Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:16, тест
Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш — обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.
64. Двигательная координация в рисовании соединений. Посмотрите на точки соединения линий. Линии должны встречаться точно, без явной тенденции к пересечению или наложению и без промежутка между ними (рисунок с несколькими линиями оценивается строже, чем рисунок с частыми смена ми направления линий). Эскизный, отрывистый рисунок обычно засчитывается, несмотря на то, что соединения линий здесь могут быть неопределенными, так как эта способность присуща почти исключительно рисункам зрелого типа. Допускаются некоторые подтирания.
65. Высшая двигательная координация. Это «поощрительный», дополнительный пункт за умелое владение карандашом как в рисовании деталей, так и в рисовании основных линий. Обратите внимание на мелкие детали, а также на характер основных линий. Все линии должны быть нарисованы твердо, с правильными соединениями. Прорисовка карандашом тонких деталей (черт лица, мелких деталей одежды и т.п.) указывает на хорошую регуляцию движений карандаша. Оценка должна быть очень строгой. Перерисовка или подтирание аннулируют очко за этот пункт.
66. Направление линий и форма: контур головы (качество линий в рисовании форм). Контур головы должен быть нарисован без явных признаков непроизвольных отклонений. Очко засчитывается только в тех рисунках, где форма достигается без неправильных предварительных попыток (круг, эллипс). В профильных рисунках простой овал, к которому присоединен нос, не засчитывается. Оценка должна быть достаточно строгой, т.е. контур лица должен быть нарисованединой линией, а не по частям.
67. Качество линий в рисовании форм: контур туловища. То же, что и в предыдущем пункте, но для туловища. Следует обратить внимание на то, что примитивные формы (палочка, круг или эллипс) не засчитываются. Линии туловища должны указывать на попытку намеренно отойти от простой яйцевидной формы.
68. Качество линий в рисовании форм: руки и ноги. Руки и ноги должны быть нарисованы без нарушения формы, как в предыдущем пункте, без тенденции к сужению в местах соединения с телом. И руки и ноги должны быть изображены двумерными.
69. Качество линий в рисовании форм: черты лица. Черты лица должны быть полностью симметричными. Глаза, нос и рот должны быть показаны двумерными.
Анфас: черты лица должны быть размещены правильно и симметрично, должны ясно передавать вид человеческого лица.
Профиль: контур глаза должен быть правильным и расположен в передней части головы. Нос должен образовывать тупой угол со лбом. Оценка строгая, «карикатурный» нос не засчитывается.
70. «Эскизная» техника. Линии, образованные хорошо регулируемыми штрихами. Повторное обведение отрезков длинных линий не засчитывается. «Эскизная» техника встречается в работах некоторых старших детей и почти не встречается у детей младше 11 — 12 лет.
71. Особая прорисовка деталей. С помощью особых линий или штриховки должно быть изображено что-то (одно или более) из следующего перечня: складки одежды, морщинки или фалды, выделка ткани, волосы, ботинки, расцветка или предметы фона.
72. Движение рук. Фигура должны выражать свободу движений в плечах и локтях. Достаточно при изображении одной руки. «Руки в брюки» или руки в карманах не засчитываются, если видны и плечи, и локти. Какие-либо действия не обязательны.
73. Движение ног3. Свобода в движениях и в коленях, и бедрах фигуры.
За соответствие рисунка каждому из назначенных критериев начисляется 1 балл. В результате масштабной апробации теста его создателями разработаны подробные таблицы перевода полученных
Критерии анализа рисунка разработаны и сформулированы создателями теста. При анализе конкретного материала отдельные критерии могут показаться недостаточно четкими. В силу этого возможны субъективные интерпретации, и подученный показатель может не вполне соответствовать уровню безусловной точности. Качество обработки тестового материала возрастает по мере освоения опыта тестирования и обсчета результатов.
баллов в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта. Эти критерии, однако, были выработаны достаточно давно и на выборке американских испытуемых. Поэтому доскональное соотнесение результатов, П1ггученны\ сегодня на отечественном материале, с этими таблицами недостаточно. Ниже приводятся лишь основные референтные точки, служащие приблизительным ориентиром для оценкиЦ
Из таблиц. Гудинаф - - Харриса взяты соотношения баллов и «нормального» IQ, соответствующего 100 %, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ = 70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ - 70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии. Еще раз подчеркнем, что на основе лишь данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопутимо.
В возрасте 3 лет IQ *§ 100% примерно соответствует количество баллов, равное 7. (70% — 1 балл.)
4 года - 100% -10 баллов; 70% - 3 балла.
5 лет 1100% 116 баллов; 70% - 6 баллов.
6 лет! 100% -18-19 баллов; 70% - 7 баллов.
7 лет - 100%-22 - 23 балла; 70% - 9 баллов.
8 лет! 100%- 26 баллов; 70% -10 баллов.
9 лет - 100% - 31 балл; 70% - 13 баллов.
10 лет - 100%- 34 - 35 баллов; 70% - 14 - 15 баллов.
11 лет - 100% - 36 - 38 баллов; 70% -15 -16 баллов.
12 лет - 100% - 39 - 41 балл; 70% - 18 баллов.
13 лет - 100%- 42 - 43 балла; 70% - 21 балл.
14 -15 лет - 100% - 44 - 46 баллов; 70% - 24 балла.
Рисуночный тест
«Нарисуй человека», «Рисунок семьи» и др. - давно используются в целях диагностики интеллектуального развития ребенка. Они позволяют довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования. При оценке результатов основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным достижениям. Детальность изображения выступает основным показателем уровня умственного развития ребенка: малыш нарисовал именно то, что он знает! Стало быть, рисунок — это выраженное в графической форме представление карапуза о предмете, ведь дети рисуют не сам предмет, а оформляют с помощью рисунка свое знание о нем. Наблюдая, как усложняются по мере взросления шедевры чада, мы можем судить о ходе развития его понятийного мышления.
Конечно, рисуночный тест, как и любой иной, не имеет самостоятельной диагностической ценности, взятый отдельно. Психологическое обследование должно состоять минимум из 3-5 методик, чтобы считаться достоверным. Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка. Кроме того, тест хорош для ребенка, речь которого развита еще недостаточно.
Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
Процедура тестирования
Ребенку выдается лист белой бумаги формата А4 и один простой карандаш, (лучше твердо-мягкий). Годится писчая бумага, но плотная -предпочтительнее. Попросите крошку постараться и как можно лучше нарисовать человека (мужчину или женщину, дяденьку и тетю). Пока он творит, ваши комментарии излишни. Если юный художник принялся изображать человека не в полный рост, стоит предложить ему сделать новый рисунок. В конце с малышом нужно побеседовать: уточнить непонятные детали и особенности изображения. Тестирование должно быть индивидуальным.
Оценка результатов
Шкала признаков для оценки рисунка содержит 37 пунктов. За выполнение каждого пункта начисляется один балл, за несоответствие критерию - ноль баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.
Критерии оценки: щ Ш
1. Голова. Засчитывается любое ясное изображение головы независимо от • формы (окружность, неправильная окружность, овал). Не засчитываются черты лица, не обведенные контуром.
2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение шеи. Не засчитывается прямое сочленение головы и туловища.
3. Глаза. Нарисован хотя бы один глаз; очко засчитывается даже за единственную неопределенную черточку, встречающуюся в рисунках детей 2-3 лет.
4. Брови и ресницы. Очко дается даже, если показано что-либо одно из двух.
5. Зрачок. Призовое очко - за любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо контура глаза. Если показаны два глаза, зрачки должны быть в обоих.
6. Взгляд человечка. Оба глаза смотрят на зрителя, без признаков "косоглазия". Если глаз изображен в профиль (не сохранена миндалевидная форма), зрачок должен быть помещен в передней части глаза, а не в центре.
7. Нос. Очко засчитывается, если нос изображен любым способом, даже если нарисовано два носа.
8. Призовое очко - за любую попытку нарисовать нос двумерным, а не как пуговицу.
9. Рот. Любое изображение.
10. Призовое очко, если подо ртом ребенок оставил достаточно места для подбородка.
11. Волосы: один балл - за любое изображение волос.
12. Дополнительное очко - если ребенок предпринял попытку закрасить волосы или показать их волнистый контур.
13. Уши: любое изображение ушей - 1 балл.
14. Призовое очко - если вертикальный размер уха превышает его горизонтальный размер, а сами уши расположены примерно в средней трети вертикального размера головы.
15. Пальцы: изображены любые признаки пальцев помимо руки или кисти -один балл.
16. Дополнительный балл - если показано правильное количество пальцев. (Если нарисованы две кисти, необходимо, чтобы на обеих было по пять пальцев.)
17. Еще один балл - если большой палец на рисунке противопоставлен остальным. Примечание: рука в виде варежки засчитывается, только если человек изображен в зимней одежде.
18. Кисти рук: один балл - за любое изображение кисти, не считая пальцев. Между основанием пальцев и краем рукава или манжета должно быть пространство. Кисть должна быть шире запястья.
19. Руки: любой способ изображения рук (не считая пальцев) - один балл.
20. Дополнительное очко - если плечи непрерывно переходят в шею и руки и присоединены в правильном месте, а рука - изображена двумя линиями.
21. Призовое очко - если хотя бы одна рука отходит от туловища под углом не больше 10°, если руки нарисованы засунутыми в карманы, на бедрах или заложенными за спину, заняты какой-либо работой.
Информация о работе Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф — Харриса