Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:42, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение проблемы волевой готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования: волевой компонент готовность шестилетних детей к школе.
Предмет исследования: диагностика волевой готовности детей к школе.
Задачи:
Проведение теоретического анализа проблемы волевой готовности к школьному обучению детей шести лет в психологической науке и практике.
Определение критериев волевой готовности к обучению в школе.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Психологические особенности готовности детей 6-7 лет к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологической науке
9
1.2 Волевой компонент готовности к обучению как фактор психологической готовности к школе
14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
20
2.1 Организационно-методическое обоснование эксперимента
20
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Психологически интереснее те рисунки, на которых часть семьи расположена в одной группе, а один или несколько членов семьи - отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности (5 % рисунков).
Расположение членов семьи на рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции. Так, например, девочка 6 лет нарисовала себя рядом с матерью, а в отдельной группе - отца с братом, иллюстрируя таким образом существующую в этой семье конфронтацию на почве ролевых несовпадений «мужественности» и «женственности».
Как
правило, хорошие эмоциональные
отношения с человеком
Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности (более 50 % рисунков).
Однако иногда соотношение размеров нарисованных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов семьи - семилетний ребенок может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для ребенка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование. Так, например, в рисунке девочки б лет мама нарисована на треть больше отца и вдвое больше остальных членов семьи. Для этой семьи была характерна большая доминантность матери, которая являлась истинно авторитарным руководителем семьи. Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя. В нашей практике это было связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревнованием за родительскую любовь с другим родителем, при котором ребенок приравнивает себя родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом «конкурента».
Таким образом, можно сделать вывод, что в проективной методике «Рисунок семьи» выявлено, что респонденты адекватно оценивают себя, свою семью. Четко анализируют круг близких людей, куда входят не только мама с папой, но и дедушка, бабушка и др.
Приятно отметить, что в 80 % рисунков четко прорисованы части тела человека: лицо, руки, пальцы, выражение глаз. Это говорит о психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Но, несмотря на это, в некоторых рисунках отсутствуют члены семьи, они сами, диспропорция изображений – это свидетельствует о том, что данные респонденты имеет проблемы с личной идентификацией, которая мешает формировать психологическую готовность.
Для подтверждения или опровержения гипотезы, в исследовании использовались методы математической статистики: критерий Стьюдента.
В
случае независимых выборок для
анализа разницы средних
где М1 - средняя первой выборки; М2 - средняя второй выборки; s1 — стандартное отклонение для первой выборки; s2 - стандартное отклонение для второй выборки; nl и n2 - число элементов в первой и второй выборках.
Таблица 2.5
Особенности волевой готовности в 4 и 5 группах дошкольников
Критерии |
Среднее значение по показателю 4 группа 5 группа |
Коэффициент Стьюдента
(t-тест) | |
Тест школьной зрелости А.Керна - И. Йерасека | 4,63 | 6 |
2,7
(находится
в зоне неопределенности) |
«Бусы» | 1,44 | 2,46 | 2,9 (находится в зоне значимости) |
«Рисование по точкам» | 27,38 | 26,38 | 0,4 (находится в зоне незначимости) |
«Домик» | 1,88 | 2,5 |
1,3 (находится в зоне незначимости) |
«Графический диктант» | 11,56 | 10 | 1,1 (находится в зоне незначимости) |
Примечание:
* - различия получены на 5% уровне значимости
Таким образом, согласно данным Т-критерия Стьюдента выявлены значимые различия между несвязными выборками по методике «Бусы». Действительно, формирование произвольного поведения дошкольника, умение слушать и выполнять инструкции учителя – является главной составляющей психологической готовности ребенка к школе. Мы делаем вывод, что в группе № 4 дети более подготовлены к обучению в школе, так как они имеют развитые навыки произвольного поведения. В том числе и навыки волевой саморегуляция, которая включает в себя следующие компоненты:
По результатам экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Теоретический анализ научной литературы современной психологии показал, что пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».
На
сегодняшний день практически общепризнанно,
что готовность к школьному обучению
– многокомпонентное
Рассматривая волевую готовность к школьному обучению как компонента психологической готовности к школе, проведя анализ развития волевой сферы ребенка поступающего в общеобразовательное учебное учреждение, мы выделили такие ее критерии: количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии на слух; зрительную саморегуляцию; перцептивную и моторную самоорганизацию пространства.
Практическая часть работы показала, насколько сформированы компоненты волевой готовности к школьному обучению и выявили, что уровень психологической готовности к обучению в школе детерминируется уровнем волевой саморегуляции ребенка.
В этой связи, мы отмечаем роль родителей и воспитателей в становлении волевой готовности и формировании произвольности поведения у дошкольников.
Кроме самых разнообразных занятий и игр, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий, развитию произвольности способствует предоставляемая ребенку самостоятельность.
Если у ребенка в 6 лет есть свои маленькие обязанности, пусть еще очень простые, такие, как убрать свои игрушки или подмести в комнате, помыть посуду, сходить в магазин за хлебом, то такой ребенок оказывается гораздо более готовым к школе, чем тот, за которого все это делает мама или бабушка.
Надеемся,
что данная тема будет разработана в дипломной
работе.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Диагностика волевой готовности шестилетних детей к школьному обучению