Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:42, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение проблемы волевой готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования: волевой компонент готовность шестилетних детей к школе.
Предмет исследования: диагностика волевой готовности детей к школе.
Задачи:
Проведение теоретического анализа проблемы волевой готовности к школьному обучению детей шести лет в психологической науке и практике.
Определение критериев волевой готовности к обучению в школе.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Психологические особенности готовности детей 6-7 лет к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологической науке
9
1.2 Волевой компонент готовности к обучению как фактор психологической готовности к школе
14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
20
2.1 Организационно-методическое обоснование эксперимента
20
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
психолого-педагогический факультет
КАФЕДРА
ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
ДИАГНОСТИКА ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ
ДЕТЕЙ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Севастополь
2011
Автореферат курсовой работы
Выполнила студентка: Карелина Надежда Петровна |
Тема: Диагностика волевой готовности шестилетних детей к школьному обучению |
Научный руководитель: старший преподаватель Ревина Ирина Юрьевна |
Объект: волевой компонент готовность шестилетних детей к школе. |
Предмет: диагностика волевой готовности детей к школе. |
Цель: теоретическое и практическое изучение проблемы волевой готовности детей к школьному обучению. |
Задачи:
1. Проведение теоретического анализа проблемы волевой готовности к школьному обучению детей шести лет в психологической науке и практике. 2. Определение критериев волевой готовности к обучению в школе. 3. Эмпирическое изучение волевой готовности к школьному обучению. 4. Разработка практических рекомендаций по формированию психологической готовности дошкольников к обучению в школе. |
Гипотеза исследования: Мы предполагаем:
чем выше уровень волевой саморегуляции
дошкольника, которая включает в себя
следующие компоненты:
тем выше
уровень психологической |
Методики:
1. методика «Ориентировочный тест школьной зрелости» А.Керна – И. Йерасека; 2. методика «Бусы»; 3. методика «Рисование по точкам»; 4. методика «Домик»; 5. методика «Графический диктант»; 6. Проективная методика «Рисунок семьи». |
Использование
математических методов обработки
данных:
1. t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок с помощью программы STATISTICA 6.0 |
Краткие
выводы по работе:
|
Количество использованных источников: 43 |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ | |
|
9 |
|
14 |
ГЛАВА
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО- |
20 |
2.1 Организационно-методическое обоснование эксперимента | 20 |
2.2 Результаты констатирующего эксперимента | 23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 37 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 39 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 42 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности ребенка к школе актуальна всегда. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:
-социальный;
-психологический;
-эмоционально – волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками [1].
И. Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Л.И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [3].
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова [3, 8, 9, 11, 22, 32].
Проблема эмоционально-волевого развития вызывала, и вызывает интерес в современном обществе у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Изучением эмоционально-волевой сферы занимались такие зарубежные ученые как К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Р. Вудвортса, Д. Линдсли, П. Фресс, Я. Рейковский, К. Изард, Ж.П. Сартр, А.Камю и другие, а также отечественные авторы: П.М. Якобсон, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонова, П.В. Симонова, Л.И. Куликова, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин. Несмотря на огромный научно-теоретический и практический материал, исследования эмоционально-волевых процессов в дошкольном детстве еще не получили необходимой разработки и конкретизации, достаточных экспериментальных фактов, для построения стройной психологической теории волевых процессов и их развития. В научных источниках недостаточно рассмотрена зависимость развития волевых процессов от содержания и структуры детской деятельности, от характера взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Что дает право утверждать, что проблема волевой готовности к школьному обучению актуальна и малоизученна.
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение проблемы волевой готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования: волевой компонент готовность шестилетних детей к школе.
Предмет исследования: диагностика волевой готовности детей к школе.
Задачи:
3. Эмпирическое изучение волевой готовности к школьному обучению.
4. Разработка практических
Гипотеза исследования: Мы предполагаем: чем выше уровень волевой саморегуляции дошкольника, которая включает в себя следующие компоненты: количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии на слух; зрительная саморегуляция и перцептивная и моторная самоорганизация пространства, тем выше уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
При констатирующем эксперименте были использованы следующие методики:
1. методика «Ориентировочный тест школьной зрелости» А.Керна – И. Йерасека;
2. методика «Бусы»;
3. методика «Рисование по точкам»;
4. методика «Домик»;
5. методика «Графический диктант»;
6. Проективная методика «Рисунок семьи»;
7. методы математической статистики: t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок.
Исследование проводилось в ДУУ № 133 г. Севастополя на протяжении октября 2010 г. по апрель 2011 г.
В исследовании принимали участие 32 ребенка подготовительных групп № 4 и 5 (16 мальчиков и 16 девочек).
Результаты
данного исследования могут быть
использованы при работе с детьми
старшего дошкольного возраста, в психодиагностической
и коррекционно – развивающей деятельности
практических психологов и педагогов
системы образования и внешкольных учреждений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЛЕВОЙ
ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1.
Психологические особенности готовности
детей 6-7 лет к школьному обучению в отечественной
и зарубежной психологической науке
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
В
психологическом словаре
В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [32, 76].
Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [43, 65].
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность [8, 23].
В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах. Поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях [19, 78].
Информация о работе Диагностика волевой готовности шестилетних детей к школьному обучению