Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:59, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние детских страхов на поведение ребёнка и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме фобий.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребёнка.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1. Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2. Природа детских страхов……………………………..……13
1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4. Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..69

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 106.99 Кб (Скачать)

Возможны и другие проявления индивидуальной паники: человек чувствует  себя совершенно беспомощным, теряет способность  рассуждать, ориентироваться, правильно  соотносить цель и средства ее достижения, трезво оценивать события и взаимодействовать  с другими. Человек, поддавшийся  панике, склонен к безрассудному  подражанию, особенно при самосохранении.

Преодолеть страх и  индивидуальную панику можно разными  путями: активизировать внешнее поведение, переключить внимание на привычные  действия, отвлечься от объекта, вызывающего  тяжелое состояние, внушить уверенность, обострить чувство долга и  т. д. Решающая роль в такой ситуации принадлежит мужественному поведению  какой-либо части людей, твердому руководству, четким указаниям, рассчитанным на мобилизацию  привычного поведения и ориентацию на целесообразную деятельность тех, кто  в этих условиях может показать пример выдержки и мужества. Особенно необходим пример самообладания, активизирующий у людей совесть, чувство ответственности и долга. В критической ситуации личный пример руководителя может стать главным средством управления поведением людей, поддавшихся страху или панике.

В научно-методической литературе выделяются социально-культурные и  психологические предпосылки развития страха [26, с.44]. По мере развития психики  человека и усложнения форм его жизни  страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга -- это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно - логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с при-ходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.

Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других, вначале родителей и ухаживающих за ребенком, а затем и людей вне сферы его непосредственного общения. Рассмотренный процесс дифференциации страха в историческом и личностном аспектах -- это путь от страха к тревоге, о которой можно уже говорить в старшем дошкольном возрасте и которая как социально опосредованная форма страха приобретает особое значение в школьном возрасте.

В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд  общих страхов: в дошкольном возрасте -- страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет -- страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуаль-ных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка [10, с.31].

Продолжающийся процесс  урбанизации отдаляет человека от естественной среды обитания, ведет к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо и косвенно, через родителей, это может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей. В условиях большого города иной раз трудно найти друга и поддерживать с ним постоянные отношения. К  тому же из-за излишней опеки со стороны  взрослых отсутствует достаточная  самостоятельность в организации  свободного времени вне дома.

У детей, живущих в отдельных  квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр  и меньше страхов. В отдельных  квартирах дети лишены непосредственного  контакта друг с другом. У них  больше вероятность появления страхов  одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ  и т. д. В первую очередь это  относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и  опеки.

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также  потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Большинство  из них уже не могут с азартом  играть в прятки, «казаки-разбойники», лапту и т. д. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр  существенно обедняет эмоциональную  жизнь, приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в  ней в иносказательной форме  воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий. В результате, чтобы устранить страхи, приходится применять уже в специально создаваемых  условиях те же игры, в которые могли  бы играть, но не играют современные  дети. Не играют же они не только потому, что живут в большом построенном  для взрослых городе, но еще и  потому, что имеют слишком строгих  родителей, считающих игру баловством и пустым времяпрепровождением. Кроме  того, многие родители опасаются игр, как черт ладана, так как боятся за детей, ведь, играя, ребенок всегда может получить травму, испугаться... Общение с детьми у постоянно  пугающихся родителей строится преимущественно  на абстрактно-отвлеченном, а не на наглядно-конкретном, образном уровне. Вследствие этого ребенок учится безосновательно беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные трудности [12, с. 85 ].

Страх, беспокойство у детей  могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего  роли отца). Так, мальчики и девочки  боятся чаще, если считают главной  в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто  беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, вызывая у них ответные реакции беспокойства. Доминирование  матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет  отца в семье, что затрудняет общение  с ним мальчиков и увеличивает  возможность передачи беспокойства со стороны матери. Если мальчики 5--7 лет в воображаемой игре «Семья»  выбирают роль не отца, как это делают большинство их сверстников, а матери, то страхов у них больше.

Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет  жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как  можно раньше выйти на работу, где  сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно успеть на двух фронтах. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.

Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне  требовательно и формально поступают  с детьми, которые всегда не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. У гиперсоциализированных матерей забота проявляется главным образом тревога по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий с ребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жиз-ни по заранее составленному плану, исполняющему роль своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные и впечатлительные дети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно теплое и нежное отношение матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрасте они нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых.

Уже к концу старшего дошкольного  возраста дети в этих условиях эмоционально «закаляются» до такой степени, что  перестают реагировать на излишне  требовательное отношение матери, отгораживаясь  от нее стеной равнодушия, упрямства  и негативизма. Они погружаются  в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим  на поведение матери. Другие устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери или, переживая, ее отношение  к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными. Возрастающая из поколения  в поколение эмоциональная чувствительность детей и потребность в теплом и заботливом отношении вступают, таким образом, в противоречие со стремлениями некоторых матерей  освободиться от ухода за ребенком и формализовать процесс его  воспитания [12, с.88 ].

Наиболее чувствительны  к конфликтным отношениям родителей  дети-дошкольники. Если они видят, что  родители часто ссорятся, то число  их страхов выше, чем когда отношения  в семье хорошие. Девочки более  эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки  чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре «Семья», предпочитая оставаться сами собой. Тогда мать может надолго  потерять свой авторитет у дочери. Заслуживает внимание обнаружение  у детей-дошкольников из конфликтных  семей более частых страхов перед  животными (у девочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также  страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами  на конфликтную ситуацию в семье [19, с.62 ].

У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и  их страхи более тесно связаны  между собой, то есть в большей  степени влияют друг на друга как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с ее эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структуру беспокойства. Поскольку это совпадает с интенсивным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в данном возрасте наиболее скреплены и мотивированы.

Максимум страхов наблюдается  в 5-8 лет, при уменьшении интенсивности  связей между страхами, но страх  при этом более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший познавательный заряд. Как  известно, эмоциональное развитие в  основных чертах заканчивается к 6 годам, когда эмоции уже отличаются известной  зрелостью и устойчивостью. Начиная, с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление (вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе). Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в возрасте наиболее часто выявляемых страхов, то есть в старшем дошкольном возрасте, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов как новой психической структуре формирующейся личности [18, с.98 ].

На количество страхов  оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов  заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений  между родителями. Именно, в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них в эти годы отца, как представителя мужского пола, а девочки -- на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит скорее от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как  эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как  правило, в более тесном эмоциональном  контакте с родителями и легче  перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать и интелектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в своем «счастливом» детстве.

Увеличение числа детей  в семье, когда есть с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличение числа взрослых может действовать  противоположным образом, если они  заменяют ребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в  которой нет места сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному  выражению чувств. Невозможность  в этих условиях быть самим собой  порождает хроническое чувство  эмоциональной неудовлетворенности  и беспокойства, особенно при нежелании  или неспособности играть роли, навязываемые взрослыми. Если добавить и частые конфликты  между взрослыми по поводу воспитания ребенка, когда он помимо своей воли оказывается яблоком раздора, то его состояние становится еще  более незавидным.

Возраст родителей также  имеет немаловажное значение для  возникновения страхов у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны  к проявлениям беспокойства и  тревоги. У «пожилых» родителей (после 30 и особенно после 35 лет) дети более  беспокойны, что отражает преимущественно  тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей. Неудивительно развитие «поздних»  детей под знаком чрезмерных забот  и беспокойств. Впитывая как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего затем в инфантильность и неуверенность  в себе. Если же состояние тревоги  повторяется часто и в самых  разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми  и т.д.), то следует говорить о тревожности [19, с.203 ].

1.3. Личностная тревожность  как фактор формирования страха  у ребёнка

Тревожность -- одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого понятия [22, с.34].

Информация о работе Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста