Автор: d***************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа
Цель исследования: определение методов и стратегий поведения студентов в конфликтных ситуациях.
Объект исследования - конфликтные ситуации.
Предмет исследования – типы поведения людей разного уровня конфликтности.
Гипотеза исследования: типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте.
Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:
Изучить сущность понятия конфликт
Провести анализ современных исследований по проблеме конфликта;
Изучить конфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте;
Провести диагностику моделей поведения личности в конфликте.
Оценить общий уровень конфликтности студентов.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации
1.1. Сущность понятия конфликт………………………………………………….6
1.2. Структура конфликта. Конфликтная ситуация……………………………...11
1.3. Характеристика стратегий поведения в конфликте………………………...15
Глава II. Диагностика типов поведения участников конфликтной ситуации на примере студенческой группы
2.1. Исследование стратегий поведения в студенческой группе………………..22
2.2. Анализ тактик поведения в конфликте………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………………...30
Приложения…………………………………………………………………………31
Универсальной реакцией каждого человека на возникающие противоречия, конфликты, дезинтеграцию является стремление преодолеть эту дисгармонию. Установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта, ориентация личности (группы) по отношению к конфликту рассматриваются как стратегии поведения в конфликте. В основе двухмерной модели стратегий поведений личности (избегание (уход), приспособление, соперничество, сотрудничество, компромисс), разработанной К. Томасом и Р. Киллменом, лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Каждая модель поведения может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуют современным представления о наилучшем взаимодействии между людьми.
В результате исследования группы студентов с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и предпочитают стратегию компромисса и сотрудничества. Учитывая стиль поведения оппонента и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта. В результате проведенного исследования с применением теста «Тактика поведения в конфликте» были получены данные о том, что большинство испытуемых являются не конфликтными личностями и тенденция к конфликтности практически у всех средняя и ниже среднего. Также в результате исследования была получена информация о том, что каждый человек в какой – то степени использует все стили поведения, но в определенных условиях (ситуациях), люди отдают предпочтение тому или иному стилю. Некоторые стратегии поведения могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. Если участник конфликта в большей мере приспосабливается к другим участникам, чем отстаивает собственное мнение, то ему следует поработать над увеличением напористости и укреплении воли, в соответствующих ситуациях применять стиль конкуренции. Если участник конфликтной ситуации слишком часто соглашается на компромисс, будучи нетерпеливым человеком, то ему необходимо научиться терпению. Всем участникам конфликта следует более спокойно и осознанно реагировать на конфликтные ситуации.
Таким
образом, в результате исследования
была достигнута цель работы: теоретическое
и экспериментальное
Список использованной литературы
Приложение № 1
Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации (К.Томас)
Выберите те варианты утверждений, которые соответствуют вашим взглядам на конфликтную ситуацию.
|
При обработке подсчитывается количество ответов, приходящихся на каждую из колонок (один ответ дает 1 балл). Допустим, мы получили результаты: соперничество – 3; сотрудничество – 5; компромисс – 12; избегание – 6; приспособление – 4.
Такая
картина позволяет сделать
Пассивное
приспособление к конфликтной ситуации,
стремление к сотрудничеству любой
ценой ему не присущи. Анализ ответов
позволит оценить степень адаптации
каждого члена коллектива к совместной
деятельности.
Приложение № 2
«Избегающий конфликта»
1. Всегда проигрывает в конфликте – Да, Нет
2. Считает, что конфликта надо избегать – Да, Нет
3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном – Да, Нет
4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие – Да, Нет
5. Удивляется, почему другие его не понимают – Да, Нет
6. Говорит о
конфликте на стороне
7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально – Да, Нет
8. Считает, что
в конфликте не следует
9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт – Да, Нет
10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта – Да, Нет
Оценка результатов
8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4-7. баллов — средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1-3 балла — тенденция не выражена.
«Действующий напролом»
1. Часто подтасовывает
факты – Да, Нет
2. Действует
напролом – Да, Нет
3. Ищет слабое место в позиции оппонента – Да, Нет
Информация о работе Диагностика cтратегий поведения личности в конфликте