Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 19:48, реферат

Описание работы

Дифференциальная психология – это раздел психологии изучающий психологическое различие между индивидами или группами людей объединяющих по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий. Предметом дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявлении индивидуально-групповых типологических различий.

Содержание

Предмет, задачи, структура дифференциальной психологии
Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин
Основные понятия дифференциальной психологии
История дифференциальной психологии
Методы дифференциальной психологии

Работа содержит 1 файл

Д. П. Конспект.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

  Задатки проявляются в склонности к определенному  виду деятельности и в повышенной любознательности ко всему. Осуществляя  тем самым связь между способностями и темпераментом. Выделяют несколько уровней способности:

  задатки → способности

                     ↓                   ↓

                общие        специальные

                          ↓        ↓

                        одаренность→талант→гениальность

  К значимым факторам образования способностей относятся:

  1) сензитивные периоды

  2) толчки ярких эмоциональных переживаний,  детерминирующих развития способностей, так называемый экспрессинг.

  3) мотивационные особенности, способности  наличия обогащенной среды.

  Исследователи подчеркивают влияния как генетического  так и средство фактора на развитие способностей. Различия способностей проявляются в качественных особенностях (к чему человек способен) и количественных особенностях – на сколько человек  способен.

  По  качеству чаще всего выделяют общие  способности и специальные.

  Общие способности – система индивидуально-волевых  качеств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении  различных видов деятельности.

  Специальные способности – система свойств  личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической). В проявлении способностей выделяют: репродуктивный уровень – воспроизводящий, когда человек демонстрирует лишь то, чему его научили  и продуктивный (творческий) – талант и гениальность при которых человек порождает нечто субъективно и объективно новое.

  Индивидуальные  различия в способностях детерминированы  задатками, условиями жизни, обучения, воспитания, деятельностью. Среди всех видов способностей наиболее изучены интеллектуальные.

  Интеллект – относительно устойчивая структура  умственных способностей индивида.

  Существуют  модели интеллекта предложены: Спирменом, Терстоуном, Айзенком и другими. По мнению ряда исследователей изучение психогенетики интеллекта приводит к выводам о более низкой наследственности интеллекта и о более высокой обусловленности, вариативности показателей среды. Превалируют также факторы: общесредовые особенности, общесемейная среда, социально-экономический статус, интеллект родителей и т. д. Средовое влияние приводит к варьированию коэффициента интеллекта в размерах от 20 до 25 пунктов.

  Имея  определенную генетическую обусловленность  интеллектуальные особенности колеблятся в зависимости от средовых влияний. Как только качество среды улучшается уровень коэффициента интеллекта возрастает до верхней границы диапазона. В 1990 году было введено понятие  так называемого эмоционального интеллекта – это коэффициент жизненного счастья, гармонии, успеха.

  Основные  параметры эмоционального интеллекта:

  - самоосознанность

  - самомотивирувание

  - устойчивость к фрустрации

  - эмоциональная саморегуляция

  - самоконтроль поведения

  - эмпатия

  - оптимизм

  Еще одна модель интеллектуальных знаний, ориентированная не практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным или не ясным вопросам.

  Свойства  мудрости: 

  1. связано с решением важных смысложизненных вопросов;
  2. уровень использования знаний очень высок;
  3. знания сбалансированы и могут использоваться в различных ситуациях. Мудрость сочетает в себе ум и добродетель, и может использоваться только во благо человека.
  4. мудрость легко распознается другими людьми; 
  5. одаренность – сочетание ряда способностей, обеспечивающих успешное выполнение определенной деятельности.

  Одаренных людей отличает: внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, им свойственна настойчивость в  достижении цели, потребность трудится и достигать высоких целей. Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов.

  Вопросы одаренности изучали Теплов Б. М. и Лейтес Н.С.

  Типология интеллектуально одаренных людей (А. Холодная)

  1. Показатели интеллекта выше 135-140 единиц
  2. Высокий уровень развития творческих способностей
  3. Высокий уровень академической успешности
  4. Высокая степень успешности в выполнении тех или иных видов деятельности
  5. С экстраординарными интеллектуальными достижениями
  6. С экстраординарными интеллектуальными возможностями связанными с анализом, оценкой и предсказаний событий обыденной жизни людей.

  Следующая ступенька развития способностей –  талант. Это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Результаты деятельности талантливого человека отличаются оригинальностью и принципиальной новизной.

  Высшим  уровнем развития способностей является гениальность – высшая степень одаренности  человека, выражающая в продукте деятельности, имеющим историческое значение.

Выделяют следующие основные подходы к выделению гениальности:

  - патологические теории

  - психоаналитические теории

  - теории качественного превосходства

  - теории количественного превосходства

  - самоактуализационнае теория Маслоу  

                                      Тема: Когнитивные стили

                                                              План

  1. Понятие когнитивного стиля в психологии индивидуальности
  2. Параметры когнитивных стилей
  3. Когнитивная психология – это направление современной психологии которая возникла в 60-х годах. Которая рассматривает психику, как систему переработки информации.

Когнитивный – познавательный, имеющий отношение  к познанию.

  Когнитивный стиль – это индивидуальный способ переработки информации человеком. Индивидуальная стратегия поведения. Когнитивный стиль относится к формально-динамическим свойствам индивидуальности.

  Когнитивный стиль – это стабильные индивидуальные характеристики взаемодействия человека со средой.

                                      2.Параметры когнитивных стилей

1. по типу восприятия (полезависимость – поленезависимость)

2. по  типу мышления (аналитичность –  синтетичность)

3. по  типу реагирования (импульсивность  – рефлексивность)

4. по  типу обучения (серийность – целостность) 

5. по  особенностям когнитивного контроля (гибкий – регидный).

  Параметры когнитивного стиля заданы генетически. Если способности растут и развиваются, то когнитивный стиль усиливается  или усугубляется. Когнитивный стиль относится к способу, а не к уровню выполнения деятельности.

  1. Под полем понимается актуальная психологическая ситуация в которой находится данный индивид.

  Полезависимость означает:

- доминирование  целого;

- недостаточное дифференцирование частей в образе восприятия;

- неспособность преодолеть контекст;

- необособленность отдельных раздражителей от фона;

- ориентация на внешние признаки;

- образность мышления;

- мягкость критериев;

- допускает некоторую неопределенность в оценке;

- эффективно использует полученную от других информацию: находясь в состоянии неопределенности (помощь).

  Поленезависимость:

- способность воспринимать целое, как уже структурированное;

- выделять нужные стимулы у контекста;

- выделять из ситуации существенные черты, не более заметные;

- легче происходит перенос знаний и навыков;

- более рациональные стратегии запоминания;

- легко освобождается от давления обстоятельств;

- обладают устойчивостью в оценке признаков;

- в ситуации неопределенности действует самостоятельно игнорируя мнения или подсказки других.

  2. Данный параметр указывает на что больше ориентирован индивид в процессе познания: на различия или сходства. Аналитичные – ориентируются на специфику в объектах, целостным воспринимают набор несущественных, второстепенных признаков. Синтетичные – отдельные стимулы воспринимают, как целое, ориентируются на общее.

  Аналитики:

  - выделяют больше групп при классификации;

  - больше значимых признаков;

  - более детальный анализ объектов;

  - ориентированы на различия в объектах;

  - наибольшее значение имеют специфические признаки;

  - легче обучаются при низком темпе;

  - нужно большое число повторений материала;

  - акцент на произвольное запоминание;

  - акцент на эмоциональных свойствах объектов;

  -  выраженная тревожность;

  - высокая конфликтность;

  - левополушарные.

  Синтетики:

  - выделяют небольшое количество групп при сортировке;

  - ориентированы на сходства;

  - оценивают события по общему контуру;

  - легче обучаются в ситуациях конструирования моделей, схем, систематизации, компановки материала;

  - правополушарные;

  - защитные механизмы: идут по типу вытеснения и отрицания.

  Методика  выявления аналитичности – синтетичности разработана Р. Гарднером и называется «Сортировка объектов».

  3. Данный параметр когнитивного стиля в стабильной тенденции субъекта обнаруживать в ситуациях с высокой неопределенностью – медленную реакцию, развернутый детальный анализ ситуации перед принятием решения и в итоге более подготовленный объект – это касается рефлексивных людей. Либо быструю реакцию при меньшей степени исследования стимульного поля, меняя подготовленный ответ и следовательно большое число ошибок – импульсивные. Самым распространенным тестом является Тест Подобных Фигур Когана.

  4. Ригидность (жесткость, твердость) – это затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в способе решения задач в условиях, объективно требующих перестройки. Ригидные субъекты испытывают затруднения  в переходе на новый способ решения из-за установочного эффекта предыдущих задач. Гибкие субъекты или низкоригидные эффективно и быстро переключаются на новые способы и виды деятельности.

  5. Когнитивная сложность определяет дифференцированность и многообразие категорий  с помощью которых субъект классифицирует объекты внешнего мира и социального окружения. В качестве инструмента исследования данного стиля предложен Дж. Келли Репертуарный тест ролевого конструкта ( репертуарные решетки Келли): испытуемые называют 12 знакомых и определяют их роли, чем меньше число совпадений в группе испытуемых, тем выше индекс когнитивной сложности. Когнитивная простота, сложность – это набор конструктов в различной степени дифференцированности, т.е. которые отличаются друг от друга при оценке разных людей, а также событий. 
 
 
 

Информация о работе Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина