Диагностика cтратегий поведения личности в конфликте

Автор: d***************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение методов и стратегий поведения студентов в конфликтных ситуациях.
Объект исследования - конфликтные ситуации.
Предмет исследования – типы поведения людей разного уровня конфликтности.
Гипотеза исследования: типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте.
Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:
Изучить сущность понятия конфликт
Провести анализ современных исследований по проблеме конфликта;
Изучить конфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте;
Провести диагностику моделей поведения личности в конфликте.
Оценить общий уровень конфликтности студентов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации
1.1. Сущность понятия конфликт………………………………………………….6
1.2. Структура конфликта. Конфликтная ситуация……………………………...11
1.3. Характеристика стратегий поведения в конфликте………………………...15
Глава II. Диагностика типов поведения участников конфликтной ситуации на примере студенческой группы
2.1. Исследование стратегий поведения в студенческой группе………………..22
2.2. Анализ тактик поведения в конфликте………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………………...30
Приложения…………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая по конфликтологии-ready.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     Р. Дарендорф предложил иной взгляд на мир общественных отношений: конфликты  являются всепронизывающими, вездесущими  компонентами общественной жизни. Р. Дарендорф предложил рассматривать социальные системы в состоянии непрерывных изменений. Социальные изменения приобретают различные формы, в том числе формы конфликта.

     Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут. Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно [7].

     2) Психологический подход.

     По  традиционной психоаналитической концепции  человек имеет конфликтную природу. Центральным понятием теоретической  системы К. Хорни является понятие базисной тревожности и считает, что конфликт свойственен природе человека изначально. Уже начиная со своих ранних работ, она исходит из того, что «неврозы вызываются культурными факторами, — что более точно означает, что неврозы генерируются нарушением равновесия в человеческих взаимоотношениях». Под влиянием базисного чувства тревожности человек вырабатывает компенсирующие стратегии поведения, приобретая характер потребностей. Так появились три основные тенденции личности - «движение к людям», «движение против людей», «движение от людей» [5].

     С.Л. Рубинштейн, Е.Л.Доценко рассматривают  конфликт в плане целостной структуры  личности как нарушение связей ее подсистем и отношений. Они считают, что личность является конфликтной  по самой своей природе, поскольку, с одной стороны, она стремится к развитию, самореализации, к эффективной адаптации в социуме, достижению гармонии, а, с другой, - подобные стремления могут наталкиваться на препятствия, обусловленные характером ее противоречивых отношений и связей [6].

     При обращении к проблемам психологии личности почти всегда затрагиваются  понятия внутренних противоречий, борьбы мотивов, а сам конфликт рассматривается  как источник развития индивида, приобретение им качественно новых образований: таких взглядов придерживаются Л.И. Божович, К.А. Коваль, Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова, В.Г. Асеев.

     Таким образом, в ходе анализа литературных источников было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Сегодня понятие конфликта не принадлежит к определенной области науки или практики. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием. Словом «конфликт» обозначают довольно широкий спектр явлений. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм нормального человеческого взаимодействия, конфликт не обязательно приводит к разрушениям, служит сохранению целого, может быть управляем, содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Другие ученые полагают, что следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать. Психологический и социологический подход способствуют уточнению понятия конфликта, а также его предметной области. 

1.2. Структура конфликта. Конфликтная ситуация

     Конфликт  как многомерное явление имеет  свою структуру. Однако само понятие  «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.

     Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе.[9]

     Структура конфликта включает:

    1. конфликтные отношения;
    2. конфликтные противоречия;
    3. конфликтные причины;
    4. участники конфликта;
    5. объект и предмет.

     Конфликтные отношения - форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для  завершения конфликта. Конфликтные  противоречия - основные пункты разногласий субъектов конфликта, их противоположных интересов, устремлений, потребностей. Причины конфликта - те условия, которые привели к обострению противоречий, возникновению конфликта. Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов. Участников конфликта часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта[9].

     Выделяют  такую характеристику участника  конфликта, как его ранг. Ранг —  это уровень возможностей участника  по реализации своих целей в конфликте, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт. В число участников конфликта входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели, пособники и организаторы. Подстрекатель — лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача — спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. Организатор — лицо или группа, планирующие конфликт, различные пути обес-печения и охраны участников, и др.[10].

     Одним из непременных элементов конфликта  является объект, т. е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Объектом конфликта может быть материальный ресурс, социальная власть или духовная идея (норма, принцип), ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняет процесс решения проблемы [9].

     Предмет конфликта - это воображаемая или  объективно существующая проблема, лежащая  в основе конфликта. Это то противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство. Предметом конфликта может быть конкретная возможность (одна должность, на которую претендуют два человека, или одна путевка в санаторий), или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюдение/несоблюдение каких-то правил [8]. Предмет конфликта, как правило, связан целями конфликтующих сторон, однако, не все цели в конфликте связаны с предметом конфликта.

     Каждый  конфликт имеет свою динамику развития, которая включает следующие стадии:

  1. 1-я стадия - предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность, появление напряженности в отношениях;
  2. 2-я стадия - обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтации;
  3. 3-я стадия - конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;
  4. 4-я стадия - разрешение конфликта;
  5. 5-я стадия - постконфликтная стадия, новое содержание отношений между участниками конфликта.

     Немаловажное  значение в изучении конфликтов играет понятие конфликтная ситуация. В большинстве современных учебников по конфликтологии принято считать конфликтной ситуацией такую совокупность обстоятельств, которая содержит предпосылки конфликта. Таким образом, принято различать конфликтную ситуацию и конфликт, как самостоятельные стадии общего процесса [9].

     Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов  социального взаимодействия и создающие  почву для реального противоборства между ними. Конфликтная ситуация может сложиться объективно помимо воли и желания потенциальных противоборствующих сторон, а может быть вызвана или создана одной стороной или обеими. Каждая ситуация имеет объективное содержание (оно определяется происходящими в действительности событиями) и субъективное значение (оно зависит от того, какую интерпретацию этим событиям дает каждая сторона), в соответствии с которым субъект начинает действовать в конфликте. Субъективное отражение конфликтной ситуации не обязательно соответствует действительному положению дел. Осознание конфликта всегда несет в себе элементы субъективизма и поэтому является в определенной мере искаженным. Искажения в восприятии могут быть весьма значительными. В этой связи специалисты выделяют понятия «частично понятого» и «ложного» конфликтов.[9]

     В частично понятом конфликте оценка сторонами ситуации существенно  расходится с реальным положением дел (преувеличиваются или преуменьшаются масштабы возникшей проблемы). В  ложном конфликте объективная конфликтная  ситуация полностью отсутствует, между субъектами нет никакого видимого противоречия, но тем не менее стороны ощущают конфликтность взаимодействия и вступают в противоборство. Восприятие субъектом ситуации, как конфликтной не всегда обуславливается какими – либо действиями другой стороны. Исходя из посылки о враждебных намерениях человека, субъект сам ведет себя агрессивно, чем вызывает действительную враждебность [7].

     Разные  люди оценивают одну и ту же ситуацию и реагируют на нее по-разному, порой прямо противоположно. С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяют три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Второй – это конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме. Третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия или поведения в целом.

     Таким образом, в конфликтном взаимодействии участники преследуют цели, связанные  с предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д. Далеко не всегда цели полностью осознаются участниками ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участников ситуации. Структурные характеристики конфликта, являясь его необходимым компонентом, в то же время не дают возможности прогнозировать развитие конфликта. С практической точки зрения, более существенным представляется рассмотрение действий участников и исхода конфликта в контексте динамики конфликтов. Именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстрота пресечения возникающего конфликта с его зачастую непредсказуемыми последствиями зависит от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта.

1.3. Характеристика  стратегий поведения в конфликте

     Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны [2]. Согласно модели, конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системой координат, где: по вертикальной оси указывается степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов; по горизонтальной оси – степень уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров, представляемая, как важность отношений.

     Минимальная (нулевая) заинтересованность по обеим  осям в точке    пересечения  образует стратегию избегания (ухода), максимальная по вертикальной оси – соперничество, по горизонтальной - приспособление, сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество и серединное положение соответствует компромиссу (см. рис. 1.).

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1 Модели поведения в конфликте 

     В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?, «Что я  потеряю...?», «Какое значение имеет  предмет спора для моего соперника...?»  и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). Оценка интересов в конфликте - это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса - Киллмена оценка интересов соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы. На основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств: содержания предмета конфликта, ценности межличностных отношений, индивидуально-психологических особенностей личности.

     Соперничество.

     Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, ис-ходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника - как низких. Выбор стратегии соперничества в конечном итоге сводится к выбору: либо интереса борьбы, либо взаимоотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. Нередко соперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как эмоциональная реакция на неблагоприятное воздействие.

Информация о работе Диагностика cтратегий поведения личности в конфликте