Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:09, практическая работа
Цель работы состоит в изучении адаптации молодых супругов к семейной жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать факторы, влияющие на стабильность межличностных взаимоотношений в семье
найти причины дезадаптации молодых супругов к условиям совместной жизни
провести экспериментальную работу по исследованию адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни.
Введение 3
1. Анализ факторов, влияющих на адаптацию супругов к совместной жизни
1.1 Основные факторы, влияющие на стабильность межличностных взаимоотношений в семье 5
1.2 Причины дезадаптации молодых супругов к условиям совместной жизни 9
1.3 Психологическое консультирование молодых супругов 17
2. Экспериментальная работа по исследованию адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни
2.1 Методическое обеспечение экспериментальной работы 26
2.2 Формирующий эксперимент 28
Заключение 33
Список литературы 36
Приложение 38
В заключение
упражнения ведущий комментирует его
ход, обращая внимание на случаи, когда
с помощью парафраза удалось добиться
уточнения позиций участников "диспута"
"СПОР ПРИ СВИДЕТЕЛЕ"
Обучаемые разбиваются на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали второго такта ("Уяснение") и при парафразе использовали "другие слова", т.е. он выполняет те же функции, что ведущий в предыдущем упражнении. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.
На упражнение отводиться 15 минут.
По окончании устраивается общее обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:
• "Какие
трудности в использовании
• "Были
ли случаи, когда после парафраза
происходило уточнение позиции?
• "Кто
из партнеров не понял другого - тот, кто
говорил, или тот, кто слушал?".
"КАРУСЕЛЬ"
Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие
эмпатии и рефлексии в
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
"ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА"
Назначение
- совершенствование коммуникативной культуры.
Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ
На подведении итогов ведущий присутствует, но остается как бы за кругом. Участники группы обсуждают, что, как они определили, каждому помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время в группе. Не следует называть такие качества, которые не могут быть изменены (природные, физиологические и др.). Это и получается тот багаж, который забирает с тобой после занятий СПТ
Традиционная технология СПТ может варьироваться в зависимости от степени опытности тренера, особенностей участников (возрастных, половых, статусных, профессиональных, личностных), условий проведения занятий в группе (временных, пространственных).
Приложение
4
Тренинг
«Ответ на агрессию»
Содержит три этапа:
Бланки для работы
|
Вопросы агрессивного контакта
|
Приложение
5
Конфликтологический
тренинг
Целью конфликтологического тренинга является предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи тренинга:
Место проведения:
Зал для проведения тренингов.
Тренинг рассчитан на 4 занятия по 3 часа (общая продолжительность 12 часов).
Содержание занятий
Занятие 1
Знакомство, принятие правил тренинга:
Умейте слушать друг друга
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
Говорите по существу
Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"
Проявляйте уважение
Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.
Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)
Все участники должны собираться до установленного времени.
Конфиденциальность
То, что происходит на занятии, остается между участниками.
Правило "стоп"
Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".
Каждый говорит за себя, от своего имени
Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..." и т.п.
Интервью
Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.
Цель упражнения:
- развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,
- сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
Космическая скорость
Инструкция: "Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз".
Усложнение:
- сделать то же самое, но на время
- "А быстрее можете?"
- выполнить любым другим способом на время.
Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг и выразить свое состояние на момент начала работы и ее окончания.
На что следует обратить внимание:
- выработка командной стратегии
- понимание идеи упражнения
- понимание других участников
- принятие решений
- изменения в поведении
- изменение на
эмоциональном уровне и в
Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и фантазии:
- Что вы чувствовали?
- Что изменилось в момент?..
- Почему вы выбрали это решение?
Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.
Информация о работе Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни