Диагностика волевой готовности шестилетних детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое и практическое изучение проблемы волевой готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования: волевой компонент готовность шестилетних детей к школе.
Предмет исследования: диагностика волевой готовности детей к школе.
Задачи:
Проведение теоретического анализа проблемы волевой готовности к школьному обучению детей шести лет в психологической науке и практике.
Определение критериев волевой готовности к обучению в школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Психологические особенности готовности детей 6-7 лет к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологической науке


9
1.2 Волевой компонент готовности к обучению как фактор психологической готовности к школе

14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

20
2.1 Организационно-методическое обоснование эксперимента
20
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа содержит 1 файл

ДИАГНОСТИКА ВОЛОВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

     На  протяжении дошкольного детства  ребенок под влиянием воспитателя постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера  [1,3,15]. Однако, если деятельность сравнительно сложна и длительна, то дошкольники даже старшего возраста помнят о цели и подчиняют ей свои действия только в присутствии взрослого, заинтересованного в том, чтобы поддержать ребенка в его начинании. Предоставленный самому себе, ребенок скоро теряет мотив, забывает о цели. Таким образом, подчинение действия сравнительно отдаленным мотивам, установление связи между этими мотивами и целью - непосредственным результатом действия - хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируется еще не полностью, требует подкрепления внешними обстоятельствами [1,3,4,7,10,19].

     Анализ  научной литературы показал, что  особые требования к воле ребенка  предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них [3,10,15,23].

     Возможности разумного выбора решения существенно  увеличиваются к старшему дошкольному возрасту [1,3,4,7,10,19,23]. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у ребенка 6-7 лет волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой происходит выбор. Одно из важных условий, влияющих на решение ребенка – присутствие других людей (взрослых или сверстников), их оценка. Когда ребенок остается один, он гораздо реже сдерживает свои непосредственные побуждения, чем, находясь в коллективе сверстников или в обществе взрослых.

     Изучение  проблемы развития воле в возрасте 6-7 лет показало, что выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции  [1,3,4,7,10,19,23].

     Именно  в словесной форме ребенок  формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые.

     Таким образом, анализ развития воли у детей 6-7 лет в научной теории и практике показал, что формирование волевых действий происходит под влиянием требований взрослых и сверстников, связан с изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов и целеполагания, выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции. 
 
 
 

      По  результатам теоретического анализа  можно сделать следующие выводы:

  1. В познавательном плане ребенок  к поступлению в школу  уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение  школьной учебной программы.
  2. Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.
  3. В дошкольном возрасте  в основном завершается процесс овладения речью: к 7 годам язык становится средством общения  и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму; развивается звуковая сторона речи; младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, завершается процесс фонематического развития; развивается грамматический строй речи; детьми усваиваются закономерности морфологического порядка и синтаксического; усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.
  4. Анализ развития воли у детей 6-7 лет в научной теории и практике показал, что формирование волевых действий происходит под влиянием требований взрослых и сверстников, связан с изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов и целеполагания, выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 

     2.1. Организационно-методическое обоснование эксперимента 
 

     Констатирующий  эксперимент проводился на базе ДУУ № 133 г. Севастополя в группе «Дошкольник» (№ 4 и 5): в группе № 4 принимало участие 9 мальчиков и 7 девочек, а в группе № 5 – 9 девочек и 7 мальчиков.

     Для подтверждения или опровержения гипотезы исследования - чем выше уровень волевой саморегуляции дошкольника, которая включает в себя следующие компоненты: количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии на слух; зрительная саморегуляция; перцептивная и моторная самоорганизация пространства, тем выше уровень психологической готовности детей к обучению в школе - в исследовании использованы качественные и количественные методы.

     Приоритет в выборе качественных методов определен  тем, что проблема относится к числу малоизученных. Главный акцент в исследовании был направлен на получение индивидуального материала по проблеме волевой готовности к школьному обучению.

       Цель эмпирического исследования: изучение волевой готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста.

        Основные методы эмпирического  исследования:

       1. Методика «Ориентировочный тест школьной зрелости» А.Керна – И. Йерасека. Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования детей: не требует продолжительного времени для проведения; может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований; имеет нормативы, разработанные на большой выборке; не требует специальных средств и условий для проведения.

     Ориентировочный тест школьной зрелости Я.Йерасека является модификацией теста А.Керна. Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек.

     Полученные  результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, то есть характеризуют произвольность психической деятельности.

     2. Методика «Бусы». Данная методика направлена на выявление условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус); II – проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

     3. Методика «Рисование по точкам». Методика включает шесть задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 – неправильные трапеции, в задаче № 3 – ромб, в задаче № 4 – квадрат и в задаче № 6 – четырех лучевая звезда.

     Интерпретация результатов:

    • 33 – 40 баллов – высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия;
    • 19 – 32 балла – ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности;
    • Менее 19 баллов – чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает  заданную систему требований, предложенную взрослым.

     4. Методика «Домик». Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточность.

     Методика  позволяет выявить умение ориентироваться  на образец, точно скопировать его, степень развития произвольного внимания, сформированность  произвольного восприятия. Точное воспроизводство оценивается 0 баллов, за каждую ошибку начисляется 1 балл.

     5. Методика «Графический диктант». Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых – тренировочный.

     6. Проективная методика «Рисунок семьи». Данное название объединяет целую группу проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Как правило, применяются при обследовании детей.

     Анализу подвергается:

     а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи;

     б) различия между графическими презентациями в формах, пропорциях.

     Для исследования необходимы: лист белой  бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

     При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы  более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные  реакции и их связь с изображаемым содержанием.

     После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие  вопросы:

1. Скажи,  кто тут нарисован?

2. Где  они находятся?

3. Что  они делают? Кто это придумал?

4. Им  весело или скучно? Почему?

5. Кто  из нарисованных людей самый  счастливый? Почему?

6. Кто  из них самый несчастный? Почему?

      Таким образом, данный психологический инструментарий позволит определить уровень волевой готовности дошкольников к обучению в школе. 
 

              2.2. Результаты констатирующего эксперимента 
 

     На  первом этапе проводилось исследование при помощи теста школьной зрелости А. Керна – И. Йерасека.

     Цель: определить функциональную готовность к школе.

     Таблица 2.1

     Результаты  диагностики функциональной готовности к школе в группе № 4 по тесту школьной зрелости А.Керна -  И. Йерасека

№ п/п Ф.И.О. Балл Уровень
1 Игорь А. 7 Средний
2 Максим К. 5 Высокий
3 Алена Р. 6 Высокий
4 Лера К. 6 Высокий
5 Максим Г. 3 Высокий
6 Маша Е. 3 Высокий
7 Слава Д. 4 Высокий
8 Маша П. 3 Высокий
9 Саша П. 3 Высокий
10 Оскар Ш. 6 Высокий
11 Андрей П. 6 Высокий
12 Андрей О. 4 Высокий
13 София К. 5 Высокий
14 Артем К. 5 Высокий
15 Вася Д. 5 Высокий
16 Лера Г. 3 Высокий

Информация о работе Диагностика волевой готовности шестилетних детей к школьному обучению