Ценности в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Поведение человека обладает множеством степеней свободы, весь возможный спектр которых невозможно «просчитать». Даже в условиях тюремного заключения, когда, казалось бы, каждое действие заключен-ного строго регламентировано и находится под неусыпным принудительным контролем, охрана время от времени сталкивается со случаями со-вершенно неожиданного поведения: от дерзкого побега до голодовки и даже самоубийства. В любой жизненной ситуации каждый человек стоит перед выбором, что и как делать.

Содержание

• 1. Ценности человека…………………………………………………4
o 2. Источники ценностных представлений…………………………..6
o 3. Виды ценностей……………………………………………………8
o 4. Формирование ценностных ориентаций…………………………11
o Список использованной литературы……………………………15

Работа содержит 1 файл

курс.раб..docx

— 31.68 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1. Ценности человека…………………………………………………4
    • 2. Источники ценностных представлений…………………………..6
    • 3. Виды ценностей……………………………………………………8
    • 4. Формирование ценностных ориентаций…………………………11
    • Список использованной литературы……………………………15
    • 1. Ценности человека

Поведение человека обладает множеством степеней свободы, весь возможный спектр которых невозможно «просчитать». Даже в условиях тюремного заключения, когда, казалось бы, каждое действие заключен-ного строго регламентировано и находится под неусыпным принудительным контролем, охрана время от времени сталкивается со случаями со-вершенно неожиданного поведения: от дерзкого побега до голодовки и даже самоубийства. В любой жизненной ситуации каждый человек стоит перед выбором, что и как делать. Можно принять решение начать «новую» жизнь, бро-сив все и порвав все былые привязанности и связи. Или, наоборот, мож-но попытаться стать более внимательным к людям, которые тебя окру-жают. Можно «уйти» в работу, отдавая ей все время и силы, можно делать ровно столько, чтобы не вызывать недовольство начальства и коллег. Вы-бор, который человек делает, зависит от многих факторов: воспитания, опыта, здоровья, семейного положения, мнения окружающих, возмож-ных последствий и т. д. Однако, как правило, всегда имеются несколько вариантов решений, и выбор того или иного, в конечном счете, зависит от того, что считать важным и правильным.

То, что мы считаем важным или  правильным, хорошим или достойным, оказывает сильное влияние на всю нашу жизнь, формирует наше отношение  к людям и событиям и определяет то, какими людьми мы становимся. Эти  однажды принятые решения определяют наше поведе-ние в настоящем и становятся основой наших ценностей. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом индивида и отграничива-ют значимое, существенное для данного человека от незначимого, несу-щественного.

Совокупность сложившихся, устоявшихся  ценностных ориентации образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность  определенного типа поведения и  деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение  человека.

Формирование индивидуальных ценностей  можно представить как процесс  интериоризации (присвоения) личностью социальных ценнос-тей. Д.Леонтьев выделяет три взаимопереходящие формы существова-ния ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих иде-алов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предмет-ному воплощению в своем поведении и деятельности общественных цен-ностных идеалов.

Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит следующим образом: «общественные идеалы усва-иваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуж-дать ее активность, в процессе которой происходит предметное вопло-щение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т. д. по бесконечной спирали». Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида ма-лой группы.

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие от-брасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, при-сущая только ему. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то приба-вит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство ближних, а на другом - более слабый». Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия меж-ду реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декла-рируемые ценности в значительной степени расходятся с действительны-ми.

Проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных  представлениях, императивах, запретах и т. д.), цен-ностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справед-ливого или несправедливого. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентировать-ся в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закла-дывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было».

Ценности не всегда осознаются индивидом, при этом их регулятивное влияние  остается. «Сам человек может вообще не осознавать, осуществ-ляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется». Таким образом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных иде-ей, целей, форм поведения и т. д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положитель-ным или желательным, они -- осознанный или интуитивный нравствен-ный выбор того, что для человека является важным и стоящим.

2. Источники ценностных  представлений

Почему родители без устали поощряют детей за одни поступки и все-гда ругают за другие: «Хорошие дети так себя не ведут!»? Почему актив-ное поведение высоко ценится, а лень рассматривается как порок?

Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Некоторые ценности формировались исторически, в течение  многих поколений и постоянно  подкреплялись жизнью людей, обеспечивая  их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, ра-венство, демократия - это те общественные ценности, которые рассмат-риваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный.

Ценности индивида в основном формируются  в раннем детстве. Их источник - это, прежде всего, те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о  том, что правильно, а что ложно  чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, и  основа ценностных ориентации, как  правило, закладывается внутри семьи. Дети внимательно следят за своими родителями и наблюдают их в различных  жизненных ситуациях. Видя поведение  родителей в спокойные и напря-женные моменты, в минуты горя и радости, сравнивая их поступки и слова, дети начинают многому подражать. Через мир семьи они пытают-ся понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, они ищут способы преодоления пока еще детских проблем. До определенного воз-раста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его ценностей.

Например, если подросток из благополучной  семьи стал членом молодежной группы, в которой особым достоинством считается  упот-ребление наркотиков, то существует большая вероятность, что вскоре он изменит систему ценностей, которые ему прививали с рождения ро-дители. Вероятно, изменится и первоначально воспринятое от родите-лей представление о том, что «наркотики - серьезная помеха в жизни человека, ставящего перед собой высокие цели».

По мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, род-ственники, среда и многие другие общественные силы. Ребенок вос-принимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, выра-батывая себе определенный образ поведения на долгий срок. Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой он может впоследствии никогда и не усомниться.

Ценности относительно стабильны  и устойчивы. Одна из причин это-го - уже упомянутый процесс усвоения ценностей в раннем детстве. Детям обычно говорят, что определенное поведение и его результаты всегда желательны или всегда нежелательны. В нравственном обучении, как правило, редко используются полутона. Детей учат, чтобы они были честными и отвечали за свои поступки. Им не говорят быть немного честнее или отвечать лишь за некоторые из своих поступков. Этот «чер-но-белый» взгляд на жизнь, с помощью которого проводится четкая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, прекрас-ным и безобразным и т. д., и определяет во многом устойчивость и ста-бильность ценностей.

Время от времени ценности индивида подвергаются ис-пытаниям, которые могут привести к изменению всей системы ценнос-тей. Он может прийти к убеждению о том, что его базовые представле-ния становятся неприемлемыми, однако чаще происходит как раз наоборот: сомнения лишь подкрепляют те ценности, которые индивид уже сформировал.

3. Виды ценностей

Ценности имеют как содержательную, так и количественную сторо-ны. С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, прин-ципы, цели поведения и т. д. являются важными. Например, такая цен-ность, как «власть закона», содержательно означает равенство всех людей перед законом, который в обязательном порядке наказывает всех правонарушителей и защищает всех невиновных.

Одну из первых классификаций ценностей  предложил Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть типов ценностей:

Теоретические ценности, которые придают  наибольшую важность и значение рациональному  мышлению и поиску истины;

Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и  выгоды;

Эстетические ценности, выше всего  ставящие красоту, гармо-нию и искусство;

Социальные ценности, придающие  наибольшее значение челове-ческим взаимоотношениям - любви, дружбе, преданности и т. д.;

Политические ценности, отдающие исключительное предпочте-ние обретению власти и влияния;

Религиозные ценности, которые первостепенную важность при-дают следованию определенной системе представлений (вере).

Непосредственная связь ценностей  с актуальными потребностями  людей привлекла внимание к проблеме ценностей со стороны приклад-ных исследователей. В частности, ей заинтересовались те исследователи, которые занимаются психологическими проблемами маркетинга. Они попытались связать ценности индивида со стилем его жизни. Такой под-ход позволил им выделить семь иерархических уровней в ценностно-по-веденческой сфере:

1. Реактивный. Индивиды, находящиеся  на этом уровне, лишены ка-ких-либо ценностных устоев и в основном действуют, только исходя из своих физиологических потребностей. Такие индивиды по понятным причинам чрезвычайно редки в современных организациях;

2.Стадный. Индивиды, стоящие на этом уровне развития ценност-ной сферы, характеризуются высокой зависимостью. Они неукоснитель-но следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предпи-санных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облеченных властью;

Эгоцентрический. Эти лица проповедуют  ярко выраженный индивидуализм. Они  агрессивны и эгоистичны, уступают только жесткому 
давлению власти;

Ригидный. Индивиды этого ценностного уровня тяжело перено-сят неопределенность, они отвергают лиц с иными, чем у них, система- 
ми ценностей, пытаясь во всем навязать свой собственный взгляд;

Манипулятивный. Этих людей характеризует стремление достичь 
собственных целей путем манипулирования другими. Они прагматичны 
и активно стремятся к высокому положению и признанию;

Социоцентрический. Для индивидов, находящихся на социоцентрическом уровне, свойственна ориентация на создание гармоничных отношений с окружающими. Они отвергают приоритет цели над сред-ствами и болезненно реагируют на любые попытки манипуляции и дав-ления;

Экзистенциальный. Эти лица чувствуют  себя вполне комфортно в 
условиях неопределенности, например, среди людей с различными цен- 
ностными взглядами. Они постоянные противники и критики политики 
ограничений, негибкого поведения, статусных символов и произвола 
властей;

Ценностные представления также  могут быть разделены на две боль-шие группы: терминальные и инструментальные. К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одина-ково важны в любой стране и культуре.

Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий  смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или  отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный. В отличие от терминальных ценностей, которые ха-рактеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, ин-струментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие эле-менты поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.

То, в какой степени данная ценность важна для индивида, рассматри-вается исследователями как количественная характеристика ценностной сферы. Для ее оценки учеными созданы различные опросники, позволя-ющие измерить степень важности, которую придает индивид той или иной ценности. Количественная оценка совокупности отдельных ценностей позволяет выявить систему ценностей индивида. Она обычно представ-ляет иерархическую структуру, в которой одни ценности имеют значительно больший вес и предпочитаются другим. Эта система наглядно демонстрирует, какое значение человек придает свободе, удовольствию, самоуважению, честности, любви, послушанию, равенству и т. д.

4. Формирование ценностных  ориентаций

Информация о работе Ценности в жизни человека и общества