Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф — Харриса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:16, тест

Описание работы

Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш — обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.

Работа содержит 1 файл

Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

В целом при интерпретации  результатов следует  учитывать, что идентификация  ребенка с волшебником  задана инструкцией  и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка  могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.

Тест  незаконченных предложений

Данный  тест может применяться  сам по себе, однако автор методики рекомендует  применять его  после проведения интервью «Волшебный мир». Предложенная В.Михалом последовательность из 24 . предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Представленный  здесь вариант  теста незначительно  изменен в сравнении с русским переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.

Инструкция

Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его.

Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:

Каждое утро...

Похвалите ребенка, скажите, что  он все правильно  понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание  предложения, которое  пришло ему в голову, напомните ему  инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример:

Многое отдал бы за то, чтобы я...

При необходимости объясните  правило еще раз. Многие авторы, в  том числе Михал, рекомендуют фиксировать  время реакции  с помощью секундомера. На наш взгляд, это  может внести излишнюю нервозность в  общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше  пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.

Незаконченные предложения

j. Мы любим маму, а...
15. Я думал, что мама чаще всего...
7. Отцы  иногда...
9. Что бы наш папа...
5. Мой брат (сестра)...
11. Если  бы мой брат (сестра)...
2. Ребенок в семье...
10. Мои близкие думают обо  мне, что я...
4. Бываем  среди детей, но...
8. Дети, с которыми я играю...
12. Мои друзья меня часто...
23. Мой учитель (учительница, учителя).
16. Если  бы не было школы...
18. Когда думаю о школе, то...
1. Я думаю, что  людей больше...
6. Я достаточно ловкий, чтобы..
21. Я самый слабый...
13. Я хочу, чтобы у меня не было...
17. Я весь трясусь, когда...
19. Если  бы все ребята знали, как я боюсь...
20. Был бы очень счастлив, если бы я...
24. Всегда  мечтаю...

Интерпретация теста

Основу интерпретации  составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

«Наш материал, — пишет автор проективного интервью В. Михал, —■■ представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви — SSCT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и сам о понимание». Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях / фраз этой " группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также!рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации  отдельных предложений они сгруппированы  по следующим категориям:

а) отношение к матери — 3,15,

б) отношение к отцу — 7, 9,

в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11,

г) отношение к семье — 2, 10,

д) отношение к ровесникам — 4, 8, 12,

е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18,

ж) отношение к людям в целом — 1,

з) отношение к собственным способностям — 6, 21,

и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19, к) отношение к болезни — 14,

л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.

ТОЛКОВАНИЕ  ПОСЛОВИЦ

Цель. Исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровня, развития речевых процессов. Ш

Материалы. Набор пословиц и метафор.

Ход выполнения и интерпретация. Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.

Буквальное истолкование фразы либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта свидетельствуют о низком уровне обобщения. Результаты можно оценить с помощью таблицы:

Оценка, баллы 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Кол-во

правильных

ответов

20 19 18 15-17 13-15 10-12 7-8 5-6 4

Можно использовать данный тест в другом варианте — предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформирован-ности ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Методику можно  применять как при исследовании подростков, так и взрослых.

Набор пословиц

1) Куй железо, пока горячо; 2) не в свои сани  не садись; 3) нет дыма без огня; 4) не все то золото, что блестит; 5) лес рубят — щепки летят; 6) шила в мешке не утаишь;

7) в тихом  омуте черти водятся; 8) любишь кататься — люби и саночки возить; 9) что посеешь, то и пожнешь; 10) не все коту масленица; 11) цыплят по осени считают; 12) нечего на зеркало пенять, коли рожа крива; 13) не красна изба углами, а красна пирогами; 14) тише едешь — дальше будешь; 15) взялся за гуж — не говори, что не дюж; 16) семь раз отмерь — один раз отрежь; 17) по одежке, встречают, по уму провожают; 18) не по Сеньке шапка; 19) как аукнется, так и откликнется; 20) мал золотник, да дорог; 21) горбатого могила исправит; 22) один в поле не воин; 23) кривить душой; 24) кот наплакал; 25) глас вопиющего в пустыне; 26) кишка тонка; 27) два сапога — пара; 28) вбить себе в голову; 29) голова садовая; 30) язык мой — враг мой; 31) заставь дурака Богу молиться — он и лоб расшибет; 32) молодец среди овец; 33) мурашки по коже; 34) один с сошкой, семеро с ложкой; 35) как обухом по голове; 36) комар носа не подточит; 37) пятое колесо в телеге; 38) чем дальше в лес, тем больше дров; 39) как гром среди ясного неба; 40) денег куры не клюют; 41) душа ушла в пятки; 42) бросить тень на плетень; 43) толочь воду в ступе; 44) пустить козла в огород; 45) мало каши ел; 46) буря в стакане воды; 47) овчинка выделки не стоит; 48) рад бы в рай, да грехи не пускают; 49) запретный плод сладок; 50) хоть кол на голове теши; 51) волкоь бояться — в лес не ходить; 52) отдал Богу душу; 53) одного поля ягоды.

«Выбери нужное лицо»  §

Детский тест тревожности (В.Амен, М.Дорки, Р.Тэммл)

Часть I. Психологическая  диагностика

Задача состоит  в том, чтобы исследовать и  оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.

Информация о работе Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф — Харриса