Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:59, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние детских страхов на поведение ребёнка и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме фобий.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребёнка.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..69

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 106.99 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра психологии и педагогики

ДЕТСКИЕ СТРАХИ И СПОСОБЫ  ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Дипломная работа

Выполнила:

студентка 5 курса

Научный руководитель:

Р.Р. Денисова

Работа допущена к защите

« » 2007г.

Работа защищена

« » 2007г.

Оценка

Председатель ГАК:

(подпись)

Благовещенск 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………...……………………3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ  ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6

1.1. Проблема фобий в  современной психологической и  педагогической литературе……………………………………………..………..6

1.2. Природа детских страхов……………………………..……13

1.3. Личностная тревожность  как фактор формирования страха  у ребёнка………………………………………………………………..…….……23

1.4. Способы коррекции детских  страхов…………………….30

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ  ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ  ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42

2.1. Обзор диагностических  методик……………………..……………………42

2.2. Анализ результатов  исследования……………………………………..….52

2.3. Коррекция детских страхов  на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..69

ПРИЛОЖЕНИЕ…….……………………………………………………………73

Введение

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить  развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс  ее развития вспять. Поэтому большое  внимание проблеме страха уделяется  в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью  и тревожностью.

Детские страхи в той или  иной степени обусловлены возрастными  особенностями и имеют временный  характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным  воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений, часто  на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические  страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких  страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется  пассивностью, развивается аффек-тивная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диаг-ностики невротических страхов.

В последнее время вопросы  диагностики и коррекции страхов  приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

Страхи, эмоциональные нарушения  поддаются коррекции и без  последствий проходят у детей  до десяти лет. Поэтому чрезвычайно  важно своевременно обращаться к  специалисту, принять меры по преодолению  фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является зада-ча поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Объект исследования: детские  страхи как психолого-педагогическое явление

Предмет исследования: детские  страхи и способы их коррекции.

Цель исследования: выявить  влияние детских страхов на поведение  ребёнка и определить способы  их коррекции в дошкольном возрасте.

Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что детские страхи взаимообусловлены  повышенной тревожностью ребёнка и  способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция  будет способствовать преодолению  возрастных страхов у дошкольников.

Задачи:

1. Проанализировать работы  отечественных и зарубежных учёных  по проблеме фобий.

2. Изучить психологические  причины формирования детских  страхов.

3. Рассмотреть влияние  страха и тревожности на формирующуюся  личность ребёнка.

4. Выявить характер детских  страхов и способы их коррекции  в дошкольном возрасте.

5. Разработать модель коррекционных  занятий по преодолению страхов  у дошкольников.

Методологической основа - теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.И.Божович, Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Л.А. Петровской, Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским, А.Т. Лидерс, К.Изард, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался опыт зарубежных авторов З.Фрейда, А.Адлера, К.Хорни, Ч.Спилбергера, Ф.Перлза, Э.Фромма, Дж.Уотсона, Г.С. Салливан, В.Э. Гебзаттель, занимающихся проблемой фобий и их влиянием на формирующуюся личность ребёнка.

База и методы исследования: данное исследование проводилось в  г.Зее на базе Муниципального детского образовательного учреждения №3. Выборка исследования составила 60 человек (40 дошкольников и 20 родителей).

Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие  методы психологического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, математический анализ.

В наших исследованиях  применялись: методика для выявления  детских страхов «Страхи в  домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой, проективная методика изучения страха А.И. Захарова «Мои страхи», опросник для  оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, опросник для выявления  страха разлуки П. Бейкер и М. Алворд, а так же проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и методика диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л.Лебедевой.

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения детских страхов и способы  их коррекции

1.1. Проблема фобий в  современной психолого-педагогической  литературе

Психологи XX века видели причину  тревог в развитии цивилизации и  огромном потоке информации, лавиной  обрушивающемся на человека. Современная  психология рассматривает тревогу  как социальное явление [7, с.5].

Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога -- это комбинация некоторых эмоций, а страх -- лишь одна из них. Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх -- это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [17, с.6 ].

А.И.Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 --7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности [18, с.56].

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную  окраску, страх выполняет разнообразные  функции в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх  сопровождал людей, выражаясь в  боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал научный и  творческий потенциал людей на борьбу со стихией. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи  с опасностью. Страх также выступает  своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более  критическому и избирательному отношению  к явлениям жизни. Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать  как естественное сопровождение  человеческого развития.

В самом общем виде страх  условно классифици-руют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с опреде-ленными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка. Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шо-кирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предо-пределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Возрастную периодизацию формирования чувств и появления страхов у детей описывает Т.А. Данилиной (см. приложение 1) [18, с.81].

Фобия (от греческого страх) -- сильная и не имеющая под  собой реальной основы боязнь чего-либо -- открытого пространства (например, страх перед площадями, парками  или большими магазинами), тесно  замкнутого пространства, высоты, безобидных животных (при зоофобии) или какого-либо объекта (обычно живого), который у других людей чрезмерного страха не вызывает [7, с.10].

Фобии возникают вследствие психического заболевания, неврозов, жизненных  потрясений, физического или умственного  переутомления, после травмирующих стрессовых воздействий. Чаще встречаются  у людей со слабой волей, склонных к навязчивым эмоциональным состояниям, мыслям, воспоминаниям. Некоторые фобии  встречаются у психически здоровых людей, например страх перед темнотой, боязнь воды, высоты, появления некоторых животных и т. д., хотя они могут не содержать реальной угрозы [7, с.11].

Первичное формирование состояний  с навязчивым страхом происходит в условиях внезапного переживания  человеком отрицательной эмоциональной  реакции (испуг, тревога, крайняя озадаченность  и т. д.).

Существует много фобий (тревог), страхи (фобии, простые фобии) являются как бы составной частью личности тревожно-мнительной структуры  и представляют собой боязнь каких-либо предметов, животных, насекомых, например: агорафобия - боязнь видимого пространства (страшно пройти по мосту, пересечь дорогу и т.п.); клаустрофобия - боязнь замкнутых про-странств (страшно находиться в закрытом помещении, в музее и даже театре); акрофобия - боязнь высоты (страшно летать на самолете, пройти по высокому мосту, подойти к окну, стоять на балконе верхнего этажа высотного дома: кажется, что высота «манит», и человек невольно двигается к краю, хотя не делает ни одного шага); айхмофобия - боязнь острых предметов, арахнофобия - боязнь пауков, герпетофобия - боязнь змей, гленофобия - боязнь взгляда куклы, либо особых ситуаций: антропофобия - боязнь людей, толпы, гомицидофобия - боязнь совершить убийство, дентофобия - боязнь зубоврачебного вмешательства, дерматофобия - боязнь заболеть кожной болезнью, маниофобия - страх безумия, мизофобия - страх загрязнения, монофобия - боязнь одиночества, нозофобия - страх увечья, неизлечимой болезни, заражения, оксифобия - боязнь острых предметов, петтофобия - страх общества, ситофобия - страх принятия пищи, скоптофобия - боязнь показаться смешным, привлечь к себе внимание, суицидофобия - боязнь совершить самоубийство, танатофобия - страх внезапной смерти, тафефобия - страх погребения заживо, фобофобия - страх страха, эрейтофобия - боязнь покраснеть, а также пантофобия - всеохватывающий навязчивый страх.

Некоторые из них, такие как  агорафобия, выделены в отдельные  диагностические категории, остальные  объединены в группу простых фобий. Диагноз простой фобии обычно устанавливается после исключения агорафобии и социальной фобии. Простая  фобия, как правило, не сопровождается вегетативным комплексом, хотя внезапное  попадание в фобическую ситуацию может спровоцировать паническую атаку. Часто подверженные фобиям люди сознают бессмысленность своих страхов, но справить-ся с ними не могут [7, с.18].

 Психиатры четко различали  тревогу и страх еще в XIX веке. Страх всегда имеет причину.  Исчезла угроза - пропал страх.  Тревога не имеет видимых оснований.  Страх обостряет чувства, мобилизует  силы и побуждает к действиям.  Тревога парализует волю, мучит,  угнетает, причиняет душевное и  физическое страдание, может привести  к болезни. Значит, тревога - это  болезненное состояние психики,  избавиться от которого можно  только с по-мощью психолога, психоневролога, психиатра.

Информация о работе Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста