Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:21, курсовая работа
Цель: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1.
Диагностическая технология, направленная на выявление школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста……………….4-17
1.1.Феномен школьной дезадаптации…………………………………….4-7
1.2 Особенности проявления школьной дезадаптации и ее виды………8-13
1.3.Анализ существующей технологии направленной на диагностику школьной дезадаптации ….………………………………………..............14-15
Выводы к Главе1……………………………………………………………16-17
Глава 2. Диагностическая технология, направленная на выявление школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..18-26
2.1.Практическая диагностика школьной дезадаптации у младших школьников…………………………………………………………….18
2.2.Методы исследования……………………………………………..18
2.3.Анализ и интерпретация результатов…………………………….19-23
Выводы к Главе 2………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………..25-26
Список использованной литературы………………………………….27-29
У второго испытуемого К. (7лет) наблюдается излишняя эмоциональность, зависимость от чужого мнения, несамостоятельность, тревожность отсутствует.
Третий испытуемый Н. ( 7 лет) Придает большое значение мнению окружающих о себе, достаточно самостоятелен, положительная оценивает свои действия.
У четвертого испытуемого О. (8 лет) на рисунке выражена излишняя эмоциональность, несамостоятельность, тревожность, утомляемость,
Пятый испытуемый
С. (8 лет) придает большое значение мнению
окружающих, недостаточно самостоятелен,
агрессивен.
Методика
№2 Ориентировочные
критерии (по данным
В.А.Мурзенко).
№ | Результат | Интерпретация |
А. (8 лет) | 20 баллов | неблагоприятные условия среды, эмоциональное напряжение, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям; |
К. (7лет) | 15 баллов | враждебность по отношению к взрослым, эмоциональное напряжение, эмоциональное напряжение |
Н. ( 7 лет) | 10 баллов | болезни и органические нарушения, тревожность по отношению к детям, |
О. (8 лет) | 17 баллов | Неугомонность, неблагоприятные условия среды, уход в себя. |
С. (8 лет) | 21 балл | недостаток социальной нормативности, неугомонность; невротические симптомы; |
Методика №3
А. (8 лет) | 2 балла. |
К. (7лет) | 3 балла. |
Н. (7 лет) | 1 балл. |
О. (8 лет) | 4 балла. |
С. (8 лет) | 5 баллов. |
Рисунок первого испытуемого А. (8 лет) -у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
По рисунку второго испытуемого К. (7 лет) у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
Из рисунка третьего испытуемого Н. (7 лет) можно сказать о явно выраженном страхе перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
Рисунок четвертого испытуемого (О. 8 лет) говорит о том, что у учащегося сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
Рисунок первого
испытуемого (С. 8 лет)-
у ребенка сложилось эмоционально благополучное
отношение к школе и учению, он готов к
принятию учебных задач и взаимодействию
с учителем.
Методика №4
№ | Вербальная шкала | Невербальная шкала | Интерпретация результатов |
А. (8 лет) | 30 | 65 | Средний, преобладание невербального интеллекта |
К. (7лет) | 64 | 50 | Средний, преобладание вербального интеллекта |
Н. (7 лет) | 60 | 54 | хорошая норма преобладание вербального интеллекта. |
О. (8 лет) | 60 | 55 | Средний, преобладание вербального интеллекта. |
С. (8 лет) | 56 | 59 | Средний, преобладание невербального интеллекта. |
Методика №5
Рисунок у первого испытуемого А. (8 лет) говорит об агрессивности, тревожности, плохой адаптации в обществе, незащищенности, беспокойстве.
По рисунку второго испытуемого К. (7 лет) можно говорить о энергичности, амбициозности, эмоциональности, настойчивости, легко возбудимом темпераменте.
Из рисунка третьего испытуемого Н. (7 лет) можно заключить следующее: у учащегося выражены нерешительность, упрямство, несамостоятельность, подвижность мышления.
Рисунок четвертого испытуемого (О. 8 лет) говорит об утомляемости, нестабильности, импульсивности, эмоциональной лабильности, постоянной обеспокоенности.
По рисунку пятого испытуемого (С. 8 лет) можно сказать об эмоциональной нестабильности, боязливости, нерешительности, утомляемости, беззащитности.
Выводы по практической части.
Комплекс методик выявил у испытуемых № 1 , № 2 и № 4, №5признаки школьной дезадаптации, у испытуемого №3 результаты методик говорят о возможном риске возникновения проблем в обучении и взаимоотношениях в школьном коллективе.
Испытуемый №
1 по результатам всех апробированных
методик имеет склонность к дезадаптированному
поведению, родителям подростка рекомендовано
обратиться к специалистам.
Выводы к главе 2
Методики, которые были проведены на учащихся, показали хорошие результаты, которые подбирались с учетом возрастных особенностей и интересов детей, главным образом были выбраны проективные методики. Такой выбор обусловлен целью увлечь детей не сложными заданиями, но при этом получить достоверные результаты, которые помогли выявить признаки школьной дезадаптации.
Подобранные
методики достаточно полно определяют
наличие признаков школьной дезадаптации,
опираясь на уровень интеллекта, тревожности,
агрессивности, личностных особенностей
учащегося, внутрисемейных отношений,
а также взаимоотношений в школьном коллективе,
на личном отношении ребенка к школе и
усвоении «учебной задачи».
Заключение.
В настоящее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора интеллектуального и духовного становления личности. В функциональном обеспечении этого процесса ведущая роль отводится школе, так как она является основным социальным институтом, через который проходят все дети в возрасте от 6 до 16-18 лет, наиболее интенсивный период своего возрастного развития.
При нарушении приспособления личности ученика к условиям обучения возникают такие явления, как неуспеваемость, деструктивное поведение, пренебрежительное или негативное отношение к составляющим школьной жизни, отклонения в состоянии психического и физического здоровья.
По данным многочисленных исследований, сегодня значительное число школьников испытывает серьезные трудности в усвоении программного материала, находится в состоянии высокой личностной тревожности, ведущей к эмоциональным и стрессовым расстройствам.
В
условиях социально-экономической
нестабильности, глобального реформирования
всех сфер жизни в России, материальные
и психологические возможности
семьи как первоначального института
социализации значительно ослабли, вследствие
чего значимость коррекционно-развивающей
деятельности образовательных учреждений
по восполнению дефектов семейного воспитания
возрастает. В связи с этим главной целью
школы на современном этапе общественного
развития становится создание необходимых
условий для раскрытия и формирования
индивидуальности каждого обучаемого,
развития у него социально-значимых личностных
качеств. Совершенно очевидно, что одним
из таких условий выступает обеспечение
успешной адаптации учащихся к школе.
В
данной работе эффективно апробированы
методики помогающие выявить у учащихся
наличие школьной дезадаптации, опираясь
на уровень тревожности, агрессивности
и личностных установок. Выявлены испытуемые
по результатам всех методик имеющие дезадаптированное
поведение.
Список использованной литературы.
1. Божович
Л.М. Личность и ее
2. Бурлачук
А.Ф., Морозов С.М. Словарь
3.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М.; 1982.
5. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред. пед. уч. заведений./ М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др., Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой, - 3-е изд., стер., - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 192с.
6. Гуревич К.М. Индивидуально психологические особенности школьников. М.; 1988.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000 – 3-е изд. перер. и дополн. – 184с.
8. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255с.
9.Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
10. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. Казань; 1992.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология./ Развитие ребенка от рождения до 17 лет./ Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1997.-176с.
12. Менчинская
Н.А. Проблемы учения и
13. Материалы
Российской научно-
14. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 352с.
15.
Немов Р.С. Психология: Учебн. для
студ. высш. учеб. пед. завед.: в 3 кн.
– 3-е изд. – М.: Гуманитарный
изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.3: Психодиагностика.
Введение в научное
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:1996.
17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.:1996.
18. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М.: 1995.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие.: в 2 кн. – 2-е изд. перер., дополн., - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.
20. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы.: Метод. пособие/ Н.В. Дубровина, Л.Д. Андреева, Т.В. Вохмятина и др., Под ред. И.В. Дубровиной, 5-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.-96с.
21. Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире. М.:1991.
22. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.:1994.
23. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста// Вопросы психологии. – 1968. №4 – с.36-43.
24. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. МГУ, 1989.