Автор: d***************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа
Цель исследования: определение методов и стратегий поведения студентов в конфликтных ситуациях.
Объект исследования - конфликтные ситуации.
Предмет исследования – типы поведения людей разного уровня конфликтности.
Гипотеза исследования: типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте.
Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:
Изучить сущность понятия конфликт
Провести анализ современных исследований по проблеме конфликта;
Изучить конфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте;
Провести диагностику моделей поведения личности в конфликте.
Оценить общий уровень конфликтности студентов.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации
1.1. Сущность понятия конфликт………………………………………………….6
1.2. Структура конфликта. Конфликтная ситуация……………………………...11
1.3. Характеристика стратегий поведения в конфликте………………………...15
Глава II. Диагностика типов поведения участников конфликтной ситуации на примере студенческой группы
2.1. Исследование стратегий поведения в студенческой группе………………..22
2.2. Анализ тактик поведения в конфликте………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………………...30
Приложения…………………………………………………………………………31
Федеральное агенство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Международные отношения»
Кафедра
«Управление персоналом»
Диагностика cтратегий поведения личности в конфликте
Пояснительная
записка к курсовой работе ПЗ.КР.668
Выполнил: Хисматулин А.В.
Группа: МН-210
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации
1.1. Сущность понятия конфликт………………………………………………….6
1.2. Структура
конфликта. Конфликтная
1.3. Характеристика
стратегий поведения в
Глава II. Диагностика типов поведения участников конфликтной ситуации на примере студенческой группы
2.1. Исследование
стратегий поведения в
2.2. Анализ
тактик поведения в конфликте……
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………...
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня
никому не надо доказывать, что проблематика,
связанная с изучением
Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов по самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследовательской и практической работы в области конфликтов. Конфликт стал реальностью нашей жизни, он порождает проблему его эффективного управления во всех областях проявления.
Для развития конфликта важными являются такие психологические моменты, как восприятие ситуации ее участниками, их отношение к ней, стратегии и модели их поведения. Поэтому одним из центральных вопросов, требующих своего разрешения в исследовании конфликтов, является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций, перерастание их в конфликты и типы поведения людей в конфликтных ситуациях. Сложность изучения данного вопроса состоит в том, что трудно проследить весь процесс возникновения и развития конфликтной ситуации.
Сегодня каждому человеку важно знать свой собственный стиль поведения, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта, чтобы не допустить возникновение конфликта, успешно его разрешать. В определении этих стилей и их наиболее эффективном использовании людям могут помочь профессиональные психологи.
В
отечественной и зарубежной психологической
науке существуют различные взгляды
на природу конфликтов и их социальную
роль. Противоположные позиции
Цель исследования: определение методов и стратегий поведения студентов в конфликтных ситуациях.
Объект исследования - конфликтные ситуации.
Предмет исследования – типы поведения людей разного уровня конфликтности.
Гипотеза исследования: типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте.
Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:
Конфликты, являясь составной частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как индивидуального, так и социального характера; требуют единой методологии, как в исследованиях, так и в практическом их регулировании. Существует множество методов исследования конфликтов, основными из них являются: анализ, систематизация, обобщение научной литературы по проблеме исследования, сравнение, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Но наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получили опросные методы.
Глава I. Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации
1.1. Сущность понятия конфликт
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание ученых к исследованию конфликтов. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [6]. Социолог Скотт Д. дает такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». Конфликт - это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Конфликт - это нормально [10]. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При определенных условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого. Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же однозначно оценивать.
Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию». Конфликт —► изменение —► адаптация —► выживание. [3]
Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное начало, а значит конфликт - это может быть хорошо [2].
Конфликт,
может быть, управляем, причем управляем
таким образом, что его негативные,
деструктивные последствия
Существует два основных подхода в изучении конфликтов.
1)
Социологический подход. Функционалистская
бесконфликтная модель
Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества [6].
Л. Козер в своей классической работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен стабилизации общества. Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии общества и способствуют его развитию:
1) образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
2) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
3) социализация и адаптация, как индивидов, так и социальных групп;
4) создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти;
5) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках);
6) стимулирование нормотворчества и социального контроля;
7) способствование созданию новых социальных институтов.
Л. Козер доказывает, что конфликты есть продукт внутренних изменений в обществе, результат взаимодействия различных элементов социальной системы.[6]
А.Я. Анцупов исследуя сущность конфликта, анализирует его через понятие противоречия. Под социальным конфликтом у него понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению к друг к другу [1].
Д.Л. Зеркин рассматривает конфликт как «противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов»[4].
А.Н.Леонтьев замечает, что с расширением связей субъекта с миром расширяется и число многообразных отношений, которые являются объективно противоречивыми. Такие перекрещивающиеся связи порождают конфликты, которые могут фиксироваться и входить в структуру личности. Причем эта структура не сводится к совокупности отношений с миром и иерархии между ними, а характеризуется соотношением систем жизненных отношений, между которыми происходит борьба.
Информация о работе Диагностика cтратегий поведения личности в конфликте