Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:38, контрольная работа
Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей разных школ. (Определение В. Г. Крысько)
1. Современные тенденции развития социальной психологии
Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей разных школ. (Определение В. Г. Крысько) [2,7].
Д. Майерс определял социальную психологию как науку, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу [3,9].
Само сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус.
Основные
направления современной
На современном этапе развития социальной психологии на первый план выходят такие субъекты науки, как личность и группа и механизмы их взаимодействия, т.е. общения.
Нова социальная ситуация, которая складывается в нашей стране, требует пересмотра отношения к социальной психологии, переоценки ее роли и места в социальной практике.
По мнению Е.В. Руденского, перспективна социотехнологическая ориентация социальной психологии, определяющая статус социальной психологии как научной дисциплины, изучающей законы социальной деятельности. Практическое направление в социальной психологии дополняется новыми дисциплинами – социопсиходиагностикой и психотехникой общения [4,199].
Социопсиходиагностика – это отрасль социальной психологии, в рамках которой формируется концепция, инструментарий и методика диагностики состояния социальной психики общения как механизма, ее порождающего.
Психотехника общения – это отрасль социальной психологии, разрабатывающая практические методы социально-психологической коррекции коммуникативных нарушений личности.
Социальная психология в границах своего предметного поля формирует и такое новое направление, как социальная психопатология, которая исследует механизмы формирования отклонений в социально-ролевом поведении личности (социодевианты), в коммуникативных системах социальных групп (аномия).
Развитие в рамках социальной психологии новых направлений ведет не только к ее обогащению, но и к расширению спектра социальных наук. В результате интенсивной разработки ролевой теории личности как в социологии, так и в социальной психологии формируется новая научная дисциплина – психосоциология личности.
Появление
перечисленных новых
Социально-
Список использованной литературы:
1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
2. Крысько, Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006.
3. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997.
4. Руденский
Е.В. Социальная психология: Курс лекций.
– М.: ИНФРА_М; Новосибирск: НГАЭиУЮ «Сибирсоке
соглашение», 2000.
2.Общение
как взаимодействие (интерактивная
сторона общения).
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга [5].
В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Этот многоплановый процесс общения имеет три стороны. Остановимся подробно на характеристике интерактивной стороны общения.
Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности [3, 76].
Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.
При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт.
При анализе взаимодействия между людьми можно выделить описательный подход, который предполагает построение классификаций различных его видов. Для экспериментальных исследований важно как минимум обозначить некоторые основные типы таких взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных: кооперацию и конкуренцию [1,100].
Кооперация [лат. cooperatio — сотрудничество] (в социальной психологии) — одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. В наиболее выраженном случае кооперации один субъект достигает своих целей только в том случае, если их достигает и другой (другие) субъекты кооперативной деятельности.
Формы кооперации могут быть добровольными и принужденными, прямыми и опосредованными, формальными и неформальными.
Р. Нисбет среди основных типов кооперации выделял:
1) автоматическую, существующую на инстинктивно-биологическом уровне, связанную со стайной организацией, борьбой за выживание и обеспечение безопасности потомства, сексуальным поведением и т.п.;
2) традициональную, направляемую традициями поколений, ритуалами, исторически сложившимися социальными нормами;
3) спонтанную, базирующуюся на отношениях дружелюбия, симпатии, любви и определяемую ситуативными условиями (в игровых, приятельских, семейных группах);
4) директивную, характерную для военных организаций, некоторых форм предпринимательства и др., где определяющим условием существования группы является отсутствие добровольности участия;
5) контрактные формы кооперации, где индивидуальные интересы участников объединяются на основе формальных или неформальных соглашений между ними.
Включение в кооперативное взаимодействие стимулирует развитие аттракции между членами группы, способствует оказанию взаимопомощи, усиливает взаимозависимость участников. Однако поскольку кооперация является лишь формой взаимодействия, основное психологическое содержание отношений участников определяется главным образом характером деятельности, в рамках которой развивается кооперация [2, 174].
Второй вид взаимодействия – конкуренция. Конкуренция [лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь] (в социальной психологии) — одна из основных форм организации межличностного и социального взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп.
Отношения конкуренции характеризуются сильной персональной вовлеченностью в борьбу, активизацией субъектов действия, нередко частичной деперсонализацией представлений о противнике. Конкуренция тем не менее генетически связана с кооперацией, поскольку конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил и регулирующих санкций, без которых она вырождается в открытую войну. К позитивным эффектам конкуренции обычно относят и интенсификацию процессов отбора, развития и изменений, совершенствование организационных структур, повышение профессионализма и качества в работе, стимулирование социального развития, творческих процессов, самоопределение и принятие ролей. Эмпирические исследования К. в социальных науках обычно базируются на теории игр ("дилемма узника" и т.п.), различных моделях сенсомоторной интеграции в лабораторных исследованиях, а также на полевых наблюдениях и экспериментах, стимулирующих "соревновательные" эффекты и соперничество между участниками [2, 187].
Чаще всего анализ конкуренции сконцентрирован на наиболее яркой ее форме – конфликте, который представляет собой отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами [4, 89].
Выделяют следующие виды конфликтов.
1) Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
2) Деструктивные (дисфункциональные)конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
3) Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.
4) Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
5) Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д
6) Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой.
7) Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов группы нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах.
8) Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация [5].
Таким
образом, рассмотрев интерактивную сторону
общения, мы можем прийти к выводу, при
взаимодействии каждый участник осознает
вклад в общую деятельность. Именно это
позволяет ему корректно скорректировать
свою стратегию при общении. Только при
этом условии может быть вскрыт психологический
механизм взаимодействия, возникающий
на основе взаимопонимания между его участниками
[].