Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:35, реферат
Цель работы: определить роль бихевиоризма в психологии.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
рассказать о идеях, понятиях и специфике подхода бихевиоризма;
определить истоки бихевиоризма и его развитие;
объяснить положения теории социального научения;
рассказать о методах исследования поведения.
Введение…………………………………………………………………………
Бихевиористская традиция в социальной психологии………………..
Истоки и развитие бихевиоризма, его направления…………………..
Теория социального научения…………………………………………..
Методы бихевиоризма……………………………………….
Практическое применение бихевиоризма……………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
Человек рассматривается не только как источник респондентных и оперантных реакций, но и как источник стимулов, как своего рода окружение внутри собственной самости. Представленность окружения в индивиде может измеряться по косвенным проявлениям: либо через предшествующие наблюдавшиеся взаимодействия, генерируемые биологическими структурами и их функционированием (например, желудочная боль от перенасыщения), либо собственно поведением (например, речью, мускульным напряжением и т.д.). Таким образом, индивид может быть источником стимулов, которые обусловливают респондентное поведение, источником стимулов усиливающих, ослабляющих, либо не оказывающих никакого влияния на существующие условия. Именно по этой причине анализ поведения рассматривает индивида как «группу взаимосвязанного оперантного и респондентного поведения и как источник стимулов, приобретающих специфические функциональные качества для этого поведения». Большинство же стимулов, влияющих на поведение человека обладают внешними источниками, и каждый должен быть измерен с помощью инструментов или посредством изменений в поведении индивида.
Окружение индивида включает два компонента: «специфические стимульные события», интегрирующие физические объекты (дома, машины и т.д.), химические объекты (аромат цветов, пищи, парфюмерии и т.д.), организмы и социальные объекты (действия и взаимодействия других), «обрамляющие объекты», или контекст, в котором происходит стимульно-реактивное взаимодействие. Обрамляющие объекты включают в свою очередь физические и химические обрамления (земля – вода, чистый воздух – загрязненный воздух и т.д.), организмические (насыщенное, ограниченное, опасное поведение, присутствие наркотиков в организме, физиологический цикл и т.д.), социальные (культура, дом, церковь, присутствие значимых других и т.п.)
Специфические стимульные события,
как компоненты окружения, могут
анализироваться в
Класс стимулов позволяет
систематизировать сходные
Обрамляющие факторы раскрывают
характеристики конкретных стимулов функции
реакции в их взаимодействии. Природа
обрамляющих факторов может быть
физической, химической, органической
или биологической, социальной или
культурной, а в повседневной жизни
они могут представать в
Наконец, в качестве решающих
аспектов анализа поведения выступает
продолжительность
Поведенческий анализ устанавливает,
что утверждение функциональных
отношений адекватно отвечает на
вопрос «почему?» и якобы
2. Истоки и развитие бихевиоризма, его направления
Развитие экономики и социальных отношений в ХХ веке, расширение областей человеческой деятельности привели к постановке новых задач как в технической, так и в научной сфере. Как известно, в ХХ веке под психологией понималась наука о сознании. Однако ни структурализм, ни функционализм не смогли создать науку о сознании. Их концепция сознания предполагала использование субъективного метода – метода интроспекции, разочарование в котором повсеместно нарастало. Отказ от взгляда на интроспекцию как на единственный канал приобретения психологического знания все отчетливее звучал во всех областях психологии, вступившей в полосу кризиса. Важную роль в этом сыграло развитие опытной психологии. Во-первых, переход от искусственной обстановки лабораторных исследований к моделированию естественных условий деятельности внес существенные изменения в применяемые научные методы. Главное из них – оттеснение на второй план показаний самонаблюдения. Во-вторых, в экспериментальной психологии появились новые испытуемые – животные, которые были неспособны к интроспекции. Эффекты воздействия экспериментатора определялись теперь не по самоотчетам участников исследования, а по двигательным реакциям, представлявшим собой сугубо объективные проявления. У тех, кто понимал психологию как науку о сознании и его элементах, почва под ногами зыбкой. В сложившейся ситуации ясно ощущалась потребность в новом предмете психологии, новых методах и принципах. Особенно острой эта проблема была для Соединённых Штатов Америки, что объяснялось своеобразием исторического развития страны и господством прагматического подхода к изучению человека, его нервно-психических ресурсов. Об этом свидетельствовал американский функционализм, интересы которого в основном были сосредоточены на исследовании эффективности приспособления человека к окружающей среде. Однако функциональное направление было бессильно в объяснении причин человеческих поступков, построения новых форм поведения. На почве, подготовленной функционализмом, зародилось новое психологическое течение - бихевиоризм. Это слово происходит от английского «behevior» - поведение. Появление бихевиоризма положило начало следующему крупному этапу в развитии психологии, отличительной особенностью которого является направленность на изучение совершенно новых факторов – факторов поведения.
Обратимся к рассмотрению того,
что же представляет собой
поведение и чем оно
Существование сознания
в своих работах отрицал ещё
У. Джемс (1842-1910). В качестве
прагматического эквивалента
Такие же
идеи явились основой для
В отношении сознания у
представителей поведенчества наметились
в основном две различные точки
зрения. Одни, как первоначально
Уотсон, не отрицая существования
сознания, отвергают его лишь как
объект научного знания. Таким образом,
субъективно-идеалистическому пониманию
психики противопоставляется
Однако, больше чем кто бы то ни было другой, почву для возникновения бихевиоризма подготовил Эдуард Ли Торндайк (1874-1949). Впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Его работа «Ум животных» (1898) стала важным открытием на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения. Один из его законов научения гласил о пропорциональной связи между ситуацией и реакцией на нее относительно частоты их повторения. Сам Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления.
Основоположник бихевиоризма
По мнению Джона Утсона, психология
должна была стать
Решение этих задач
Знакомство
с работами И.П. Павлова и
его сотрудников позволило Дж.
Уотсону объяснить, как
Эдуард Чейс Толмен подвёрг сомнению схему Уотсона S – R как слишком упрощённую и ввел между этими членами важную переменную I – психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула, вследствие чего, получил формулу: S - I – R.
Это были понятия, связанные с сознанием, однако они рассматривались Э.Толменом как «конструкты», делать вывод о которых необходимо исключительно по особенностям поведения. Тем самым существование сознания по-прежнему игнорировалось.
Вместе с тем, как и все
бихевиористы, Э.Толмен отождествлял
закономерности поведения
Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма.
Основываясь
на экспериментальных исследованиях и
теоретическом анализе поведения животных,
он сформулировал положение о трех видах
поведения: безусловно-
Информация о работе Бихевиористская традиция в социальной психологии