Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 19:48, реферат
Дифференциальная психология – это раздел психологии изучающий психологическое различие между индивидами или группами людей объединяющих по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий. Предметом дифференциальной психологии являются закономерности возникновения и проявлении индивидуально-групповых типологических различий.
Предмет, задачи, структура дифференциальной психологии
Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин
Основные понятия дифференциальной психологии
История дифференциальной психологии
Методы дифференциальной психологии
Задатки проявляются в склонности к определенному виду деятельности и в повышенной любознательности ко всему. Осуществляя тем самым связь между способностями и темпераментом. Выделяют несколько уровней способности:
задатки → способности
↓ ↓
общие специальные
↓ ↓
одаренность→талант→
К значимым факторам образования способностей относятся:
1) сензитивные периоды
2)
толчки ярких эмоциональных
3)
мотивационные особенности,
Исследователи подчеркивают влияния как генетического так и средство фактора на развитие способностей. Различия способностей проявляются в качественных особенностях (к чему человек способен) и количественных особенностях – на сколько человек способен.
По качеству чаще всего выделяют общие способности и специальные.
Общие
способности – система
Специальные
способности – система свойств
личности, которая помогает достигнуть
высоких результатов в какой-
Индивидуальные различия в способностях детерминированы задатками, условиями жизни, обучения, воспитания, деятельностью. Среди всех видов способностей наиболее изучены интеллектуальные.
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Существуют модели интеллекта предложены: Спирменом, Терстоуном, Айзенком и другими. По мнению ряда исследователей изучение психогенетики интеллекта приводит к выводам о более низкой наследственности интеллекта и о более высокой обусловленности, вариативности показателей среды. Превалируют также факторы: общесредовые особенности, общесемейная среда, социально-экономический статус, интеллект родителей и т. д. Средовое влияние приводит к варьированию коэффициента интеллекта в размерах от 20 до 25 пунктов.
Имея определенную генетическую обусловленность интеллектуальные особенности колеблятся в зависимости от средовых влияний. Как только качество среды улучшается уровень коэффициента интеллекта возрастает до верхней границы диапазона. В 1990 году было введено понятие так называемого эмоционального интеллекта – это коэффициент жизненного счастья, гармонии, успеха.
Основные параметры эмоционального интеллекта:
- самоосознанность
- самомотивирувание
- устойчивость к фрустрации
- эмоциональная саморегуляция
- самоконтроль поведения
- эмпатия
- оптимизм
Еще одна модель интеллектуальных знаний, ориентированная не практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным или не ясным вопросам.
Свойства мудрости:
Одаренных людей отличает: внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, им свойственна настойчивость в достижении цели, потребность трудится и достигать высоких целей. Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов.
Вопросы одаренности изучали Теплов Б. М. и Лейтес Н.С.
Типология
интеллектуально одаренных
Следующая ступенька развития способностей – талант. Это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Результаты деятельности талантливого человека отличаются оригинальностью и принципиальной новизной.
Высшим уровнем развития способностей является гениальность – высшая степень одаренности человека, выражающая в продукте деятельности, имеющим историческое значение.
Выделяют следующие основные подходы к выделению гениальности:
- патологические теории
- психоаналитические теории
-
теории качественного
-
теории количественного
-
самоактуализационнае теория
Когнитивный – познавательный, имеющий отношение к познанию.
Когнитивный стиль – это индивидуальный способ переработки информации человеком. Индивидуальная стратегия поведения. Когнитивный стиль относится к формально-динамическим свойствам индивидуальности.
Когнитивный стиль – это стабильные индивидуальные характеристики взаемодействия человека со средой.
1. по типу восприятия (полезависимость – поленезависимость)
2. по типу мышления (аналитичность – синтетичность)
3. по типу реагирования (импульсивность – рефлексивность)
4. по типу обучения (серийность – целостность)
5. по особенностям когнитивного контроля (гибкий – регидный).
Параметры когнитивного стиля заданы генетически. Если способности растут и развиваются, то когнитивный стиль усиливается или усугубляется. Когнитивный стиль относится к способу, а не к уровню выполнения деятельности.
Полезависимость означает:
- доминирование целого;
- недостаточное дифференцирование частей в образе восприятия;
- неспособность преодолеть контекст;
- необособленность отдельных раздражителей от фона;
- ориентация на внешние признаки;
- образность мышления;
- мягкость критериев;
- допускает некоторую неопределенность в оценке;
- эффективно использует полученную от других информацию: находясь в состоянии неопределенности (помощь).
Поленезависимость:
- способность воспринимать целое, как уже структурированное;
- выделять нужные стимулы у контекста;
- выделять из ситуации существенные черты, не более заметные;
- легче происходит перенос знаний и навыков;
- более рациональные стратегии запоминания;
- легко освобождается от давления обстоятельств;
- обладают устойчивостью в оценке признаков;
- в ситуации неопределенности действует самостоятельно игнорируя мнения или подсказки других.
2. Данный параметр указывает на что больше ориентирован индивид в процессе познания: на различия или сходства. Аналитичные – ориентируются на специфику в объектах, целостным воспринимают набор несущественных, второстепенных признаков. Синтетичные – отдельные стимулы воспринимают, как целое, ориентируются на общее.
Аналитики:
- выделяют больше групп при классификации;
- больше значимых признаков;
- более детальный анализ объектов;
- ориентированы на различия в объектах;
- наибольшее значение имеют специфические признаки;
- легче обучаются при низком темпе;
- нужно большое число повторений материала;
- акцент на произвольное запоминание;
- акцент на эмоциональных свойствах объектов;
- выраженная тревожность;
- высокая конфликтность;
- левополушарные.
Синтетики:
- выделяют небольшое количество групп при сортировке;
- ориентированы на сходства;
- оценивают события по общему контуру;
- легче обучаются в ситуациях конструирования моделей, схем, систематизации, компановки материала;
- правополушарные;
- защитные механизмы: идут по типу вытеснения и отрицания.
Методика
выявления аналитичности –
3. Данный параметр когнитивного стиля в стабильной тенденции субъекта обнаруживать в ситуациях с высокой неопределенностью – медленную реакцию, развернутый детальный анализ ситуации перед принятием решения и в итоге более подготовленный объект – это касается рефлексивных людей. Либо быструю реакцию при меньшей степени исследования стимульного поля, меняя подготовленный ответ и следовательно большое число ошибок – импульсивные. Самым распространенным тестом является Тест Подобных Фигур Когана.
4. Ригидность (жесткость, твердость) – это затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в способе решения задач в условиях, объективно требующих перестройки. Ригидные субъекты испытывают затруднения в переходе на новый способ решения из-за установочного эффекта предыдущих задач. Гибкие субъекты или низкоригидные эффективно и быстро переключаются на новые способы и виды деятельности.
5.
Когнитивная сложность определяет дифференцированность
и многообразие категорий с помощью
которых субъект классифицирует объекты
внешнего мира и социального окружения.
В качестве инструмента исследования
данного стиля предложен Дж. Келли Репертуарный
тест ролевого конструкта ( репертуарные
решетки Келли): испытуемые называют 12
знакомых и определяют их роли, чем меньше
число совпадений в группе испытуемых,
тем выше индекс когнитивной сложности.
Когнитивная простота, сложность – это
набор конструктов в различной степени
дифференцированности, т.е. которые отличаются
друг от друга при оценке разных людей,
а также событий.
Информация о работе Дифференциальная психология, как психологическая дисциплина