Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:42, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение проблемы волевой готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования: волевой компонент готовность шестилетних детей к школе.
Предмет исследования: диагностика волевой готовности детей к школе.
Задачи:
Проведение теоретического анализа проблемы волевой готовности к школьному обучению детей шести лет в психологической науке и практике.
Определение критериев волевой готовности к обучению в школе.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Психологические особенности готовности детей 6-7 лет к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологической науке
9
1.2 Волевой компонент готовности к обучению как фактор психологической готовности к школе
14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
20
2.1 Организационно-методическое обоснование эксперимента
20
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Анализ табличных данных указывает на то, что в ходе исследования функциональной готовности детей к школе у 15 респондентов (93 %) высокий уровень, у 1 ребенка (7 %) - средний уровень. Достаточно высокие показатели по шкале «готовности к школьному обучении» в группе № 4. Проанализируем результаты по данной методике в группе № 5 ДУУ № 133 (см. Таблицу 2.2).
Таблица 2.2
Результаты диагностики функциональной готовности к школе в группе № 5 по тесту школьной зрелости А.Керна - И. Йерасека
№ п/п | Ф.И.О. | Балл | Уровень |
1 | Федя К. | 7 | Средний |
2 | Вадим Д. | 8 | Средний |
3 | Степа М. | 6 | Высокий |
4 | Алиса Б. | 3 | Высокий |
5 | Роман Б. | 7 | Средний |
6 | Тимофей М. | 5 | Высокий |
7 | Алеша М. | 6 | Высокий |
8 | Олеся Б. | 7 | Средний |
9 | Даша С. | 5 | Высокий |
10 | Алиса Б. | 3 | Высокий |
11 | Настя М. | 6 | Высокий |
12 | Даша З. | 8 | Средний |
13 | Степан Ж. | 7 | Средний |
14 | Диана К. | 6 | Высокий |
15 | Настя Н. | 7 | Средний |
16 | Лера П. | 5 | Высокий |
В ходе исследования функциональной готовности детей к школе у 9 респондентов (56 %) выявлен высокий уровень, у 7 дошкольников (44 %) - средний уровень.
Графически полученные результаты представлены на рисунке 2.1.
Согласно полученным результатам видно, что в подготовительной группе № 4 выше уровень психологической готовности к школьному обучению. Радует тот факт, что дети с низким показателем функциональной готовности отсутствует в двух группах.
Рассмотрим первичные результаты по следующим методикам: «Бусы», «Рисование по точкам», «Домик» и «Графический диктант» (см. Таблицы 2.3 и 2.4).
Таблица 2.3
Результаты диагностики функциональной готовности к школе в группе № 4
№ п/п | Ф.И.О. | «Бусы» | «Рисование по точкам» | «Домик» | «Графический диктант» |
1 | Игорь А. | 1 уровень | 18 | 3 | 4 |
2 | Максим К. | 1 уровень | 30 | 2 | 10 |
3 | Алена Р. | 1 уровень | 17 | 1 | 12 |
4 | Лера К. | 1 уровень | 25 | 1 | 8 |
5 | Максим Г. | 1 уровень | 20 | 0 | 14 |
6 | Маша Е. | 2 уровень | 28 | 3 | 10 |
7 | Слава Д. | 3 уровень | 35 | 4 | 15 |
8 | Маша П. | 1 уровень | 40 | 0 | 16 |
9 | Саша П. | 1 уровень | 38 | 0 | 16 |
10 | Оскар Ш. | 2 уровень | 22 | 3 | 10 |
11 | Андрей П. | 1 уровень | 25 | 2 | 12 |
12 | Андрей О. | 3 уровень | 20 | 4 | 8 |
13 | София К. | 1 уровень | 25 | 2 | 10 |
14 | Артем К. | 2 уровень | 30 | 3 | 12 |
15 | Вася Д. | 1 уровень | 25 | 2 | 12 |
16 | Лера Г. | 1 уровень | 40 | 0 | 16 |
Сумма баллов | 23 | 438 | 30 | 185 | |
Среднее значение по группе | 1,43 | 27,37 | 1,87 | 11,56 |
Согласно полученным данным из таблицы 2.3 была выявлена следующая психологическая тенденция в проявлениях волевой готовности дошкольников четвертой группы:
Для выявления психологических особенностей формирования волевой готовности к обучению в школе сравним данные 4 группы с результатами 5 группы дошкольников (см. Таблицу 2.4.).
Таблица 2.4
Результаты диагностики функциональной готовности к школе в группе № 5
№ п/п | Ф.И.О. | «Бусы» | «Рисование по точкам» | «Домик» | «Графический диктант» |
1 | Федя К. | 3 уровень | 18 | 4 | 6 |
2 | Вадим Д. | 4 уровень | 25 | 4 | 3 |
3 | Степа М. | 1 уровень | 38 | 0 | 10 |
4 | Алиса Б. | 1 уровень | 17 | 3 | 13 |
5 | Роман Б. | 3 уровень | 20 | 1 | 7 |
6 | Тимофей М. | 3 уровень | 35 | 2 | 15 |
7 | Алеша М. | 3 уровень | 21 | 3 | 12 |
8 | Олеся Б. | 2 уровень | 30 | 3 | 12 |
9 | Даша С. | 1 уровень | 20 | 1 | 8 |
10 | Алиса Б. | 1 уровень | 36 | 1 | 16 |
11 | Настя М. | 3 уровень | 35 | 4 | 4 |
12 | Даша З. | 4 уровень | 34 | 2 | 5 |
13 | Степан Ж. | 1 уровень | 20 | 2 | 13 |
14 | Диана К. | 3 уровень | 25 | 4 | 15 |
15 | Настя Н. | 4 уровень | 30 | 3 | 6 |
16 | Лера П. | 3 уровень | 18 | 3 | 15 |
Сумма баллов | 40 | 422 | 40 | 160 | |
Среднее значение по группе | 2,5 | 26,37 | 2,5 | 10 |
Из
таблицы 2.4 была выявлена следующая
психологическая тенденция
Полученные результаты по методикам рассмотрены в рисунке 2.2.
Рис. 2.2. Среднестатистические
показатели по 4 и 5 группе респондентов
по следующим методикам: «Бусы», «Рисунок
по точкам», «Домик» и «Графический диктант»
Исходя из представленных данных на рисунке 2.2, мы можем сделать следующие выводы:
- по методике «Бусы» дошкольники 4 группы лучше справились с заданием, связанным с восприятием на слух (на 1,07), что свидетельствует о более высокой результативности респондентов;
-
по методике «Рисование по
точкам» видна примерно
- по методике «Домик» различия между группами составило - 0,63. В группе в среднем дети допускают 1,5 ошибки. Это свидетельствует о том, что респонденты умеют ориентироваться на образец, средний уровень сформированности произвольного внимания и пространственного восприятия;
- по методике «Графический диктант» показатели в группе № 4 выше на 1,56, что свидетельствует о более высоком развитии произвольной сферы ребенка в ДУУ.
Таким образом, выявлено, что показатели волевой готовности более высокие в группе № 4, а значит и уровень психологической готовности данной группы выше.
Проведем анализ проективной методики «Рисунок семьи».
Интерпретация делится на три части:
Начнем с анализа структуры рисунка:
Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. По результатам нашего исследования, около 94 % детей 6 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, на рисунке изображают ее полностью.
Искажение
реального состава семьи
Часто приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи.
Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения (на 10 % рисунков). Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми.
Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции (13 % рисунков). Ребенок таким способом в символической ситуации «монополизирует» любовь и внимание родителей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, чаще всего, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции: «Не хотел - он дерется»; «Не хочу, чтобы он с нами жил», и т. п.
Расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.
Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью (78 % рисунков). Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей (15 %).
Информация о работе Диагностика волевой готовности шестилетних детей к школьному обучению