Диагностика волевой готовности шестилетних детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое и практическое изучение проблемы волевой готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования: волевой компонент готовность шестилетних детей к школе.
Предмет исследования: диагностика волевой готовности детей к школе.
Задачи:
Проведение теоретического анализа проблемы волевой готовности к школьному обучению детей шести лет в психологической науке и практике.
Определение критериев волевой готовности к обучению в школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Психологические особенности готовности детей 6-7 лет к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологической науке


9
1.2 Волевой компонент готовности к обучению как фактор психологической готовности к школе

14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

20
2.1 Организационно-методическое обоснование эксперимента
20
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа содержит 1 файл

ДИАГНОСТИКА ВОЛОВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

психолого-педагогический факультет 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ  ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 

      ДИАГНОСТИКА ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ

      ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 
 

        
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Севастополь

2011 
 

Автореферат курсовой работы

Выполнила студентка: Карелина Надежда Петровна
Тема: Диагностика волевой готовности шестилетних детей  к школьному обучению
Научный руководитель: старший преподаватель Ревина Ирина Юрьевна
Объект: волевой компонент готовность шестилетних детей к школе.
Предмет: диагностика волевой готовности детей к школе.
Цель: теоретическое и практическое изучение проблемы волевой готовности детей к школьному обучению.
Задачи:

    1. Проведение  теоретического анализа проблемы волевой  готовности к школьному обучению детей шести лет в психологической науке и практике.

    2. Определение критериев волевой готовности к обучению в школе.

    3. Эмпирическое изучение волевой готовности к школьному обучению.

    4. Разработка  практических рекомендаций по  формированию психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

         Гипотеза исследования: Мы предполагаем: чем выше уровень волевой саморегуляции дошкольника, которая включает в себя следующие компоненты:
    • количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии на слух;
    • зрительная саморегуляция;
    • перцептивная и моторная самоорганизация пространства,

тем выше уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

Методики:

1. методика «Ориентировочный тест школьной зрелости» А.Керна – И. Йерасека;

2. методика  «Бусы»;

3. методика  «Рисование по точкам»;

4. методика «Домик»;

5. методика «Графический диктант»;

6. Проективная методика «Рисунок семьи».

Использование математических методов обработки  данных:

1.  t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок  с помощью программы STATISTICA 6.0

Краткие выводы по работе:
  1. В дошкольном возрасте  завершается процесс овладения речью: к 7 годам язык становится средством общения  и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму; развивается звуковая сторона речи; младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, завершается процесс фонематического развития; развивается грамматический строй речи; детьми усваиваются закономерности морфологического порядка и синтаксического; усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.
  2. Анализ развития воли у детей 6-7 лет в научной теории и практике показал, что формирование волевых действий происходит под влиянием требований взрослых и сверстников, связан с изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов и целеполагания, выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции.
  3. Для подтверждения или опровержения гипотезы, в исследовании использовались методы математической статистики: критерий Стьюдента. Критерий Стьюдента (t-тест) использовался для выявления степени достоверности различий в волевой готовности в 4 и 5 группах ДУУ             № 133. Таким образом, согласно данным Т-критерия Стьюдента выявлены значимые различия между несвязными выборками по методике «Бусы». Действительно, формирование произвольного поведения дошкольника, умение слушать и выполнять инструкции учителя – является главной составляющей психологической готовности ребенка к школе. Мы делаем вывод, что в группе № 4 дети более подготовлены к обучению в школе, так как они имеют развитые навыки произвольного поведения. В том числе и навыки волевой саморегуляция, которая включает в себя следующие компоненты: количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии на слух;  зрительная саморегуляция; перцептивная и моторная самоорганизация пространства.
  4. В рамках курсовой работы были разработаны практические рекомендации для педагогов и родителей по формированию психологической готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
 
 
Количество  использованных источников: 43
 
 
 
 
 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ  
                    1.1 Психологические особенности готовности детей 6-7 лет к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологической науке
 
 
9
                    1.2 Волевой компонент готовности к обучению как               фактор психологической готовности к школе
 
14           
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ  
 
20
              2.1 Организационно-методическое обоснование эксперимента  
20
              2.2 Результаты констатирующего эксперимента  
23        
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Проблема готовности ребенка к школе актуальна всегда. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

     -социальный;

     -психологический;

     -эмоционально  – волевой.

     Успешное  решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

     А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для  оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками [1].

     И. Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

     Л.И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [3].

     На  сегодняшний день общепризнанно, что  готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

   Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер,                А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  В.С. Мухина, Е.О. Смирнова [3, 8, 9, 11, 22, 32].

     Проблема  эмоционально-волевого развития вызывала, и вызывает интерес в современном обществе у философов, физиологов, психологов, клиницистов.  Изучением эмоционально-волевой сферы занимались такие зарубежные ученые как К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Р. Вудвортса, Д. Линдсли, П. Фресс, Я. Рейковский, К. Изард, Ж.П. Сартр, А.Камю и другие, а также отечественные авторы: П.М. Якобсон, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонова, П.В. Симонова, Л.И. Куликова, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин.  Несмотря на огромный научно-теоретический и практический материал, исследования эмоционально-волевых процессов в дошкольном детстве еще не получили  необходимой  разработки  и  конкретизации,  достаточных экспериментальных фактов, для построения стройной психологической теории волевых процессов и их развития. В научных источниках недостаточно рассмотрена зависимость развития волевых процессов от содержания и структуры детской деятельности, от характера взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.  Что дает право утверждать, что  проблема волевой готовности к школьному обучению актуальна и малоизученна.

     Цель  исследования: теоретическое и практическое изучение проблемы волевой готовности детей к школьному обучению.

     Объект исследования: волевой компонент готовность шестилетних детей к школе.

     Предмет исследования: диагностика волевой готовности детей к школе.

        Задачи:

    1. Проведение теоретического анализа проблемы волевой  готовности к школьному обучению детей шести лет в психологической науке и практике.
    2. Определение критериев волевой готовности к обучению в школе.

         3. Эмпирическое изучение волевой готовности к школьному обучению.

         4. Разработка практических рекомендаций  по формированию психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

     Гипотеза  исследования: Мы предполагаем: чем выше уровень волевой саморегуляции дошкольника, которая включает в себя следующие компоненты: количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии на слух; зрительная саморегуляция и перцептивная и моторная самоорганизация пространства, тем выше уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

     Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    • анализ и обобщение научной литературы;
    • эксперимент.

     При констатирующем эксперименте были использованы следующие методики:

1. методика «Ориентировочный тест школьной зрелости» А.Керна –                       И. Йерасека;

2. методика  «Бусы»;

3. методика «Рисование по точкам»;

4. методика «Домик»;

5. методика «Графический диктант»;

6. Проективная  методика «Рисунок семьи»;

7. методы математической статистики: t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок.

     Исследование  проводилось в ДУУ № 133 г. Севастополя на протяжении октября 2010 г. по апрель 2011 г.

     В исследовании принимали участие  32 ребенка подготовительных групп № 4 и 5 (16 мальчиков и 16 девочек).

     Результаты  данного исследования могут быть использованы при работе с детьми старшего дошкольного возраста, в психодиагностической и коррекционно – развивающей деятельности практических психологов и педагогов системы образования и внешкольных учреждений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЛЕВОЙ

ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 

      1.1. Психологические особенности готовности детей 6-7 лет к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологической науке 
 

     Психологическая готовность к обучению в школе  рассматривается на современном  этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

     В психологическом словаре понятие  «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

     В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [32, 76].

     Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [43, 65].

     Наиболее  полно понятие «готовность к  школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора,   прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность [8, 23].

     В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в  тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах. Поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях [19, 78].

Информация о работе Диагностика волевой готовности шестилетних детей к школьному обучению