Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф — Харриса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:16, тест

Описание работы

Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш — обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.

Работа содержит 1 файл

Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

Повышенный уровень  личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности; адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Психодиагностический  изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см (рис. 33-46). Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Каждый из описанных  рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён  мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый рисунок  снабжен двумя дополнительными  изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими

Часть I. Психологическая диагностика

Рис. 35. Объект агрессии. Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника. 

Рис. 36. Одевание. Ребёнок сидит на стуле и надевает ботинки.

Рис. 38. Укладывание спать в одиночестве. Ребёнок идёт к своей кроватке, а родители не замечают его и сидят в кресле спиной к нему.

Рис. 37. Игра со старшими детьми. Ребёнок играет с двумя детьми, которые

старше его по возрасту.

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Часть I. Психологическая диагностика

Рис. 39. Умывание. Ребёнок  умывается в ванной комнате.

Рис. 40. Выговор. Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает

ребёнку за что-то.

136

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного  возраста

Рис. 41. Игнорирование. Отец играет с малышом, а более старший ребёнок

стоит в одиночестве.

Рис. 42. Агрессивное нападение. Сверстник отбирает игрушку у ребёнка. 

Часть I. Психологическая  диагностика

Рис. 43. Собирание игрушек. Мать и ребёнок убирают игрушки.

  0II      1 ■
   

Рис. 44. Изоляция. Двое сверстников  убегают от ребёнка, оставляя его в

одиночестве.

138

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного  возраста

Рис. 45. Ребёнок с родителями. Ребёнок стоит  между матерью  и отцом.

<

Рис. 46. Еда в одиночестве. Ребёнок сидит  один за столом. 

Часть I. Психологическая  диагностика

онтуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных зображений представлено улыбающееся  лицо ребёнка, а на дру-ом — печальное.

Предлагаемые  рисунки изображают типичные жизненные  си-уации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые огут вызывать у них повышенную тревожность. Так, например, ис. 33 (игра с младшими детьми), рис. 37 (игра со старшими деть-и) и рис. 45 (ребёнок с родителями) имеют положительную эмо-иональную окраску. Рис. 35 (объект агрессии), рис. 40 (выго-ор), рис. 42 (агрессивное нападение) и рис. 44 (изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску. Рис. 38 (укладывание в постель в одиночестве), рис. 39 (умывание), рис. 41 (игнорирование), рис. 43 (собиркание игрушек) и рис. 46 (еда в одиночестве) имеют двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего со-~ержания:

Крис. 33. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Крис. 34. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Крис. 35. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: аесёлое или печальное?»

Крис. 36. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

141

Крис. 37. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Крис. 38. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

К рис.39. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

Крис. 40. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Крис. 41. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Крис. 42. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Крис. 43. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Крис. 44. Изоляция: «Какты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Крис. 45. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Крис. 46. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе (табл. 2).

Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее  анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Количественный  анализ состоит в следующем. На основании  данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

в Количество эмоционально негативных выборов х jqq%

14 

Часть I. Психологическая диагностика

Таблица 2

Образец протокола к методике ч Выбери нужное лицо*

Имя ребёнка: Возраст ребёнка:    
Дата  проведения обследования:    
Данные  обследования
номер и содержание высказывание  ребёнка выбор лица
рисунка (примеры)    
    весёлое печальное
33. Игра с младши-      
ми  детьми   +  
34. Ребёнок и мать      
с младенцем   +  
35. Объект агрессии Хочет ударить его стулом   +
  У него грустное лицо    
136. Одевание   +  
37. Игра со старши- Потому  что у него дети +  
ми  детьми      
38. Укладывание Я всегда беру спать   +
спать в одино- с собой игрушку    
честве      
39. Умывание Потому  что он умывается +  
40. Выговор Гуляет  с мамой.    
  Люблю гулять с мамой +  
41. Игнорирование Потому  что малыш тут   +
42. Агрессивное Потому  что кто-то отби-    
нападение рает игрушку   +
43. Собирание Печальное, потому что    
игрушек мама  его заставляет +
44. Изоляция Мама  хочет уйти от него +  
45. Ребёнок Мама  и папа гуляют    
с родителями с ним   +
46. Еда в      
одиночестве Пьёт  молоко, и я люблю +  

По индексу  тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:

1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.

2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%. I       I

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%. I

В ходе качественного  анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе та-рсого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рис. 36 (одевание), 38 (укладывание в постель в одиночестве), 46 (еда в одиночестве). Дети, в этих ситуациях делающие отрицательные эмоциональные выборы, с высокой степенью вероятности будут обладать высоким ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 34 (ребёнок и мать с младенцем), рис. 39 (умывание), рис. 41 (игнорирование) и рис. 43 (собирание игрушек), с большой вероятностью получат высокий или средний индекс ИТ.

Методика 28. «Какой Я?»

Эта методика предназначается  для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий.

Имя ребенка:       Ш Возраст ребенка: Дата проведения обследования:
Данные обследования
Номер и содержание рисунка Высказывание  ребенка Выбор лица
33. Игра с младшими детьми

34. Ребенок и мать с младенцем

35. Объект агрессии

    веселое печальное  
36. Одевание          
37. Игра со старшими детьми

38. Укладывание спать в одиночестве

         
39. Умывание          
40. Выговор          
41. Игнорирование          
42. Агрессивное нападение

43. Собирание игрушек

         
44. Изоляция        
45. Ребенок с родителями          
46. Еда в одиночестве          

Информация о работе Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф — Харриса