Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:59, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние детских страхов на поведение ребёнка и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме фобий.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребёнка.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..69

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 106.99 Кб (Скачать)

Оживляя свой страх, играя  с ним, ребенок бессознательно запечатлевает  то, что он может сам управлять  своим страхом. Ребенку предлагается придумать историю про свой страх, разыграть ее. После окончания  спектакля куклы-«страхи» уничтожаются. Однако встречаются ситуации, когда ребенок, сдружившись со своей куклой, не хочет с ней расставаться.

Кроме катартического эффекта, кукла может нести и обучающий, например в ситуации болезненных медицинских процедур. Детям трудно отличить лечебные процедуры (уколы, переливание крови, сверление зубов и т. д.) от наказания. Именно здесь может помочь предварительное обыгрывание болез-ненных процедур на куклах. Такая система была описана в работе А.И. Тащевой и С.В. Гридневой по психологической коррекции страхов у дошкольников.

Коррекция посредством улучшения  детско-родительских отношений [53, с.125]. «Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», -- всегда результат не-правильно сложившихся отношений в семье».

Следовательно, «микросреда  семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющимся  у него проблемам, от степени участия  родителей в коррекционном процессе во многом зависит эмоциональное  состояние ребенка».

Поэтому, на наш взгляд, многие трудности ребенка должны разрешаться  через призму семейных отношений: изменяя  семейную ситуацию, корректируя, прежде всего отношение к ребенку, мы разрешаем его проблему.

Работа совместно с  семьёй ребёнка позволяет создать  условия для раскрытия личности малыша, создать ему возможности  проявить себя, свои чувства и эмоции; способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей; содействовать  повышению самооценки детей, при-обретению ими чувства собственной значимости.

Коррекция посредством индивидуально-групповых  занятий [16, с.202 ]. Остановимся еще на одном интересном методе коррекции. Оригинальным методом психотерапии детей является драматическая психоэлевация. Этот метод создан в 1990 году И. Медведевой и Т. Шишовой. Он предназначен для работы с детьми, страдающими невротическими и сходными пограничными расстройствами: страхами, агрессивным поведением, тиками, навязчивостями, логоневрозом и т. д. Авторы относят этот метод к разряду индивидуально-групповых, то есть занятия проводятся в группах, но уже после второго занятия каждый ребенок получает индивидуальное домашнее задание. Другими словами, каждый ребенок идет по индивидуальной программе в условиях группы. Обязательным условием применения данного метода является активное участие родителей.

В некоторых аспектах драматическая  психоэлевация имеет сходство с театрализованными методиками типа психодрамы Якоба Морено [53, с.126 ]. Главное отличие методики драматической психоэлевации состоит в преимущественной опоре на сознание и сверхсознание. В процессе работы авторы стремятся актуализировать желание ребенка справиться со своей патологической доминантой, «подняться над ней» (психоэлевация -- от лат. elevare -- поднимать, возвышать). Также отличием является то, что метод драматической психоэлевации основное внимание уделяет особенностям данной конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией.

Тактикой работы эта методика кардинально отличается от других психотерапевтических методик. В нескольких словах ее можно  описать следующим образом: патологическая доминанта > недостаток > достоинство.

Исключительное значение в данном методе придается метафорической форме театральных этюдов, так  как эта форма является наиболее эффективной и наименее травмирующей в работе с детьми. Наиболее сильный  терапевтический эффект достигается  путем взаимосочетания трех компонентов этого метода: воображаемой ситуации, адекватно заданной темы и присутствия в качестве персонажей вполне реальных людей, прежде всего, самого ребенка и его близких.

Основным инструментом работы по данной методике являются атрибуты кукольного театра: ширма, тряпичные  куклы, маски. Они способствуют самораскрытию  маленьких актеров, «высвечиванию» патологических черт личности, определению патологической доминанты, то есть выполняют и диагностическую функцию.

Авторы акцентируют внимание на том, что сам по себе театральный  антураж и, в частности, куклы  не несут лечебного воздействия. Они лишь способствуют тому, чтобы  ребенок получил возможность  осознать свою проблему и решить ее без психического ущерба для себя. С нашей точки зре-ния, драматическая психоэлевация -- интегрированный метод коррекционного воздействия, одной из составляющих которого является сказкотерапия: в сказкотерапии и в методе драматической психоэлевации особое внимание уделяется подготовке к спектаклю, изготовлению детьми кукол под руководством взрослых. Воплощая свои замыслы в жизнь, концентрируя внимание на деталях, характеризующих персонаж, ребенок приобретает возможность непосредственно увидеть результат своего творчества. Кроме того, самостоятельное изготовление кукол способствует развитию моторики, а также способности планировать свои действия и ориентироваться на конкретный результат.

Эда Ле Шан отмечает в своей книге «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума»: Родители часто не хотят признавать детские страхи, потому что боятся их закрепить и даже способствовать рождению новых. Это беспокойство можно понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует и проявить настоящее сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему исчезнуть. За все годы моей работы с родителями и детьми я не помню ни одного случая, когда сочувствие и понимание усилили бы детские страхи [29, с.128].

Глава 2. Исследование влияния  страхов на формирующуюся личность дошкольника

2.1. Обзор диагностических  методик

Детские страхи представляют собой иерархическую структуру  различных по природе и интенсивности  страхов, которые определяются особенностями  личности ребёнка, индивидуальным опытом, принятыми в данном социуме установками, а также общими для всех людей  возрастными и половыми закономерностями. Говоря о детских страхах и  их проявлении, необходимо понять, что  при этом считать нормой, а что  патологией. В отечественной и  зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16-18-летнего  возраста. Сложным «кризисным» периодом является семилетний возраст. Причем для  дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников другие, более  взрослые -- социальные: опоздать в школу, смерти родителей. О детском неврозе страха также можно говорить, если ребенок называет какие-либо другие страхи, чем те, которые характерны по А.И. Захарову для его возраста и пола. По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И тогда возникает патология в проявлении страхов у ребенка [26, с.38 ].

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды: навязчивые страхи, бредовые страхи, сверхценные  страхи.

Навязчивые страхи к ним  относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

Бредовые страхи -- это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.

Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями  фикс»), называются сверхценными. Первоначально  они соответствуют какой-либо жизненной  ситуации, а потом становятся настолько  значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К  детским сверхценным страхам  относятся страхи социальные: боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у  доски, заикание.

Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах  дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6-7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков [26, с.40 ].

В связи с этим остро  встает вопрос ранней диаг-ностики детских страхов и приобретает важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей.

В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик, в частности методику выявления  детских страхов А.И. Захарова и  М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную методику А.И. Захарова «Мои страхи», а так же опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко и опросник П. Бейкер и М. Алворд, проективную методику изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, методика диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л. Лебедевой.

В исследовании участвовали  дошкольники средней и подготовительной групп из муниципального дошкольного  учреждения №3 г.Зеи. Выборка составила всего 60 человек, из них 40 детей и 20 родителей. Участвовало две группы детей по 20 человек, из которых 10 девочек и 10 мальчиков (как в средней, так и подготовительной группе).

 

Методика «Страхи в  домиках» М.А. Панфиловой [34, с.10]. Автором  произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом» (см. приложение 2). Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих  видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении  страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и на сколько боится ребенок.

 

Беседа представляется как  условие для избавления от страхов  посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому  списку имеет смысл у детей  не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо  и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или  «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка  страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые  ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а  не напротив ребенка, не забывая его  периодически подбадривать и хвалить  за то, что он говорит все как  есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

 

Совокупные ответы ребенка  объединяются в несколько групп  по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердитель-ный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

 

Ребенку предлагается нарисовать два дома -- красный и черный (возмо-жен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается рассе-лить страхи: в красный дом -- «нестрашные», в черный -- «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ -- выбросить или потерять. Автор предпо-лагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчи-тывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

 

По инструкции в красный  и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном -- нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

 

Ты боишься:

 

1) когда остаешься один;

 

2) нападения бандитов;

 

3) заболеть, заразиться;

 

4) умереть;

 

5) того, что умрут твои  родители;

 

6) каких-то людей;

 

7) потерять маму или  папу;

 

8) того, что они тебя  накажут;

Информация о работе Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста