Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:41, реферат
В общепринятой классификации наук психологическая наука относится к общественным наукам. Это означает, что важнейшей задачей психологических исследований выступает именно социальная задача изучения внешних и внутренних факторов становления индивидуальной психики с тем, чтобы предложить эффективные средства профилактики девиантного поведения, которое для человека как социального существа всегда является поведением асоциальным, составляющим определенную угрозу обществу. Асоциальное поведение - это весьма широкий спектр индивидуальных психических отклонений, включающих и криминальное сознание, и проявления разного рода мизантропии (например, расизма), и чрезмерную социальную пассивность (страх перед обществом или отвращение к социальной жизни), как и чрезмерную социальную агрессивность (например, у психически ущербных людей, изживающих свои комплексы безудержным стремлением к власти и очень часто ценой страданий целых народов в результате развязывания такими людьми гражданских, межнациональных, межэтнических и даже мировых войн).
1.Введение
2.Асоциальное поведение
3.Социальные институты
4.Проблема самоактулизации личности
5. Институциональный подход
6. Социализация индивида
7. Концепции отклоняющегося поведения
8.Заключение
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжский Государственный Технологический Университет»
Йошкар-олинский аграрный колледж ФГПОУ ВПО «ПГТУ»
РЕФЕРАТ на тему: "Асоциальная психология о социальном поведении"
План:
1.Введение
2.Асоциальное поведение
3.Социальные институты
4.Проблема самоактулизации личности
5. Институциональный подход
6. Социализация индивида
7. Концепции отклоняющегося поведения
8.Заключение
Введение.
В общепринятой классификации наук психологическая
наука относится к общественным наукам.
Это означает, что важнейшей задачей психологических
исследований выступает именно социальная
задача изучения внешних и внутренних
факторов становления индивидуальной
психики с тем, чтобы предложить эффективные
средства профилактики девиантного поведения,
которое для человека как социального
существа всегда является поведением
асоциальным, составляющим определенную
угрозу обществу. Асоциальное поведение
- это весьма широкий спектр индивидуальных
психических отклонений, включающих и
криминальное сознание, и проявления разного
рода мизантропии (например, расизма),
и чрезмерную социальную пассивность
(страх перед обществом или отвращение
к социальной жизни), как и чрезмерную
социальную агрессивность (например, у
психически ущербных людей, изживающих
свои комплексы безудержным стремлением
к власти и очень часто ценой страданий
целых народов в результате развязывания
такими людьми гражданских, межнациональных,
межэтнических и даже мировых войн).
Асоциальное поведение.
Сам термин «асоциальное поведение»
указывает на то, что человек с
таким поведением составляет проблему
не только для себя, но прежде всего
для общества, и, следовательно, наука,
занимающаяся асоциальным поведением,
действительно обязана
Поведение человека в широком смысле –
это его образ жизни и действий, то, как
он себя ведет по отношению к обществу,
идеям, другим людям, к внешнему и внутреннему
миру, к себе, рассматриваемые со стороны
их регуляции общественными нормами нравственности,
эстетики и права. Аксиоматично считается,
что все наше поведение социально обусловлено
и поэтому, естественно, все оно социально,
но может быть и асоциальным.
Асоциальное (от греч. «а» – отрицательная
частица) – характеристика личности или
группы, своим поведением противоречащей
общепринятым нормам. Отсюда асоциальное
поведение – поведение, нарушающее социальные
нормы (уголовные, административные, семейные)
и противоречащее правилам человеческого
общежития, деятельности, обычаям, традициям
отдельных лиц и общества в целом. Получается,
что речь идет о нарушении правовых и нравственных
норм, но ловушка заключается в том, что
правовые нормы, даже если они и нарушаются,
всегда четко прописаны и в каждом государстве
существует единая система правовых норм.
Нравственные нормы не писаны, а подразумеваются,
они закреплены в традициях, обычаях, религии.
То есть существует веер представлений
о нравственных нормах, и их может быть
столько, сколько носителей этих представлений.
Похоже обстоит дело и с понятиями мораль
– нравственность и асоциальное поведение.
Все их знают, употребляют, но четкой разницы
между ними невозможно найти ни в одной
работе по этике, не говоря уже о том, что
сами эти понятия также не имеют ясных
определений. Мораль – это некое совмещение
«Я» и «Ты», возможность диалога, единства.
Общество обособляет, а мораль выступает
своеобразной компенсацией за отчуждение.
Это ценность, которая для каждого из нас
имеет свою важность. К примеру, гедонистическая
мораль, где основной принцип – наслаждение,
эгоизм, не является социальной. Почему?
Человек озабочен только собой и стремится
получить максимум положительных эмоций
и минимум отрицательных. Звучит заманчиво.
А почему мы должны стремиться к отрицательным
эмоциям? Подвох в том, что здесь имеет
место озабоченность только собой, а интересы
другого просто не принимаются в расчет.
Отсюда базовое противоречие. Внутри своей
морали человек сохраняет идеалы и ценности,
а мораль выступает способом или формой
их реализации. При взаимодействии с другими
людьми, чьи интересы он вольно или невольно
игнорирует, его поведение будет восприниматься
как асоциальное.
Если рассмотреть в
Можно посмотреть на асоциальное поведение
с точки зрения адаптации – дезадаптации.
Тогда социальное поведение будем расценивать
как адаптивное, а асоциальное как дезадаптивное.
Но поможет ли это? Ведь общеизвестно,
что именно неадаптивное поведение вело
к прогрессу человечества. Так, ритуальные
захоронения, наскальная живопись не имели
никакой утилитарной, приспособительной
цели. Отсюда совершенно очевидно, что
дезадаптация может быть и со знаком плюс.
Конечно, асоциальное поведение – это
дезадаптивное поведение, но, к сожалению,
кроме очевидной констатации, нам это
ничего не дает в силу размытости понятия
«дезадаптация»,усугубляющей неясность
исходного термина.
Известный юрист В. Н. Кудрявцев
понятие «социально-негативное поведение»
употребляет как аналог термина
«асоциальное поведение», которое представляет
собой относительно распространенное
явление; поэтому оно предполагает, как
правило, разработку и осуществление организованных
форм борьбы с ним. Такое поведение «приносит
вред всему народу, отрицательно влияет
на развитие личности, препятствует поступательному
движению общества». В юридической литературе
подчеркивается, что четкое разделение
различных видов социальных отклонений
не всегда возможно, например, одно и то
же поведение может включать нарушение
административных, моральных и эстетических
норм. На уровне личности социально-негативное
поведение проявляется в преступлениях,
правонарушениях, аморальных проступках,
нарушениях правил человеческого общежития.
Асоциальное поведение рассматривается
и как разновидность
Отсюда понятно, что агрессивное
поведение – понятие
Зачастую уровень агрессии лиц
с асоциальным поведением выше, чем
с социальным, но выявилась также, что
«удельный вес» агрессии в поведенческом
репертуаре имеет значительно большее
значение, чем абсолютные показатели агрессии.
Школьники обычных и элитарных школ, студенты
различных вузов, в том числе Санкт-Петербургского
института богословия, учителя, врачи,
воспитатели детских садов, банковские
служащие, юристы, психологи – все имеют
некий уровень агрессии. У кого-то он выше,
у кого ниже, но таких испытуемых, у которых
показатели агрессии полностью отсутствуют,
не было! И конечно, как правило, разница
между лицами с асоциальным и социальным
поведением заключалась не в уровневых
показателях агрессии, а в ее весе, в объеме
и месте, которое она занимает среди других
поведенческих паттернов.
Ряд исследований лиц с асоциальным поведением
показал, что существует взаимосвязь между
таким поведением и импульсивностью. Под
импульсивностью понимается поведение
без предварительного обдумывания его
последствий. Еще в 1934 г. Д.Гилфордом в
рамках факторного подхода к изучению
личности был впервые выделен фактор импульсивности.
Позднее Г. Айзенком на большой выборке
испытуемых было предпринято специальное
исследование факторной структуры импульсивности.
Соотнесение импульсивности с основными
личностными факторами выявило, что фактор
импульсивности положительно кореллировал
с такими факторами, как психопатия и нейротизм,
и оказался слабо связан с фактором экстраверсии.
Эти данные позволили Г. Айзенку рассматривать
фактор импульсивности как несущий высокий
психопатологический тон, который может
обусловливать возникновение асоциального
поведения. Вывод Г. Айзенка получил подтверждение
в ряде работ других исследователей, которые
отмечали, что выраженная импульсивность
тесно коррелировала с различной патопсихологической
симптоматикой (гиперкинез и др.), а также
со склонностью к асоциальному поведению
независимо от возраста. Так, в 1987 г. в США
С. Хормутом было проведено исследование,
в ходе которого изучались 120 преступников
(совершивших преступления разной тяжести),
90 солдат и 30 рабочих. Исследование было
направлено на изучение влияния асоциального
поведения, на контроль импульсивных тенденций
и на личность в целом. Результаты показали,
что преступники по сравнению с солдатами
и рабочими проявляют меньший контроль
импульсивных тенденций, более агрессивны,
склонны к депрессии и возникновению неврозов,
более открыты и эмоционально нестабильны.
Однако не только зарубежными, но
и некоторыми нашими исследователями
было отмечено, что для совершавших
асоциальные действия характерна импульсивность.
Так, проведенное В. П. Голубевым и Ю. Н.
Кудряковым исследование лиц, совершавших
грабежи и разбои, показало, что им свойственны:
импульсивность, застревание аффекта
(ригидность), склонность к подозрительности,
злопамятность, отчужденность, уход в
себя, стремление к сохранению дистанции
между собой и окружающим миром.
Исследования, проведенные среди
преступников (убийц, осужденных за корыстно-насильственные
преступления, расхитителей, воров), проведенные
Ю. М. Антоняном и др., показали, что
ведущими личностными особенностями большинства
из них являются импульсивность, высокая
агрессивность, асоциальность, гиперчувствительность
к межличностными отношениям, отчужденность
и дезадаптация. Самая высокая импульсивность
при низком самоконтроле наблюдалась
у осужденных за корыстно-насильственные
преступления.
Одно из последних исследований
импульсивности и асоциального поведения
было проведено в рамках дипломной
работы И. Ю. Васильевой (2001 г.). Исследовались
подростки с асоциальным поведением
(мелкое хулиганство, уход из дома, склонность
к алкоголизму) в возрасте 15 лет в количестве
60 человек, равно разделенные по половому
признаку. В результате оказалось, что
у обследуемых не существует значимых
половых различий по уровню импульсивности.
Исследование также показало, что импульсивность
подростков с асоциальным поведением
взаимосвязана с такими особенностями
личности, как агрессия, директивность,
тревожность, эгоцентризм, высокий уровень
напряжения, страха, склонность к открытому
агрессивному поведению, враждебность,
высокая самооценка, высокий энергетический
уровень.
Социальные институты.
Психологи утверждают, что неудача
человека позитивно реализовать
себя социально - в профессии - может
не только привести к подрыву у
него социально позитивной установки,
но даже и создать демографическую проблему
- по «закону духовно-демографической
детерминации». Согласно этому закону,
общество в целом подвержено таким же
психологическим стрессам, какие может
испытывать отдельный человек в соответствующих
жизненных обстоятельствах, и такой общественный
стресс (например, в условиях переходного
общества) приводит к резкому росту самоубийств,
соматических и психических заболеваний,
техногенных катастроф, общей смертности,
распаду семьи, формируя угрожающую демографическую
тенденцию .3. Фрейд считал социально позитивное
поведение и психологическое благополучие
личности надежными показателями друг
друга. По 3. Фрейду, как только в личности
начинает распоряжаться бессознательная
сфера («Оно») - показатель психического
нездоровья, личность утрачивает социально
позитивную установку, и, наоборот, ведя
полноценную социальную жизнь, реализуя
себя в профессии, человек с помощью этой
доминанты («сверх-Я») способен противостоять
своему погружению в асоциальную сферу
«Оно».
На взаимную обусловленность психологического
благополучия личности и ее социально
позитивного поведения указывают и современные
исследователи, утверждающие: личность
реализует себя в социально позитивном
поведении в той мере, в какой она готова
себя так реализовать - должна ставиться
соответствующая цель . У личности должна
быть готовность к социально позитивному
поведению, а это психологическое состояние,
свидетельствующее о психическом здоровье
личности, не возникает само собой, оно
воспитывается - прежде всего (если не
исключительно) в семье. Семья - один из
опорных институтов общества, и в целом
общество функционирует и развивается
как система институтов, выполняющих не
просто упорядочивающую социальную жизнь,
но и важнейшую психологическую функцию,
поскольку люди, создавая институты именно
как правила человеческого поведения,
рассматривают эти правила социальной
жизни с моральной стороны - как должное,
норму, позитивное, правильное, как то,
что противоположно ненормальному, неправильному,
нежелательному.
Информация о работе Асоциальная психология о социальном поведении