Ценности, их природа и роль в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:33, реферат

Описание работы

Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достижения конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. Таковой нет в неорганической или органической природе.

Работа содержит 1 файл

Человеческая жизнь немыслима без целеполагания.docx

— 14.15 Кб (Скачать)

Человеческая жизнь немыслима  без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достижения конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. Таковой нет в неорганической или органической природе. Деятельность машин целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающа. При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членами. Норма - это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях, регионах, макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлений о ценностях.

Ценность - это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную  значимость какого-либо объекта в  отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного осознания (субъективные ценности, или ценности сознания). К предметным ценностям относится естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда, (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К ценностям сознания относится общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасной и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия). Итак, ценность - это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.

Выделяют группы ценностей: по содержанию - экономические, политические, социальные и духовные ценности; по субъекту - субъективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надиндивидуальные - групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры); по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности - ее смысл.

Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций. Ценностные ориентации - это  отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения. Совокупность типичных ценностных ориентации, свойственных какой-либо социальной группе, называют социальным характером.

У человека, как и у коллектива, общества имеется много ценностных ориентаций. Одни из них менее, другие более существенны, среди них  есть мелочные и возвышенные и  т.п. Большое значение имеют ориентации на высшие ценности - идеалы (идеалы личностные, классовые, идеал лидера, идеалы доброты, красоты, справедливости и т.д.). Идеал -это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Идеал - идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления.

Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая  есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения  собственной оценки и рекомендации к отбору того, что признается ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует  суждение о полезности или вредности, необходимости или ненужности того, что оценивается. Оценка связана  с практикой в широком смысле этого слова (как общественно-исторической практикой человека). Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет  к действию. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность. Оценки одного и того же явления  у разных индивидов, социальных групп  и наций, государств бывают различными.

Во второе половине XX столетия происходит глубокая переоценка ценностей. На смену традиционного общества приходит "компьютерная" цивилизация, индустриальное общество сменяется  постиндустриальным, модернизм - постмодернизмом. Основы цивилизации потрясает экологический  кризис. Все это ведет к переоценке наших представлений о критериях  прогресса, о средствах решения  национальных и межгосударственных конфликтов и т.п.


Информация о работе Ценности, их природа и роль в жизни человека и общества