Бихевиористская традиция в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Цель работы: определить роль бихевиоризма в психологии.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
рассказать о идеях, понятиях и специфике подхода бихевиоризма;
определить истоки бихевиоризма и его развитие;
объяснить положения теории социального научения;
рассказать о методах исследования поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Бихевиористская традиция в социальной психологии………………..
Истоки и развитие бихевиоризма, его направления…………………..
Теория социального научения…………………………………………..
Методы бихевиоризма……………………………………….
Практическое применение бихевиоризма……………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

BIKhEVIORIZM.docx

— 64.34 Кб (Скачать)

Немалым является вклад принципов бихевиоризма в педагогическую практику. Большинство из этих принципов в первую очередь подчёркивают роль учителя в организации и передаче информации и в управлении основными аспектами учебной ситуации. По существу, эти принципы отлично совместимы с моделью директивного преподавания, в отличие от более центрированных на ученике конструктивистских подходов. Наиболее важные из этих принципов можно свести к следующему:

1. Подкрепление крайне важно в  обусловливании научения и поведения.  Это убеждение является краеугольным  камнем как скиннеровской, так  и торндайковской системы.

2. Наказание не особенно эффективно  в устранении нежелательного  поведения.

3. Интерес к работе и развитию  способствует научению.

При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробование  различных подходов, пока не будет  найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится.

                                  

                                                  Заключение

Легко убедиться в том, что радикальная  позиция бихевиоризма внутренне  противоречива. Нельзя положить в основу психологического познания отрицание  сознания.

Притязания бихевиористов оказались слишком преувеличенными. Попытки свести все многообразие психических явлений к поведенческим реакциям в ряде случаев действительно производят впечатление примитивизации. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах - бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.

Принципиальная ограниченность скиннеровской программы обучения состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность человека, следовательно, нет обучения как сознательного процесса.

Однако, несмотря на некоторую упрощённость понимания человека, игнорирование  процессов сознания и чрезмерную увлечённость поиском универсальных  законов поведения, отсутствие должного внимания к индивидуальности и активности субъекта, заслуги бихевиоризма в  развитии психологии весьма значительны. Он внёс в психологические исследования научную строгость, обеспечил естественнонаучную основу. Бихевиоризм способствовал  введению в психологию объективного метода, предполагающего изучение и  анализ разнообразных внешних проявлений психики. Это привело к широкому распространению инструментальных приёмов исследования психических  процессов. Круг объектов, исследуемых  психологами, расширился и стал включать поведение младенцев и животных. Бихевиористами были открыты важные закономерности в сфере научения, образования навыков. Так же, была доказана эффективность методов поведенческой терапии.

Таким образом, мы можем сказать, что бихевиоризм  как направление психологической  науки доказал важность и значимость изучения психологических фактов, протестуя  против чрезмерного увлечения учёных фактами внутреннего субъективного  опыта человека – психическими явлениями.




Информация о работе Бихевиористская традиция в социальной психологии