Диагностика cтратегий поведения личности в конфликте

Автор: d***************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение методов и стратегий поведения студентов в конфликтных ситуациях.
Объект исследования - конфликтные ситуации.
Предмет исследования – типы поведения людей разного уровня конфликтности.
Гипотеза исследования: типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте.
Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:
Изучить сущность понятия конфликт
Провести анализ современных исследований по проблеме конфликта;
Изучить конфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте;
Провести диагностику моделей поведения личности в конфликте.
Оценить общий уровень конфликтности студентов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации
1.1. Сущность понятия конфликт………………………………………………….6
1.2. Структура конфликта. Конфликтная ситуация……………………………...11
1.3. Характеристика стратегий поведения в конфликте………………………...15
Глава II. Диагностика типов поведения участников конфликтной ситуации на примере студенческой группы
2.1. Исследование стратегий поведения в студенческой группе………………..22
2.2. Анализ тактик поведения в конфликте………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………………...30
Приложения…………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая по конфликтологии-ready.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     Приспособление.

     Человек, придерживающийся данной стратегии, стремится  уйти от конфликта. Направленность на личные интересы здесь низкая, а  оценка интересов соперника высокая. Человек, принимающий стратегию  приспособления, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

     При анализе данной стратегии следует  учитывать некоторые моменты:

  1. иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу, уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели;
  2. уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

     Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное.

     Компромисс.

     Компромиссная стратегия поведения характеризуется  балансом интересов конфликтующих  сторон на среднем уровне. Иначе  ее можно назвать стратегией взаимной уступки. При анализе данной стратегии  важно иметь в виду ряд существенных моментов:

  1. компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;
  2. иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность;
  3. компромисс может принимать активную и пассивную формы.

     Активная  форма компромисса может проявляться  в заключение четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный  компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях.

     Компромисс  часто служит лишь временным выходом, поскольку не одна из сторон не удовлетворяет  свои интересы полностью, и основа для  конфликта сохраняется. Если компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится еще выше.

     Сотрудничество.

     Стратегия сотрудничества характеризуется высоким  уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интере-сов, но и на признании ценности межличностных отношений. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих интересов к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов.

     Также, при анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению конфликтом выделяют следующие модели поведения  субъектов конфликтного взаимодействия: конструктивную, деструктивную и  конформистскую. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, конфликтной ситуацией, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия.

     Давая общую оценку данных моделей поведения, желательной и необходимой моделью  является конструктивная. Деструктивная же модель не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный. Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Но если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

     Таким образом, универсальной реакцией человека на возникающие противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление преодолеть эту дисгармонию. Внутренние противоречия рассматриваются как проявления конфликтов, разрушающих психику человека. Ни одну из приведенных стратегий и моделей поведения нельзя назвать однозначно «хорошей» или «плохой». Каждая из них может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуют современным представления о долгосрочном взаимодействии между людьми. Достижение внутренней гармонии не может быть проблемой, решенной человеком для себя раз и навсегда. Стратегии, используемые с целью поиска оптимального решения проблемы, выработки точки зрения, интегрирующей противостоящие позиции, должны быть приоритетными для каждого.[9]

     Таким образом, в результате проведенного теоретического исследования типов  поведения участников конфликтной  ситуации нами были сделаны следующие выводы:

  1. конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом;
  2. не существует единой универсальной теории конфликта, одни ученые наделяют понятие конфликта потенциальными позитивными возможностями (Ч. Ликсон, Н.В. Гришина, Г.М. Андреева, Л. Козер, Г. Зиммель), другие полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать (Т. Парсонс, Р. Дарендорф, А. Смолл, К. Левин);
  3. структура каждого конфликта включает: конфликтные отношения, конфликтные противоречия, конфликтные причины, участники конфликта, объект и предмет;
  4. образ желательного исхода конфликта есть регулятор конкретных действий участников конфликтной ситуации;
  5. от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта зависит; быстрота пресечения возникающего конфликта;
  6. происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия;
  7. для более эффективного решения конфликта необходимо выбрать определенную стратегию поведения, основные стратегии поведения связаны с общим источником любого конфликта – несовпадением интересов сторон;
  8. удовлетворение интересов всех конфликтующих сторон приводит к исчезновению конфликта, и риск возникновения постконфликтных осложнений сводится к минимуму;
  9. выбирая стратегию поведения в конфликте, целесообразно в каждом конкретном случае исходить из того, насколько важно достижение результата, с одной стороны, и сохранение хороших отношений с другой стороны.

 

Глава II. Диагностика типов поведения участников конфликтной ситуации на примере студенческой группы

     2.1. Исследование стратегий поведения  в студенческой группе

     Сегодня интерес исследователей конфликтов явным образом смещается в сторону изучения реальных конфликтов в семье, на работе, в реальных жизненных обстоятельствах и кризисных ситуациях, переживаемых людьми. Существует множество методов исследования конфликтов, основными из них являются: анализ, систематизация, обобщение научной литературы по проблеме исследования, сравнение, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получили опросные методы.

     Для изучения типов поведения участников конфликтной ситуации нами было происследовано 15 студентов 3-го курса специальности Управление персоналом Южно-Уральского государственного университета. Нами было опрошено двое юношей и 13 девушек в возрасте 19-20 лет. Согласно этой цели был проведен тест К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» (см. Приложение 1).

     Тест  К. Томаса направлен на выявление типов поведения личности в противоречивых ситуациях. Испытуемым предлагалось 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных стратегий поведения. Они выбирали из каждой пары суждений то, которое считали соответствующим их типичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всего я бы повел себя таким образом»). Обработка ответов (в соответствии с ключом) позволяет выявить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, приспособления или поиска компромисса. Формулировки вопросов позволяют диагностировать именно личностные тенденции к преимущественному использованию данных стратегий.

     Результат подсчета полученных данных позволяет  говорить о том, что у одного человека преобладает стратегия соперничества, у 4-х – сотрудничества, 6 человек предпочитают стратегию компромисса, 1 человек предпочитает избегание, 3 из испытуемых предпочитают стратегию приспособления. Анализ данных представлен нами в табл. 1., которая отражает выбор определенной стратегии поведения респондентами в различных ситуациях в процентном отношении.

                             Итоговый результат (табл. 1)

    Стратегии поведения  в конфликте Предпочитаемость стратегии, %
    1 Соперничество 6
    2 Сотрудничество 27
    3 Компромисс 41
    4 Избегание 6
    5 Приспособление 20
 

       Наглядно результаты исследования представлены на графике (см. рис. 2.).

 

     Рис. 2. Предпочитаемость стратегии

     В результате исследования с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и большинство испытуемых предпочитают стратегию компромисса (42 %). Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. Учитывая стиль поведения человека и зная свой, можно избежать возникновения конфликтных ситуаций и разрастания конфликта. В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу о том, что каждая стратегия эффективна только в определенных условиях. Каждый участник конфликтной ситуации должен уметь эффективно использовать все стратегии, делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход определяется конкретной ситуацией, а также складом характера оппонентов. Предпочитать одни стратегии другим – естественно, но жесткое предпочтение ограничивает возможности конфликтующих сторон. Важно определиться с приоритетами и возможными альтернативными вариантами, это позволит оппонентам быть более свободными в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями.

2.2. Анализ  тактик поведения в конфликте

     На  втором этапе нашего исследования испытуемым был предложен тест «Тактика поведения  в конфликте» (см. Приложение 2).

     Стратегии в конфликте реализуются через  различные тактики. Тактика (от греч. tasso – выстраиваю войска) – это совокупность приемов воздействия на оппонента.

     Тест  «Тактика поведения в конфликте» направлен на выявление определенного  типа поведения в конфликте. Он помогает лучше разобраться в характере  человека. Тест «Тактика поведения в конфликте» содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». За ответ «да» начисляется 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов. Испытуемые должны выбрать один из предложенных ответов. Затем подсчитываются и складываются те баллы, которые набрали испытуемые. Обработка ответов (в соответствии с ключом) позволяет установить, как выражены тактики «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Определены следующие параметры: тактика не выражена, средне выражена, ярко выражена.

     Количество  баллов дает представление о выраженности тенденции к конфликтности. Обработка  полученных данных представлена нами в табл. 2, которая показывает соотношение количества человек со степенью выраженности конкретной тактики в процентном отношении

     Таблица 2. Итоговый результат

Тактика поведения в конфликте Количество  человек, в соответствии со степенью выраженности тактики
Низкая  степень выраженности, % Средняя степень  выраженности, % Высокая степень  выраженности,%
1 «Избегающий конфликта» 27 67 6
2 «Действующий  напролом» 67 33 0
 

     Наглядно  результаты представлены на графике (см. рис. 3).

     Рис. 3. Соотношение количества человек  в соответствии со степенью выраженности тактик поведения

     В результате исследования с применением  теста «Тактика поведения в конфликте» было доказано, что большинство испытуемых являются не конфликтными личностями и тенденция к конфликтности, практически у всех, средняя и  ниже среднего. Каждому участнику конфликтной ситуации следует более осознанно делать выбор в пользу той или иной тактики, спокойнее реагировать на конфликты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе проведенного теоретического исследования было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе (Ч. Ликсон, Н.В. Гришина, Г.М. Андреева, Л. Козер, Г. Зиммель). Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать (Т. Парсонс, Р. Дарендорф, А. Смолл, К. Левин). В некоторых ситуациях столкновение между людьми, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение, чем не реагировать, опасаясь испортить отношения.

     Анализ  причин поведения сторон в конфликте  показывает, что они сводятся к  стремлению удовлетворить свои интересы, отстаивать ценности в конфликте, реализовать  свои цели и потребности. Далеко не всегда цели полностью осознаются участниками  ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участников конфликтной ситуации. Происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта зависит от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта.

Информация о работе Диагностика cтратегий поведения личности в конфликте