Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:21, курсовая работа
Цель: разработать диагностическую технологию, направленную на выявление школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1.
Диагностическая технология, направленная на выявление школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста……………….4-17
1.1.Феномен школьной дезадаптации…………………………………….4-7
1.2 Особенности проявления школьной дезадаптации и ее виды………8-13
1.3.Анализ существующей технологии направленной на диагностику школьной дезадаптации ….………………………………………..............14-15
Выводы к Главе1……………………………………………………………16-17
Глава 2. Диагностическая технология, направленная на выявление школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..18-26
2.1.Практическая диагностика школьной дезадаптации у младших школьников…………………………………………………………….18
2.2.Методы исследования……………………………………………..18
2.3.Анализ и интерпретация результатов…………………………….19-23
Выводы к Главе 2………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………..25-26
Список использованной литературы………………………………….27-29
В данном случае
в качестве необходимых превентивных
мер выступают меры медико-педагогического
оздоровительно-
Среди форм патогенной
дезадаптации отдельно выделяются проблемы
олигофрении, социальной адаптации умственно
отсталых детей. Как мы уже отмечали, у
олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность
к преступлениям. При адекватных их психическому
развитию методах обучения и воспитания
они в состоянии усваивать определенные
социальные программы, получать
несложные профессии, трудиться и в меру
своих возможностей быть полезными членами
общества.
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные.
К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления. Акцентуации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка (акцентуации по гипертимному, сензитивному, шизоидному, эпилептоидному и другим типам), требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе, и в отдельных случаях могут быть также показаны психотерапевтические и психокоррекционные программы.
К
устойчивым формам психосоциальной
дезадаптации, требующим специальных
психолого-педагогических коррекционных
программ, можно отнести также различные
неблагоприятные и индивидуально-психологические
особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной
сферы, включая такие дефекты, как снижение
эмпатийности, индифферентность интересов,
низкая познавательная активность, резкий
контраст в сфере познавательной активности
и мотивации вербального (логического)
и невербального (образного) интеллекта,
дефекты волевой сферы (безволие, податливость
чужому влиянию, импульсивность, расторможенность,
неоправданное упрямство и т.д.).
Определенную трудновоспитуемость представляют также так называемые «неудобные» учащиеся, опережающие сверстников в своем интеллектуальном развитии, что может сопровождаться такими чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство, пренебрежительное отношение к старшим и сверстникам. Нередко сами учителя занимают неверную позицию по отношению к таким детям, обостряя взаимоотношения с ними и вызывая ненужные конфликты. Эта категория трудновоспитуемых редко проявляет себя в асоциальных поступках, и все проблемы, возникающие с «неудобными» учащимися, должны решаться, как правило, за счет индивидуально дифференцированного подхода в условиях школьного и семейного воспитания.
К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно прежде всего отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка, подростка.
В данном случае
трудновоспитуемость
В этот период перехода от детскости к взрослости, как уже отмечено выше, происходят серьезные изменения как в организме, психике, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими, взрослыми и сверстниками.
Однако кризисность, известная трудновоспитуемость подросткового возраста, как и трудновоспитуемость других возрастных кризисных периодов развития, могут быть преодолены, если учебно- воспитательный процесс, воспитательные усилия, характер отношений с педагогами, родителями будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей развития ребенка, подростка.
К временным формам психосоциальной дезадаптации относятся также различные проявления неравномерного психического развития, которые могут выражаться в парциальной задержке либо опережении развития отдельных познавательных процессов, опережающего либо отстающего психосексуального развития и т.д. Такого рода проявления также требуют тонкой диагностики и специальных развивающих и коррекционных программ.
Временную
психосоциальную дезадаптацию могут
вызвать отдельные психические состояния,
спровоцированные различными психотравмирующими
обстоятельствами (конфликт с родителями,
товарищами, учителями, неконтролируемое
эмоциональное состояние, вызванное первой
юношеской влюбленностью, переживание
супружеских разладов в родительских
отношениях и т.д.). Все эти состояния требуют
тактичного, понимающего отношения педагогов
и психологической поддержки со стороны
практических психологов.
Социальная
дезадаптация проявляется в нарушении
норм морали и права, в асоциальных формах
поведения и деформации системы внутренней
регуляции, референтных и ценностных ориентации,
социальных установок. По сути дела, при
социальной дезадаптации речь идет о нарушении
процесса социального развития, социализации
индивида, когда имеет место нарушение
как функциональной, так и содержательной
стороны социализации. При этом нарушения
социализации могут быть вызваны как прямыми
десоциализирующими влияниями, когда
ближайшее окружение демонстрирует образцы
асоциального, антиобщественного поведения,
взглядов, установок, выступая, таким образом,
в качестве института десоциализации,
так и косвенными десоциализирующими
влияниями, когда имеет место снижение
референтной значимости ведущих институтов
социализации, которыми для учащегося,
в частности, являются семья, школа.
1.3.Анализ существующей технологии, направленной на диагностику школьной дезадаптации.
Детский вариант
шкалы явной тревожности
Общее описание: Опросник тревожности для детей (53 вопроса)
Области применения: Практическая психология образования, консультирование
Мониторинговые обследования, направленные на выявление "группы риска" по школьной дезадаптации и индивидуальные обследования в рамках консультативной работы с родителями по проблемам личностного развития школьников
Предмет диагностики: Детская тревожность
Экспертная оценка
В практикке психологической службы школы бывает необходимо выявить детей, у которых может возникнуть психогенная школьная дезадаптация вследствие трудностей в учении или при некорректном отношении к ним педагогов.
Методика позволяет дать представление о том, кому из детей необходима психопрофилактическая помощь, направленная на предотвращение психогенной школьной дезадаптации.
Плюсы
Хорошо известный опросник, диагностические возможности которого давно доказаны, а полученные в исследованиях А.М.Прихожан нормативные данные не устарели и позволяют оценивать получаемые результаты обследований.
Методика удобна как средство мониторинга, направленного на выявление "группы риска" по высоким показателям тревожности.
Минусы
Вопросы не отнесены
к отдельным шкалам и, следовательно,
методика позволяет дать только общую
оценку тревожности школьника.
Выводы к Главе 1.
Следствием неправильного подхода к воспитанию и перевоспитанию дезадаптированных учащихся выступает социальная запущенность детей и подростков. Социально запущенные учащиеся не только плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентации и социальных установок несовершеннолетних.
Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся отличается трудолюбием, имеет достаточно четкие профессиональные намерения, владеет различными трудовыми навыками, стремится к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании. Преодоление трудновоспитуемости педагогически запущенных учащихся предполагает налаживание с ними педагогами и воспитателями доверительных отношений, контроль и помощь в учебной деятельности; авансирование доверием в школе со стороны учителей и одноклассников; организацию досуга, расширение сферы интересов; опору на лучшие качества характера; формирование профессиональных планов и жизненных устремлений; привитие навыков самоанализа, самовоспитания; помощь в оздоровлении условий семейного воспитания.
Следует отметить, что социальная дезадаптация — процесс обратимый. И в задачи превентивных служб входит не только предупреждение отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, но и организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних.
Ресоциализация
— организованный социально-педагогический
процесс восстановления социального статуса,
утраченных либо несформированных социальных
навыков дезадаптированных несовершеннолетних,
переориентация их социальных установок
и референтных ориентации за счет включения
в новые позитивно ориентированные отношения
и виды деятельности педагогически организованной
среды.
Глава 2. Диагностическая технология, направленная на выявление школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте
2.1.Практическая
диагностика
Цель: при помощи различных тестов и методик провести диагностику дезадаптированного поведения младших школьников.
Задачи:
- отобрать методики
- провести данные методики на школьниках
- проанализировать полученные результаты
- оценить эффективность созданной технологии
Объект исследования: учащиеся младшей школы.
Предмет исследования: методики, направленные на диагностику школьной дезадаптации у младших школьников.
2.1.Методы исследования
Для диагностики школьной дезадаптации были выбраны следующие методики :
1. Тест “Рисунок несуществующего животного”
2. Карта наблюдений Стотта
3. Тест "Рисунок школы"
4. Методика Д. Векслера (тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children)
5. Тест "Рисунок
семьи"
2.3.Анализ и интерпретация результатов.
Методика № 1:
У первого испытуемого А. (8 лет) из рисунка можно заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, боится активных действий, агрессивен, тревожен, защищается от взрослых.