Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:33, реферат
Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и профессиональной, последующей деятельности при наличии положительной мотивации. Сильная мотивация способствует ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента, помогает наиболее полно использовать типологически обусловленные возможности человека, обеспечивает компенсацию недостаточно выраженных способностей, позволяет успешно освоить трудовые приемы.
Высокая мотивация к достижению непосредственно связана с творческого потенциала человека в труде, раскрытие его способностей и достижение наивысшего уровня духовного развития. Она определяет перспективу профессионального развития личности и деятельности: некоторые компоненты профпригодности или ПВК, отсутствующие у человека, могут быть выработаны под влиянием сильной мотивации. И, наоборот, если человек «создан» для определенной профессии, но мотивация у него слабая, он не может стать мастером своего дела. Изучая мотивацию, можно понять побудительные силы трудовой деятельности людей, личностные факторы регуляции поведения и действий в труде.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2
Понятие психологической и профессиональной пригодности………………………….5
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ…………...10
Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов………..10
Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов….…12
Основные цели, методы, этапы и результаты исследования…………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………....27
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………….…….28
В приложении
1 в развёрнутом виде, приведён профиль
личности 1. К.В. В таблице 1(см. ниже) - приведёна
краткая интерпретация результатов для
всех претендентов.
Таблица 1
Результаты обследования испытуемых при помощи опросника
Р. Кеттелла
Обозначение
факторов |
Максимальное зн. | Среднее значение | 1. К.В. | 2. А.В. | 3. Н.И | 4. О.Р. | 5. С.О. | 6. Р.Д. | 7. А.А. | 8. Т.В. | 9. М.С. | 10. С.Д. | 11.Ж.С. | 12. А.З. |
A | 12 | 6 | 7 | 10 | 8 | 7 | 12 | 9 | 11 | 11 | 10 | 10 | 9 | 6 |
B | 8 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 |
C | 12 | 6 | 10 | 5 | 9 | 9 | 8 | 9 | 10 | 9 | 9 | 10 | 6 | 8 |
E | 12 | 6 | 5 | 5 | 5 | 8 | 2 | 6 | 6 | 5 | 9 | 8 | 8 | 8 |
F | 12 | 6 | 5 | 7 | 2 | 6 | 6 | 6 | 7 | 5 | 6 | 2 | 5 | 5 |
G | 12 | 6 | 10 | 7 | 7 | 8 | 9 | 7 | 9 | 5 | 8 | 7 | 12 | 7 |
H | 12 | 6 | 10 | 10 | 6 | 10 | 8 | 9 | 11 | 4 | 7 | 6 | 9 | 6 |
I | 12 | 6 | 8 | 9 | 7 | 5 | 6 | 8 | 9 | 4 | 6 | 5 | 5 | 6 |
L | 12 | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 6 | 6 | 2 | 9 | 3 | 3 |
M | 12 | 6 | 8 | 7 | 9 | 3 | 4 | 7 | 6 | 6 | 11 | 3 | 5 | 8 |
N | 12 | 6 | 8 | 6 | 6 | 7 | 7 | 6 | 5 | 6 | 3 | 8 | 4 | 4 |
O | 12 | 6 | 8 | 7 | 6 | 7 | 6 | 4 | 5 | 3 | 4 | 7 | 6 | 10 |
Q1 | 12 | 6 | 12 | 11 | 5 | 6 | 5 | 10 | 9 | 7 | 9 | 6 | 4 | 4 |
Q2 | 12 | 6 | 8 | 9 | 10 | 5 | 2 | 6 | 3 | 5 | 6 | 7 | 2 | 7 |
Q3 | 12 | 6 | 9 | 9 | 5 | 8 | 3 | 2 | 7 | 7 | 3 | 8 | 8 | 10 |
Q4 | 12 | 6 | 5 | 5 | 7 | 5 | 6 | 4 | 4 | 3 | 6 | 6 | 10 | 7 |
В таблице 2 обозначим качества, благоприятно влияющие на профессию продавца, и не желательные – при помощи следующих обозначений: (-2) – не желательное качество для данной профессии (сильно выражено); (-1) – не желательное качество (слабо выражено); (+1) – качество благоприятное (слабо выражено); (+2) – качество благоприятное (сильно выражено).
Таблица 2
Результаты обследования: общий балл пригодности
Обозначение факторов |
1. К.В. | 2. А.В. | 3. Н.И | 4. О.Р. | 5. С.О. | 6. Р.Д. | 7. А.А. | 8. Т.В. | 9. М.С. | 10. С.Д. | 11.Ж.С. | 12. А.З. |
A | +1 | +1 | +1 | +1 | +2 | +1 | +2 | +2 | +1 | +1 | +1 | -1 |
B | +2 | +2 | +1 | +2 | +1 | +2 | +2 | +2 | +1 | +1 | +1 | +1 |
C | +2 | -1 | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | -1 | +2 |
E | +1 | +1 | +1 | -1 | -1 | +1 | +1 | +1 | +1 | -1 | -1 | -1 |
F | +1 | +1 | -1 | +1 | +1 | +1 | +1 | +1 | +1 | -1 | +1 | +1 |
G | +2 | -1 | -1 | +1 | +2 | -1 | +2 | -2 | +1 | -1 | +2 | -1 |
H | +2 | +2 | +1 | +2 | +2 | +1 | +2 | -2 | +1 | +1 | +2 | +1 |
I | +2 | +2 | +1 | -1 | +1 | +2 | +2 | -1 | -1 | -1 | -1 | +1 |
L | +2 | +2 | +2 | +2 | +1 | +2 | +2 | +2 | +1 | -2 | +2 | +2 |
M | +2 | +2 | +2 | +1 | +1 | +2 | +2 | +2 | +2 | +1 | +1 | +2 |
N | +2 | +1 | +1 | +2 | +1 | -1 | -2 | +1 | -2 | +2 | -2 | -2 |
O | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | -2 | -2 | -2 | -2 | +2 | +2 | -2 |
Q1 | +2 | +2 | +1 | +1 | -1 | +2 | +2 | -1 | +2 | -1 | -1 | -1 |
Q2 | +2 | +2 | +2 | -1 | -2 | +1 | -2 | -1 | +1 | +1 | -2 | +1 |
Q3 | +2 | +2 | -2 | +2 | -2 | -2 | +1 | +2 | -2 | +2 | +2 | +2 |
Q4 | +2 | +2 | +2 | +2 | +2 | -2 | -2 | +2 | +2 | -1 | -2 | +2 |
Общий балл | 29 | 22 | 15 | 18 | 12 | 9 | 13 | 8 | 9 | 5 | 4 | 7 |
Проанализировав таблицу 2, видно у кого из претендентов больше набрано баллов, кто из них более склонен к профессии продавца, кто более пригодный: 1.К.В. = 29 баллов, 2. А.В. = 22 баллов, 4. О.Р. = 18 баллов,
3. Н.И. = 15 баллов, 7. А.А. = 13 баллов.
После того как мы определили профпригодность, и выявили наиболее пригодных специалистов, к деятельности связанной с торговлей, перейдём ко второму этапу нашего исследования.
Второй этап представляет: исследование мотивационной сферы, изучение социально – психологических установок личности в мотивационно – потребностной сфере ориентированная на: процесс - результат, альтруизм – эгоизм, труд – свободу, власть – деньги, а так же выявление уровня мотивации к успеху и изучение волевых качеств.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной, состоящая из двух блоков: методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат» и методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу - власть», «труд - деньги».
Цель методик: выявить степень выраженности социально-психологических установок.
Процедура проведения: отвечая на вопросы испытуемым необходимо придерживаться следующей инструкции: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «ДА», если ваш ответ утвердителен, и «НЕТ», если вы отвечаете отрицательно, а ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».
Методике
выявления установок «процесс-
- ориентация на процесс - обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть;
- ориентация на результат - люди, ориентирующиеся на результат, - одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам, поведение в большинстве случае - достаточно ответственное;
- ориентация на альтруизм - люди часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм - наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека;
- ориентация на эгоизм - люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречается довольно часто.
Методике
выявления установок «труд - деньги»,
«свобода - власть», позволит нам на
основании показателей
- ориентация на труд - обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия;
- ориентация на свободу - главная ценность для этих людей - это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги»;
- ориентация на власть - эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто - это производственники, хотя среди них бывают и исключения;
- ориентация на деньги - обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть, и когда их нет. В наших выборках, в которых в основном учителя руководители - эта ориентация выражена слабее, чем другие. Графическая интерпретация результатов, данных методик, приведена в таблице 3.
2. Методика
диагностики личности на
Цель методик: выявить степень выраженности мотивации к успеху.
Результаты данной методики помогут нам выявить показатель уровня мотивации, является ли она: низкой, средний, умеренно высокой или слишком высокой.
Графическая интерпретация результатов, данной методики, приведена в таблице 3 и схеме 2 (см. ниже).
Результаты
исследования методик: «диагностика личности
на мотивацию к успеху Т. Элерса», «Тест
на силу воли», «диагностики социально-психологических
установок личности в мотивационно-потребностной
сфере О. Ф. Потемкиной»
Таблица 3
Испытуемые |
Показатель
мотивации
к успеху |
Показатель
силы
воли |
Социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере |
Социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере | ||||||
Ориентация на: | Ориентация на: | |||||||||
процесс | результат | альтруизм | эгоизм | труд | свободу | власть | деньги | |||
1. К.В. | 21 | 30 | 7 | 9 | 8 | 6 | 8 | 8 | 4 | 3 |
2. А.В. | 21 | 23 | 6 | 7 | 9 | 2 | 6 | 7 | 3 | 1 |
3. Н.И | 20 | 17 | 6 | 9 | 4 | 7 | 7 | 6 | 2 | 4 |
4. О.Р. | 20 | 13 | 7 | 6 | 1 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 |
5. С.О. | 20 | 24 | 7 | 7 | 4 | 9 | 8 | 6 | 6 | 6 |
6. Р.Д. | 19 | 16 | 5 | 6 | 7 | 5 | 6 | 8 | 5 | 4 |
7. А.А. | 18 | 19 | 7 | 8 | 6 | 4 | 6 | 7 | 5 | 8 |
8. Т.В. | 17 | 16 | 5 | 7 | 9 | 1 | 5 | 6 | 3 | 2 |
9. М.С. | 16 | 23 | 4 | 7 | 7 | 2 | 4 | 5 | 3 | 4 |
10. С.Д. | 16 | 19 | 6 | 8 | 5 | 2 | 5 | 8 | 4 | 2 |
11.Ж.С. | 10 | 16 | 4 | 4 | 7 | 2 | 3 | 6 | 1 | 1 |
12. А.З. | 10 | 14 | 7 | 7 | 5 | 4 | 5 | 9 | 3 | 3 |
Информация о работе Диагностика профессиональной пригодности