Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:59, дипломная работа
Цель исследования: выявить влияние детских страхов на поведение ребёнка и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме фобий.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребёнка.
Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..69
Возможны и другие проявления
индивидуальной паники: человек чувствует
себя совершенно беспомощным, теряет способность
рассуждать, ориентироваться, правильно
соотносить цель и средства ее достижения,
трезво оценивать события и
Преодолеть страх и
индивидуальную панику можно разными
путями: активизировать внешнее поведение,
переключить внимание на привычные
действия, отвлечься от объекта, вызывающего
тяжелое состояние, внушить уверенность,
обострить чувство долга и
т. д. Решающая роль в такой ситуации
принадлежит мужественному
В научно-методической литературе
выделяются социально-культурные и
психологические предпосылки
Эгоцентрические, основанные
на инстинкте самосохранения, страхи
дополняются социально
В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте -- страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет -- страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуаль-ных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка [10, с.31].
Продолжающийся процесс
урбанизации отдаляет человека от естественной
среды обитания, ведет к усложнению
межличностных отношений, интенсификации
темпа жизни. Прямо и косвенно,
через родителей, это может неблагоприятно
отражаться на эмоциональном развитии
детей. В условиях большого города иной
раз трудно найти друга и поддерживать
с ним постоянные отношения. К
тому же из-за излишней опеки со стороны
взрослых отсутствует достаточная
самостоятельность в
У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр и меньше страхов. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т. д. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки.
Недостаточная двигательная
и игровая активность, а также
потеря навыков коллективной игры способствуют
развитию у детей беспокойства. Большинство
из них уже не могут с азартом
играть в прятки, «казаки-разбойники»,
лапту и т. д. Отсутствие эмоционально
насыщенных, шумных и подвижных игр
существенно обедняет эмоциональную
жизнь, приводит к чрезмерно ранней
и односторонней
Страх, беспокойство у детей
могут вызвать постоянно
Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно успеть на двух фронтах. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.
Честолюбивые, не в меру принципиальные,
с болезненно заостренным чувством
долга, бескомпромиссные матери излишне
требовательно и формально
Уже к концу старшего дошкольного
возраста дети в этих условиях эмоционально
«закаляются» до такой степени, что
перестают реагировать на излишне
требовательное отношение матери, отгораживаясь
от нее стеной равнодушия, упрямства
и негативизма. Они погружаются
в свой мир переживаний, а иногда
их поведение становится похожим
на поведение матери. Другие устраивают
истерики по поводу недостаточного внимания
матери или, переживая, ее отношение
к себе, становятся беспокойными, подавленными,
неуверенными. Возрастающая из поколения
в поколение эмоциональная
Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети-дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре «Семья», предпочитая оставаться сами собой. Тогда мать может надолго потерять свой авторитет у дочери. Заслуживает внимание обнаружение у детей-дошкольников из конфликтных семей более частых страхов перед животными (у девочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье [19, с.62 ].
У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между собой, то есть в большей степени влияют друг на друга как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с ее эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структуру беспокойства. Поскольку это совпадает с интенсивным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в данном возрасте наиболее скреплены и мотивированы.
Максимум страхов наблюдается в 5-8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший познавательный заряд. Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 6 годам, когда эмоции уже отличаются известной зрелостью и устойчивостью. Начиная, с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление (вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе). Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в возрасте наиболее часто выявляемых страхов, то есть в старшем дошкольном возрасте, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов как новой психической структуре формирующейся личности [18, с.98 ].
На количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно, в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них в эти годы отца, как представителя мужского пола, а девочки -- на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит скорее от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.
Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать и интелектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в своем «счастливом» детстве.
Увеличение числа детей
в семье, когда есть с кем пообщаться,
поиграть, обычно способствует уменьшению
страхов, в то время как увеличение
числа взрослых может действовать
противоположным образом, если они
заменяют ребенку весь окружающий мир,
создавая искусственную среду, в
которой нет места сверстникам,
детскому смеху, радости, проказам, непосредственному
выражению чувств. Невозможность
в этих условиях быть самим собой
порождает хроническое чувство
эмоциональной
Возраст родителей также
имеет немаловажное значение для
возникновения страхов у детей.
Как правило, у молодых, эмоционально
непосредственных и жизнерадостных
родителей дети менее склонны
к проявлениям беспокойства и
тревоги. У «пожилых» родителей (после
30 и особенно после 35 лет) дети более
беспокойны, что отражает преимущественно
тревожность матери, поздно вышедшей
замуж и долго не имевшей детей.
Неудивительно развитие «поздних»
детей под знаком чрезмерных забот
и беспокойств. Впитывая как губка,
тревогу родителей, они рано обнаруживают
признаки беспокойства, перерастающего
затем в инфантильность и неуверенность
в себе. Если же состояние тревоги
повторяется часто и в самых
разных ситуациях, (при ответе у доски,
общении с незнакомыми
1.3. Личностная тревожность
как фактор формирования
Тревожность -- одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого понятия [22, с.34].
Информация о работе Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста