Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:59, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние детских страхов на поведение ребёнка и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме фобий.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребёнка.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..69

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 106.99 Кб (Скачать)

В настоящее время термин "психологическая коррекция" достаточно широко и активно используется в  практике работы, как школы, так и  дошкольных учреждений. А между тем, возникнув в дефектологии, он применялся первоначально в отношении лишь аномального развития. Расширение сферы  приложения данного понятия ряд  ученых связывает с развитием  прикладной детской психологии, с  новыми социальными задачами по отношению  к подрастающему поколению.

Все чаще диагностико-коррегирующую функцию относят к числу существенных, первостепенных в деятельности современного, личностно ориентированного педагога. Эту функцию воспитатель реализовывает в работе с нормально развивающимися детьми (коррекцией аномального развития занимаются патопсихологи, дефектологи, врачи).

Д.Б. Эльконин подразделял коррекцию в зависимости от характера диагностики и направленности на следующие формы, такие как симптоматическую и каузальную. Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии, вторая - на ликвидацию причин и источников этих отклонений. В работе педагога и практического психолога используются обе формы коррекционной деятельности. И все же очевиден приоритет, особенно в дошкольном периоде, каузальной коррекции, когда основные коррекционные действия концентрируются на действительных источниках, порождающих отклонения. Важно иметь в виду, что внешне одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно различные природу, причины, структуру. Поэтому, если мы хотим добиться успеха в коррекционной деятельности, будем исходить из психологической структуры нарушений и их генезиса.

Предметом коррекции чаще всего выступают умственное развитие, эмоционально-личностная сфера, невротические  состояния и неврозы ребенка, межличностные взаимодействия. Различными могут быть формы организации  коррекционной работы - лекционно-просветительная, консультативно-рекомендационная, собственно коррекционная (групповая, индивидуальная).

Успех в коррекционной  деятельности в значительной степени  определяется тем, какие положения, принципы положены в основу ее. К  таковым относят прежде всего, принцип единства диагностики и коррекции, согласно Д.Б. Эльконин, и И.В. Дубровина и др., принцип "нормативности" развития, принцип коррекции "сверху вниз", принцип системности развития, деятельностный принцип коррекции, принцип активного вовлечения в коррекционную работу родителей и других значимых для ребенка лиц, так полагают учёные Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс [22, с.169 ].

Таков, в частности, и принцип  коррекции "сверху вниз", выдвинутый Л.С.Выготским. Он раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания педагога, опирающегося на данный принцип, - "завтрашний день развития" ребенка, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" воспитанников.

Если целью коррекции "снизу  вверх" являются упражнения и закрепление  уже достигнутого ребенком, то коррекция  по принципу "сверху вниз" носит  опережающий характер и строится как психолого-педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований [11, с.342 ].

Выделим и деятельностный принцип коррекции, который определяет сам предмет приложения коррекционных действий, выбор средств и способов достижения цели. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки ребенка в различных сферах предметной деятельности и межличностных взаимодействий, в конечном счете - социальной ситуации развития. Сама же коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка навыков и умений (предметных, коммуникативных и др.), а как целостная осмысленная деятельность ребенка, естественно, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений [11, с.343].

Особенно широко в коррекционной  работе используется ведущая деятельность детей. В дошкольном возрасте - это  игра в различных ее разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская). Ее успешно применяют  как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов  общения. Игра безоговорочно признана универсальной формой коррекции  в дошкольном периоде. Опора на игровые, значимые для дошкольника мотивы в коррекционных занятиях делает их особо привлекательными и способствует успеху в коррекции.

Важное место в коррекционной  работе отводится художественной деятельности. Основные направления коррекционных  воздействий средства-ми искусства:

1) увлекающие занятия; 

2) самораскрытие в творчестве.

Широко применяются в  коррекционной работе с дошкольниками  и занятия физической культурой. В конце дошкольного возраста в этих целях могут быть использованы и зарождающиеся новые виды деятельности - учебная и трудовая.

Компоненты готовности к  коррекционной работе: теоретическая (знание теоретических основ коррекционной  работы, способов коррекции и т. д.); практическая (владение методами и  методиками коррекции); личностная (психологическая  проработанность у взрослого  собственных проблем в тех  сферах, которые он предполагает корректировать у ребенка).

Коррекция посредством рисования[21, с.42]. Рисование -- творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, -- это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее модели-рование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз и позволяет использовать рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно сопри-касается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Как для выработки иммунитета от инфекционных болезней вводится живая, но ослабленная вакцина, стимулирующая  развитие здоровых, защитных сил организма, так и повторное переживание  страха при отображении на рисунке  приводит к ослаблению его травмирующего  звучания.

Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает  врагов и т. д. Здесь нет места  бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности  противостоять злу и насилию.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений  и выражения эмоций, в том числе  и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у  него уменьшается вероятность появления  страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития. К сожалению, некоторые родители считают игру и рисование несерьезным  делом и односторонне заменяют их чтением и другими интеллектуально  более полезными, с их точки зрения, занятиями. Фактически же нужно то и  другое. Детям с художественными  задатками, эмоциональным и впечатлительным, как раз и подверженным страхам, нужно больше игр и рисования. У детей более рациональных, склонных к аналитическому, абстрактному мышлению, возрастает удельный вес интеллектуально-рассудочных  занятий, включая компьютерные игры и шахматы. Но даже и при так  называемой левополушарной ориентации необходимы как можно большее  разнообразие в играх и рисование  для расширения творческого диапазона  и мира воображения ребенка.

Наибольшая активность в  рисовании наблюдается в возрасте от 5 до 10 лет, когда дети рисуют сами, непринужденно и свободно, выбирая  темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. В большинстве случаев  к началу подросткового возраста способность к спонтанному изобразительному творчеству постепенно ослабевает. Уже  сознательно ищется правильная форма, композиция, появляются сомнения в  достоверности рисунка, натурализм в изображении предметов. Подростки  даже стесняются своего умения рисовать так, как им хочется, опасаясь выглядеть  неловкими и смешными в представлении  окружающих, и тем самым лишаются естественного способа выражения  своих чувств и желаний.

Коррекция посредством игротерапии [6, с.115]. В отечественной современной психологии одним из средств коррекции детских страхов является игротерапия. По мнению А.Я. Варга, игровая терапия -- нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем. Г. Л. Лэндрет сравнивал по значимости речь для взрослого и игру для ребенка, для дошкольника игра является естественной потребностью, выступающей условием гармоничного развития личности.

По мнению многих исследователей, игра является ведущим средством  психотерапии в дошкольном возрасте. При этом она несет еще и  диагностичес-кую, и обучающую функцию. Игре, по ее развивающему потенциалу, по конечному эффекту, в дошкольном возрасте отводится центральное место.

Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом  общении взрослого и ребенка  через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. В русле игротерапии используют свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр. Регрессивная игра предполагает, возврат к менее зрелым формам поведения. Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой ребенок оказывается, а не от его потребностей и желаний. Агрессивная игра -- это игра в насилие, войну и т. д. Для организации таких игр используют неструктурированный и структурированный игровой материал.

Использование неструктурированного игрового материала (вода, песок, глина, пластилин) предоставляет ребенку  возможность косвенно выразить свои эмоции, желания, так как сам материал способствует сублимации.

Структурированный игровой  материал включает: кукол, мебель, постельные принадлежности (они провоцируют  желание заботиться о ком-то); оружие (способствует выражению агрессии); телефон, поезд, машины (способствуют использованию  коммуникативных действий). По своей сути структурированный игровой материал способствует овладению социальными навыками, усвоению способов поведения.

Коррекция посредством сказкотерапии [20, с.17]. В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).

Сказкотерапевты Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и А.М. Михайлов отмечают широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый человек, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоционально напряжённостью характерологическими чертами, ребенок получает опыт оперативной недирективной обратной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу. В той или иной степени ребенок начинает осознавать ответственность за сценическую жизнь куклы. Таким образом, ребенок видит причинно-следственные связи между своими действиями и действиями куклы.

Кукла, выступая атрибутом, воплощает  в себе противоположные эталоны  человеческих поступков и качеств, которые наиболее ярко представлены в сказках.

Привлекательность сказок для  психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частности  состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок  в сказках проживает проблемы, через которые проходило все  человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и  т. д.). И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно  извлечь хороший урок.

Выделяют несколько приемов  работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочи-нение новых сказок.

Во время работы над  сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким  не выглядеть. Примером этому служит сказка Т. Вершининой «Волшебница Темнота».

Коррекция посредством куклотерапии [18, с.88]. Еще одним из достаточно распространенных методов коррекции невротических страхов принято считать куклотерапию.

На современном этапе  куклы используются для решения  задач психодиагностического и  психокоррекционного характера. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры с куклами, А.И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой ребенка в естественных условиях. После этого можно начинать проводить терапевтические сеансы в игровой комнате. Ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора игрушек и материалов. Для игры надо заранее подготовить игрушки, похожие на тот предмет, которого дошкольник боится, и разыграть сюжет, в котором он может «расправиться» со своим страхом, тем самым избавившись от него. Психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей: когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять  его, перенести на куклу. Ребенку  предоставляется возможность испытать в терапевтически ориентированной  игре ощущения собственной силы и  решимости. Поэтому, если ребенок принимает  в игре роль страшного для него персонажа и разыгрывает с  ним ряд игровых действий, то это-го иногда может быть вполне достаточно для того, чтобы избавиться от страха.

Непосредственно для психокоррекционной работы со страхами используются куклы теневого те-атра. Они изготавливаются из черного картона методом вырезывания или обрывания самими деть-ми. К полученному конкретному или абстрактному воплощению страха прикрепляется нитка или палочка, позволяющая водить его по экрану.

Информация о работе Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста