Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:33, реферат
Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и профессиональной, последующей деятельности при наличии положительной мотивации. Сильная мотивация способствует ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента, помогает наиболее полно использовать типологически обусловленные возможности человека, обеспечивает компенсацию недостаточно выраженных способностей, позволяет успешно освоить трудовые приемы.
Высокая мотивация к достижению непосредственно связана с творческого потенциала человека в труде, раскрытие его способностей и достижение наивысшего уровня духовного развития. Она определяет перспективу профессионального развития личности и деятельности: некоторые компоненты профпригодности или ПВК, отсутствующие у человека, могут быть выработаны под влиянием сильной мотивации. И, наоборот, если человек «создан» для определенной профессии, но мотивация у него слабая, он не может стать мастером своего дела. Изучая мотивацию, можно понять побудительные силы трудовой деятельности людей, личностные факторы регуляции поведения и действий в труде.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2
Понятие психологической и профессиональной пригодности………………………….5
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ…………...10
Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов………..10
Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов….…12
Основные цели, методы, этапы и результаты исследования…………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………....27
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………….…….28
При высоких оценках - человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный. Способен руководить окружающими.
Фактор Р - «сдержанность - экспрессивность». При низких оценках для человека характерны благоразумие, осторожность, рассудительность, молчаливость. Ему свойственна склонность все усложнять, некоторая пессимистичность в восприятии действительности: беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.
При высоких оценках - человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу. Может быть хорошим оратором. Любит новые места и новых людей.
В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения.
Фактор С - «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения». При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Беспринципен, неорганизован, безответствен. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению.
При высоких оценках - наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. Смело берет на себя ответственность. Эффективен в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства. Предпочитает круг трудолюбивых людей.
В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека.
Фактор Н - «робость - смелость». При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного двух людей, друзей. Повышенно чувствителен к угрозе. Обычно беспричинно испытывает чувство неполноценности. Избегает профессий, связанных с личными контактами.
При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, авантюризму, держится свободно, расторможено.
В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и степень активности в социальных контактах.
Фактор I - «жестокость - чувствительность». При низких оценках человеку свойственна уверенность в себе, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жестокость, суровость, черствость по отношению к окружающим. Обладает чувством ответственности. Руководя группой, заставляет ее работать на практической и реалистической основе.
При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, эстетизм восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей. Мечтательный, капризный, нереалистичный. Требует внимания, помощи, непрактичен в делах. Нетерпим к грубости.
Фактор L - «доверчивость - подозрительность». При низких оценках для человека характерна откровенность, доверчивость, благожелательность по отношению к другим людям, терпимость, уживчивость. Человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.
При высоких оценках человек ревнив, завистлив, подозрителен, обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен, ему свойственно большое самомнение. Интересы обращены на самого себя. Склонен фиксировать свое внимание на неудачах, превосходство других раздражает. Мало заботится об окружающих, плохо работает в группе. В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.
Фактор М - «практичность - развитое воображение». При низких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишнее внимание к мелочам. Сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда лишен воображения.
При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентации на внутренний мир, значительном творческом потенциале. Ненадежный, самомотивированный, экспрессивный, что затрудняет групповую деятельность.
Фактор N - «прямолинейность - дипломатичность». При низких оценках человеку свойственна прямолинейность, наивность, непосредственность поведения.
При высоких оценках - расчетлив, проницателен, отличается разумным и сентиментальным подходом к событиям и людям. Изысканный, умеет вести себя в обществе. В суждениях может быть циничным.
Фактор О - «уверенность в себе - тревожность». При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, уверен в себе. Его трудно вывести из равновесия. Иногда самонадеян, не может объективно оценить ситуацию. Чувство вины отсутствует. Равнодушен к оценке его действий окружающими.
При высоких оценках человеку свойственна тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность, преобладает плохое настроение. Склонен к мрачным размышлениям и беспокойству. Чувствителен к оценке его действий. В групповой деятельности неэффективен.
Фактор Q1 - «консерватизм - радикализм». При низких оценках для человека характерна устойчивость по отношению к традиционным трудностям. Он знает, во что должен верить, и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями. Лучше чувствует себя в ситуации, характеризующейся стабильностью и предсказуемым исходом.
При высоких оценках человек критически настроен, характерно наличие интеллектуальных интересов, аналитичность мышления. Стремится быть хорошо информированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые не устоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает. Имеет сомнения по основным жизненным вопросам. Не терпит однообразия.
Фактор Q2 - «конформизм - нонконформизм». При низких оценках человек зависит от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. У него зачастую отсутствует инициатива принятия решений. Общительность связана с необходимостью иметь поддержку в группе.
При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и действует, однако он не всегда доминантен, т. е., имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим. Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.
Фактор Q3 - «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль». При низких оценках наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе. Человек не обеспокоен выполнением социальных требований, не считается с общепринятыми правилами, невнимателен к людям. Может чувствовать себя недостаточно приспособленным.
При высоких оценках - развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца.
Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. Внимателен к людям, заботится о социальной репутации, иногда склонен к упрямству. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор С) этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения.
Фактор Q4 - «расслабленность - напряженность». При низких оценках человеку свойственна расслабленность, вялость, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость, что в некоторых случаях может мешать работе.
Высокая
оценка свидетельствует о
Графическая
интерпретация результатов «
1.К.Е.
12 | |||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
6,5 | A | B | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | |||
6 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
1 |
2.А.В.
12 | |||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
6,5 | A | B | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | |||
6 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
1 |
Информация о работе Диагностика профессиональной пригодности