Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа
Поведение человека обладает множеством степеней свободы, весь возможный спектр которых невозможно «просчитать». Даже в условиях тюремного заключения, когда, казалось бы, каждое действие заключен-ного строго регламентировано и находится под неусыпным принудительным контролем, охрана время от времени сталкивается со случаями со-вершенно неожиданного поведения: от дерзкого побега до голодовки и даже самоубийства. В любой жизненной ситуации каждый человек стоит перед выбором, что и как делать.
• 1. Ценности человека…………………………………………………4
o 2. Источники ценностных представлений…………………………..6
o 3. Виды ценностей……………………………………………………8
o 4. Формирование ценностных ориентаций…………………………11
o Список использованной литературы……………………………15
СОДЕРЖАНИЕ
Поведение человека обладает множеством степеней свободы, весь возможный спектр которых невозможно «просчитать». Даже в условиях тюремного заключения, когда, казалось бы, каждое действие заключен-ного строго регламентировано и находится под неусыпным принудительным контролем, охрана время от времени сталкивается со случаями со-вершенно неожиданного поведения: от дерзкого побега до голодовки и даже самоубийства. В любой жизненной ситуации каждый человек стоит перед выбором, что и как делать. Можно принять решение начать «новую» жизнь, бро-сив все и порвав все былые привязанности и связи. Или, наоборот, мож-но попытаться стать более внимательным к людям, которые тебя окру-жают. Можно «уйти» в работу, отдавая ей все время и силы, можно делать ровно столько, чтобы не вызывать недовольство начальства и коллег. Вы-бор, который человек делает, зависит от многих факторов: воспитания, опыта, здоровья, семейного положения, мнения окружающих, возмож-ных последствий и т. д. Однако, как правило, всегда имеются несколько вариантов решений, и выбор того или иного, в конечном счете, зависит от того, что считать важным и правильным.
То, что мы считаем важным или правильным, хорошим или достойным, оказывает сильное влияние на всю нашу жизнь, формирует наше отношение к людям и событиям и определяет то, какими людьми мы становимся. Эти однажды принятые решения определяют наше поведе-ние в настоящем и становятся основой наших ценностей. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом индивида и отграничива-ют значимое, существенное для данного человека от незначимого, несу-щественного.
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека.
Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценнос-тей. Д.Леонтьев выделяет три взаимопереходящие формы существова-ния ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих иде-алов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предмет-ному воплощению в своем поведении и деятельности общественных цен-ностных идеалов.
Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит следующим образом: «общественные идеалы усва-иваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуж-дать ее активность, в процессе которой происходит предметное вопло-щение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т. д. по бесконечной спирали». Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида ма-лой группы.
В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие от-брасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, при-сущая только ему. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то приба-вит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство ближних, а на другом - более слабый». Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия меж-ду реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декла-рируемые ценности в значительной степени расходятся с действительны-ми.
Проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, императивах, запретах и т. д.), цен-ностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справед-ливого или несправедливого. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентировать-ся в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закла-дывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было».
Ценности не всегда осознаются индивидом, при этом их регулятивное влияние остается. «Сам человек может вообще не осознавать, осуществ-ляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется». Таким образом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных иде-ей, целей, форм поведения и т. д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положитель-ным или желательным, они -- осознанный или интуитивный нравствен-ный выбор того, что для человека является важным и стоящим.
2. Источники ценностных представлений
Почему родители без устали поощряют детей за одни поступки и все-гда ругают за другие: «Хорошие дети так себя не ведут!»? Почему актив-ное поведение высоко ценится, а лень рассматривается как порок?
Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Некоторые ценности формировались исторически, в течение многих поколений и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, ра-венство, демократия - это те общественные ценности, которые рассмат-риваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный.
Ценности индивида в основном формируются
в раннем детстве. Их источник - это,
прежде всего, те люди, которые окружают
ребенка. Первые представления о
том, что правильно, а что ложно
чаще всего формируется под влиянием
поведения и мнения родителей, и
основа ценностных ориентации, как
правило, закладывается внутри семьи.
Дети внимательно следят за своими
родителями и наблюдают их в различных
жизненных ситуациях. Видя поведение
родителей в спокойные и напря-
Например, если подросток из благополучной семьи стал членом молодежной группы, в которой особым достоинством считается упот-ребление наркотиков, то существует большая вероятность, что вскоре он изменит систему ценностей, которые ему прививали с рождения ро-дители. Вероятно, изменится и первоначально воспринятое от родите-лей представление о том, что «наркотики - серьезная помеха в жизни человека, ставящего перед собой высокие цели».
По мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, род-ственники, среда и многие другие общественные силы. Ребенок вос-принимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, выра-батывая себе определенный образ поведения на долгий срок. Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой он может впоследствии никогда и не усомниться.
Ценности относительно стабильны и устойчивы. Одна из причин это-го - уже упомянутый процесс усвоения ценностей в раннем детстве. Детям обычно говорят, что определенное поведение и его результаты всегда желательны или всегда нежелательны. В нравственном обучении, как правило, редко используются полутона. Детей учат, чтобы они были честными и отвечали за свои поступки. Им не говорят быть немного честнее или отвечать лишь за некоторые из своих поступков. Этот «чер-но-белый» взгляд на жизнь, с помощью которого проводится четкая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, прекрас-ным и безобразным и т. д., и определяет во многом устойчивость и ста-бильность ценностей.
Время от времени ценности индивида подвергаются ис-пытаниям, которые могут привести к изменению всей системы ценнос-тей. Он может прийти к убеждению о том, что его базовые представле-ния становятся неприемлемыми, однако чаще происходит как раз наоборот: сомнения лишь подкрепляют те ценности, которые индивид уже сформировал.
3. Виды ценностей
Ценности имеют как
Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть типов ценностей:
Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины;
Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды;
Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармо-нию и искусство;
Социальные ценности, придающие наибольшее значение челове-ческим взаимоотношениям - любви, дружбе, преданности и т. д.;
Политические ценности, отдающие исключительное предпочте-ние обретению власти и влияния;
Религиозные ценности, которые первостепенную важность при-дают следованию определенной системе представлений (вере).
Непосредственная связь
1. Реактивный. Индивиды, находящиеся на этом уровне, лишены ка-ких-либо ценностных устоев и в основном действуют, только исходя из своих физиологических потребностей. Такие индивиды по понятным причинам чрезвычайно редки в современных организациях;
2.Стадный. Индивиды, стоящие на этом уровне развития ценност-ной сферы, характеризуются высокой зависимостью. Они неукоснитель-но следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предпи-санных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облеченных властью;
Эгоцентрический. Эти лица проповедуют
ярко выраженный индивидуализм. Они
агрессивны и эгоистичны, уступают
только жесткому
давлению власти;
Ригидный. Индивиды этого ценностного
уровня тяжело перено-сят неопределенность,
они отвергают лиц с иными, чем у них, система-
ми ценностей, пытаясь во всем навязать
свой собственный взгляд;
Манипулятивный. Этих людей характеризует
стремление достичь
собственных целей путем манипулирования
другими. Они прагматичны
и активно стремятся к высокому положению
и признанию;
Социоцентрический. Для индивидов, находящихся на социоцентрическом уровне, свойственна ориентация на создание гармоничных отношений с окружающими. Они отвергают приоритет цели над сред-ствами и болезненно реагируют на любые попытки манипуляции и дав-ления;
Экзистенциальный. Эти лица чувствуют
себя вполне комфортно в
условиях неопределенности, например,
среди людей с различными цен-
ностными взглядами. Они постоянные противники
и критики политики
ограничений, негибкого поведения, статусных
символов и произвола
властей;
Ценностные представления
Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный. В отличие от терминальных ценностей, которые ха-рактеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, ин-струментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие эле-менты поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.
То, в какой степени данная ценность важна для индивида, рассматри-вается исследователями как количественная характеристика ценностной сферы. Для ее оценки учеными созданы различные опросники, позволя-ющие измерить степень важности, которую придает индивид той или иной ценности. Количественная оценка совокупности отдельных ценностей позволяет выявить систему ценностей индивида. Она обычно представ-ляет иерархическую структуру, в которой одни ценности имеют значительно больший вес и предпочитаются другим. Эта система наглядно демонстрирует, какое значение человек придает свободе, удовольствию, самоуважению, честности, любви, послушанию, равенству и т. д.
4. Формирование ценностных ориентаций