Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:09, практическая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении адаптации молодых супругов к семейной жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать факторы, влияющие на стабильность межличностных взаимоотношений в семье
найти причины дезадаптации молодых супругов к условиям совместной жизни
провести экспериментальную работу по исследованию адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни.

Содержание

Введение 3
1. Анализ факторов, влияющих на адаптацию супругов к совместной жизни
1.1 Основные факторы, влияющие на стабильность межличностных взаимоотношений в семье 5
1.2 Причины дезадаптации молодых супругов к условиям совместной жизни 9
1.3 Психологическое консультирование молодых супругов 17
2. Экспериментальная работа по исследованию адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни
2.1 Методическое обеспечение экспериментальной работы 26
2.2 Формирующий эксперимент 28
Заключение 33
Список литературы 36
Приложение 38

Работа содержит 1 файл

Практика Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

     Рис.2 Результаты методики «Стабильность брака» 

     Таким образом, можно утверждать, что на стадии констатирующего эксперимента 29,3% опрошенных супружеских пар имеют высокий уровень неудовлетворенности браком, а 16,2% респондентов обнаруживают низкий уровень стабильности брака.

 

2.2 Формирующий  эксперимент 

     На  стадии формирующего эксперимента, проводившегося с целью потенцирования уровня адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни, были использованы следующие методики:

  • ролевая игра «Сглаживание конфликтов»
  • тренинг формирования коммуникативных умений и навыков
  • тренинг «Ответ на агрессию»
  • конфликтологический тренинг.

      Ролевая игра «Сглаживание конфликтов» предназначена для отработки умений и навыков сглаживания конфликтов.

     В ходе игры ведущий рассказывает о важности такого умения, как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

     Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает  сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

     На  обсуждение ведущий выносит следующие  вопросы:

  • Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
  • Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
  • Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

     В задачи тренинга формирования коммуникативных умений и навыков входит:

  • расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения
  • отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми
  • овладение навыками эффективного слушания
  • активизация процесса самопознания и самоактуализации
  • расширение диапазона творческих способностей.

     Тренинг «Ответ на агрессию» содержит три  этапа:

  • участникам дается краткая информация о способах конструктивного реагирования на агрессию в давление
  • участники делятся на три группы, каждая из которых получает бланк с написанными на нем фразами агрессивного контакта. Задача участников в группах – вписать в бланк варианты ответов, используя один из предложенных приемов, на эту работу дается не более семи минут; в упражнении будет возможность обменяться удачными вариантами ответов в коллективном обсуждении
  • участники отвечают на фразы, зачитываемые тренером. При этом принимается ответ от каждой группы. На доске параллельно отмечается, к какому типу реакции на агрессию относится тот или иной ответ. В ходе упражнение участники могут записывать с рабочие тетради наиболее понравившиеся варианты ответов. Если в ходе работы отмечать, какое число ответов каждого типа было использовано участниками, получится сводная картина приоритетного способа ответа на агрессию. [16]

     Целью конфликтологического тренинга является предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

     Задачи  тренинга:

  • обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях
  • помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию
  • помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере).

     После проведения формирующего эксперимента было проведено повторное тестирование уровня адаптации супругов к условиям совместной жизни.

     Результаты  контрольного эксперимента представлены на рисунках 3-5. 

Рис.3 Результаты методики «Тест на удовлетворенность браком», контрольный эксперимент 

Рис.4 Результаты методики «Стабильность брака», контрольный эксперимент 

Рис.5 Динамика уровня адаптации супругов к условиям совместной жизни 

     Таким образом, использование тренингов позволило достичь следующих результатов:

  • количество супружеских пар, полностью удовлетворенных своим браком, возросло на 13,1%
  • количество супружеских пар, полностью не удовлетворенных своим браком, снизилось на 9,3%
  • удельный вес супружеских пар с высокой степенью вероятности расторжения брака снизился на 2,1%.

     Следовательно, можно говорить об эффективности  использования описываемых тренинговых  методик для потенцирования уровня адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни. 
 
 

 

Заключение 

     Начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. Адаптация  - это приспособление супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья.

     Психологическая сущность взаимной адаптации заключается  во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения. Адаптация осуществляется во всех сферах семейной жизни. Материально-бытовая адаптация заключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполнении домашних дел и в формировании удовлетворяющей их обоих модели планирования и распределения семейного бюджета.

     Нравственно-психологическая  адаптация основывается на совмещении мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентации, установок, а также личностных и характерных особенностей мужа и жены (максимально возможном для данной пары, но во всех случаях превышающем уровень, ниже которого совместное существование супругов оказывается невозможным).

     Интимно-личностная адаптация заключается в достижении супругами сексуального соответствия, предполагающего их взаимное не только физическое, но и морально-функциональное удовлетворение интимными отношениям. [2]

     Некоторые исследователи выделяют первичную  и вторичную (негативную) адаптацию, соответственно, по первым двум стадиям жизни семьи: по совсем молодому и просто молодому бракам.

     Первичная адаптация супругов осуществляется в двух основных видах их соотношений: ролевых и межличностных. Базовым для ролевых отношений выступает представление о целях супружеского союза (скрытых для сознания), в которых выражается мотивация супругов. Общая мотивация семейного союза включает в себя четыре ведущих мотива: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личностный.

     Чтобы семья была благополучной, представления супругов должны либо быть совместными, либо стать таковыми, чтобы поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого супруга, и наоборот.

     Если  один супруг считает главной одну из них, а другой - другую (а домашние, вообще, третью), конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются главные бессознательные, истинные мотивы.

     Мотивы вступления в брак, ведущие к дезадаптации в совместной жизни, могут быть самые разнообразными, но наиболее распространенные среди них это: мотив «бегство от родителей»; вступление в брак из чувства долга, в основном это связано с беременностью партнерши; боязнь одиночества; романтическая любовь.

     Эффективным методом помощи молодой семье в разрешении проблем адаптации является психологическое семейное консультирование.

     Семейное  консультирование ставит своей целью  изучение совместно с консультантом  запроса или проблемы члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможности личностного роста.

     Особое  внимание следует уделять добрачному консультированию молодых людей, собирающихся создать семью, основной целью которого является помощь молодым людям в узнавании друг друга, в прояснении тех моментов, которые могут угрожать целостности брака.

     На  стадии формирующего эксперимента, проводившегося с целью потенцирования уровня адаптации  молодых супругов к условиям совместной жизни, были использованы следующие  методики:

  • ролевая игра «Сглаживание конфликтов»
  • тренинг формирования коммуникативных умений и навыков
  • тренинг «Ответ на агрессию»
  • конфликтологический тренинг.

     Использование указанных методик позволило  достичь следующих результатов:

  • количество супружеских пар, полностью удовлетворенных своим браком, возросло на 13,1%
  • количество супружеских пар, полностью не удовлетворенных своим браком, снизилось на 9,3%
  • удельный вес супружеских пар с высокой степенью вероятности расторжения брака снизился на 2,1%.

     Следовательно, можно говорить об эффективности  использования описываемых методик для повышения уровня адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни. 
 
 

 

Список литературы 

  1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи // Исследование и проблемы // Вест. Моск. Ун-та. Психология. Сер 14. – 1987 – №2
  2. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Прогресс, 1998.
  3. Голод С.И. Семья и брак: Ист.-социол. Анализ – СПб:ТОО ТК «Петрополис» 1998
  4. Гурко Т.А. Влияние добрачного периода на стабильность молодой семьи. // Социологические исследования, 1993
  5. Гурко Т.А., Мацковский М.С. Молодая семья в большом городе - М.: Мысль, 1986.
  6. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи - М.: Просвещение, 1991
  7. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
  8. Ковалев С.В. Психология современной семьи - М.: Просвещение, 1988
  9. Меньшутин В.В. Помощь молодой семье. М.: Просвещение, 1987
  10. Молодая семья: Социально-экономические, правовые, морально-психологические проблемы – Киев: Украина, 1991
  11. Мэй Р. Искусство психологического консультирования – М.: НФ «Класс», 1994
  12. Навайтис Г. Семья и психолог – Калининград: КЛИ, 1996
  13. Обозова А.Н. Аксиомы супружества: психология супружеских отношений – Л.: Знание, 1984
  14. Фетюхин М.И., Фетюхин Ю.М. Российская молодая семья на рубеже XXI века – М.: ЮНИТИ, 2001
  15. Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья – М.: Республика, 1993
  16. Фримен Д. Техники семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2001
  17. Целуйко В.М. Современная семья: психологические проблемы молодой семьи - Волоград: ВИМПСР, 2001
  18. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений // Вопросы психологии 1994 №4
  19. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
  20. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи – СПб.:Питер, 2001

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни