
устанавливать эмоционально
11. Познавательные потребности, которые не угасают с возрастом.
12. Креативность – способность и желание творчески развиваться.
2. Психологическая защита – это система регуляторных механизмов служащих устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состоянием тревоги или дискомфорта. Индивидуальная специфика защитных механизмов заключается в преобладании той или иной защиты, что обусловлено: динамическими особенностями психики; особенностями переживаемых в раннем детстве стрессов, негативного отношения со стороны родителей (отвержение, авторитарность, гиперопека); защитами, усвоенными по образцам значимых других.
Перечень защитных механизмов описаны в работах 3.Фрейда, А. Фрейд, Фромма, Перлза и др. Защитные механизмы:
- идентификация – самоотождествление с агрессором.
- самоограничение – отказ от деятельности в ситуациях, когда происходит снижение самооценки индивида.
- интеллектуализация – интерпретация происходящих с человеком событий.
- конверсия – перевод вытесненного конфликта в физические проявления организма. Основа психосоматических заболеваний.
- проекция – приписывание собственных вытесненных переживаний другим людям.
- вытеснение – устранение из сознания болезненных воспоминаний.
- отрицание – игнорирование тревожной информации. Ставится барьер и информация не воспринимается.
- сублимация – превращение инстинктивных форм желания психики в социально желательные формы.
- регрессия – возвращение к генетически более ранним поведенческим реакциям, т.е. поведение, как у ребенка.
-
компенсация – механизм
Тема: Психология пола
2. Типа психологического пола личности (типы гендерных ролей): маскулинность, феминность, андрогинность.
3. Теории - объясняющие различия психики мужчин и женщин
1. Пол – биологическое различие между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер
– социально-психологическая
Половой
дипсихизм – наличие различий
психических качеств и
Половой
диморфизм – наличие различий
в анатомо-физиологических
2. Выделяют такие гендерные характеристики личности:
Информация о работе Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина