Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:16, тест
Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш — обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.
В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.
Тест незаконченных предложений
Данный тест может применяться сам по себе, однако автор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Предложенная В.Михалом последовательность из 24 . предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.
Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.
Инструкция
— Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его.
— Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:
— Каждое утро...
Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример:
— Многое отдал бы за то, чтобы я...
При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.
В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.
Незаконченные предложения
j. | Мы любим маму, а... |
15. | Я думал, что мама чаще всего... |
7. | Отцы иногда... |
9. | Что бы наш папа... |
5. | Мой брат (сестра)... |
11. | Если бы мой брат (сестра)... |
2. Ребенок в семье... | |
10. | Мои близкие думают обо мне, что я... |
4. | Бываем среди детей, но... |
8. | Дети, с которыми я играю... |
12. | Мои друзья меня часто... |
23. | Мой учитель (учительница, учителя). |
16. | Если бы не было школы... |
18. | Когда думаю о школе, то... |
1. Я думаю, что людей больше... | |
6. | Я достаточно ловкий, чтобы.. |
21. | Я самый слабый... |
13. | Я хочу, чтобы у меня не было... |
17. | Я весь трясусь, когда... |
19. | Если бы все ребята знали, как я боюсь... |
20. | Был бы очень счастлив, если бы я... |
24. | Всегда мечтаю... |
Интерпретация теста
Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).
«Наш материал, — пишет автор проективного интервью В. Михал, —■■ представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви — SSCT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и сам о понимание». Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях / фраз этой " группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения).
Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также!рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.
Для интерпретации
отдельных предложений они
а) отношение к матери — 3,15,
б) отношение к отцу — 7, 9,
в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11,
г) отношение к семье — 2, 10,
д) отношение к ровесникам — 4, 8, 12,
е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18,
ж) отношение к людям в целом — 1,
з) отношение к собственным способностям — 6, 21,
и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19, к) отношение к болезни — 14,
л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.
ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ
Цель. Исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровня, развития речевых процессов. Ш
Материалы. Набор пословиц и метафор.
Ход выполнения и интерпретация. Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.
Буквальное истолкование фразы либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта свидетельствуют о низком уровне обобщения. Результаты можно оценить с помощью таблицы:
Оценка, баллы | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Кол-во
правильных ответов |
20 | 19 | 18 | 15-17 | 13-15 | 10-12 | 7-8 | 5-6 | 4 |
Можно использовать данный тест в другом варианте — предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформирован-ности ассоциативных процессов и гибкости мышления.
Методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.
Набор пословиц
1) Куй железо, пока горячо; 2) не в свои сани не садись; 3) нет дыма без огня; 4) не все то золото, что блестит; 5) лес рубят — щепки летят; 6) шила в мешке не утаишь;
7) в тихом омуте черти водятся; 8) любишь кататься — люби и саночки возить; 9) что посеешь, то и пожнешь; 10) не все коту масленица; 11) цыплят по осени считают; 12) нечего на зеркало пенять, коли рожа крива; 13) не красна изба углами, а красна пирогами; 14) тише едешь — дальше будешь; 15) взялся за гуж — не говори, что не дюж; 16) семь раз отмерь — один раз отрежь; 17) по одежке, встречают, по уму провожают; 18) не по Сеньке шапка; 19) как аукнется, так и откликнется; 20) мал золотник, да дорог; 21) горбатого могила исправит; 22) один в поле не воин; 23) кривить душой; 24) кот наплакал; 25) глас вопиющего в пустыне; 26) кишка тонка; 27) два сапога — пара; 28) вбить себе в голову; 29) голова садовая; 30) язык мой — враг мой; 31) заставь дурака Богу молиться — он и лоб расшибет; 32) молодец среди овец; 33) мурашки по коже; 34) один с сошкой, семеро с ложкой; 35) как обухом по голове; 36) комар носа не подточит; 37) пятое колесо в телеге; 38) чем дальше в лес, тем больше дров; 39) как гром среди ясного неба; 40) денег куры не клюют; 41) душа ушла в пятки; 42) бросить тень на плетень; 43) толочь воду в ступе; 44) пустить козла в огород; 45) мало каши ел; 46) буря в стакане воды; 47) овчинка выделки не стоит; 48) рад бы в рай, да грехи не пускают; 49) запретный плод сладок; 50) хоть кол на голове теши; 51) волкоь бояться — в лес не ходить; 52) отдал Богу душу; 53) одного поля ягоды.
«Выбери нужное лицо» §
Детский тест тревожности (В.Амен, М.Дорки, Р.Тэммл)
Часть I. Психологическая диагностика
Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.
Информация о работе Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф — Харриса