Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:09, практическая работа
Цель работы состоит в изучении адаптации молодых супругов к семейной жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать факторы, влияющие на стабильность межличностных взаимоотношений в семье
найти причины дезадаптации молодых супругов к условиям совместной жизни
провести экспериментальную работу по исследованию адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни.
Введение 3
1. Анализ факторов, влияющих на адаптацию супругов к совместной жизни
1.1 Основные факторы, влияющие на стабильность межличностных взаимоотношений в семье 5
1.2 Причины дезадаптации молодых супругов к условиям совместной жизни 9
1.3 Психологическое консультирование молодых супругов 17
2. Экспериментальная работа по исследованию адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни
2.1 Методическое обеспечение экспериментальной работы 26
2.2 Формирующий эксперимент 28
Заключение 33
Список литературы 36
Приложение 38
Приложение
Приложение
1
Тест
на удовлетворенность браком
Результаты теста на удовлетворенность браком позволяют оценить общее эмоциональное и морально-психологическое состояние молодого супруга.
В опроснике имеются 24 утверждения, и каждому из них соответствуют три возможных варианта ответов на них: а) верно, б) неверно, в) не знаю. В тексте опросника они могут даваться в несколько иных формулировках и в другом порядке. Испытуемый, читая опросник, должен с помощью данных суждений выразить свое согласие или несогласие с соответствующими утверждениями.
Авторы опросника - В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.
Текст опросника
1. Когда люди долго живут вместе друг с другом, как это происходит в браке, они неизбежно со временем теряют остроту восприятия друг друга, а их взаимопонимание нарушается:
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
2. Ваши отношения с супругом (супругой) приносят вам:
а) беспокойство и страдание,
б) затрудняюсь ответить,
в) радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают ваш брак как:
а) удачный, б) нечто среднее, в) неудачный.
4. Если бы вы могли, то немалое изменили бы в характере вашего супруга (супруги):
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
5. Одна из
проблем современного брака
а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.
6. Когда вы
сравниваете вашу семейную
а) несчастнее других,
б) трудно сказать,
в) счастливее других.
7. Жизнь без семьи и близкого человека - слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
8. Я считаю, что
без меня жизнь моего супруга
(супруги) была бы
а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.
9. Большинство людей обманывается в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
10. Вы давно уже думаете о разводе, и только ряд обстоятельств мешает вам принять решение:
а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
11. Если бы вам вновь пришлось вступить в брак, то вашей женой (мужем) стал бы:
а) другой человек, б) не знаю, в) тот же самый человек.
12. Вы гордитесь
тем, что рядом с вами
а) верно, "б) трудно сказать, в) неверно.
13. Недостатки моего супруга (супруги), к сожалению, перевешивают его (ее) достоинства:
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
14. Основные помехи для нашей счастливой жизни кроются в характере моего супруга (супруги):
а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.
15. Первоначальные
чувства, с которыми вы
а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.
16. Брак уменьшает творческий потенциал человека и его возможности:
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
17. Мой супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
а) согласен, б) тру дно сказать, в) не согласен.
18. В моем браке
с эмоциональной поддержкой
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
19. Мне кажется, что мой супруг (супруга) часто делает глупости: говорит невпопад, неуместно шутит и т.п.:
а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.
20. Моя семейная жизнь мало зависит от моей воли:
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
21. Моя семейная жизнь оказалась не такой, какую я ожидал (а):
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
22. Не правы те, кто полагает, что человек в семье не может рассчитывать на уважение к себе:
а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.
23. Как правило, общество моего супруга (супруги) доставляет мне удовольствие:
а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.
24. В моей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
Обработка и оценка результатов
Если выбранный испытуемым вариант ответа совпадает с ключевым (эти ответы приводятся ниже), то данный испытуемый получает 2 балла. Если он избрал промежуточный вариант ответа (вариант «б») - 1 балл. За ответ, не совпадающий ни с ключевым, ни с промежуточным, испытуемый получает 0 баллов.
Ключевые ответы: 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
По сумме полученных баллов следующим образом оценивается удовлетворенность браком:
0-16 баллов - полная неудовлетворенность;
17-22 балла - значительная неудовлетворенность;
23-26 баллов - скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.
27-28 баллов - частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность.
29-32 балла - скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.
33-38 баллов - значительная удовлетворенность.
39-48 баллов - практически полная удовлетворенность.
Приложение 2
Ответьте на 30 вопросов и сравнить ответы с «ключом».
1. Мое настроение чаще всего портится дома.
2. Любая мелочь приводит в нашей семье к ссоре.
3. Когда у меня случается неприятность, я ощущаю себя одиноким(ой).
4. Отдыхать во
время отпуска гораздо
5. Не люблю делиться своими производственными и общественными делами с женой (мужем).
6. Когда мне плохо, жена (муж) становится особенно чуткой (им) и внимательной (ым).
7. Я ни разу не слышал от жены (мужа) грубого слова.
8. Мне доставляет удовольствие проявлять заботу о жене (муже).
9. Уверен, что после брака любовь супругов затухает.
10. Жена (муж) обычно нежна и ласкова со мной.
11. Все наши
ссоры быстро кончаются
12. Мы всегда
отмечаем годовщину нашего
13. Жена (муж) всегда готова поддержать меня во всех трудностях.
14. Почти все подруги (друзья) жены (мужа) мне нравятся.
15. Мои заботы жена (муж) близко к сердцу не принимает.
16. Предпочитаю
встречаться со своими
17. Жена (муж)
говорит о моей работе
18. Мы с женой
(мужем) почти всегда
19. У нас с
женой (мужем) много общих
20. Не собираюсь менять свои привычки, даже если они не нравятся жене (мужу).
21. По-моему, у
меня в семье больше
22. Брак ограничил
мою свободу значительно
23. Нельзя уступать жене (мужу), это приводит к подчинению и неравенству.
24. Меня раздражает
то, что все житейские проблемы
мне приходится решать самому(
25. Не ожидал(а), что семейный быт отнимает столько времени и сил.
26. Интимные отношения
всегда способствуют нашему
27. Нельзя не считаться с настроением жены (мужа).
28. Я редко
проявляю свое плохое
29. Если семейная жизнь не сложилась, лучше сразу разойтись.
30. Жена (муж) умеет понять меня как никто другой.
Ключ
+
4, 6-8, 10-14, 18, 19, 26-28, 30
-
1-3, 5, 9, 15-17, 20-25, 29
За каждое соответствие с ключом Вы получаете 1 балл.
От 0 до 6 баллов. Брак находится на грани разрушения.
От 7 до 14 баллов. Можно говорить о некоторой напряженности в отношениях, но уважение к чувствам партнера и умение уступать могут позитивно сказаться на межличностных отношениях.
От 15 до 24 баллов. Можно говорить о высоком уровне взаимопонимания в семье и ровной позитивной атмосфере. А если и случаются споры, то всегда находится способ их разрешения.
От 25 до 30 баллов. Вероятность расторжения брака отсутствует.
Приложение 3
ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА:
- расширение
возможностей установления
- отработка навыков понимания других людей, себя, а
также взаимоотношений между людьми;
- овладение навыками эффективного слушания;
- активизация процесса самопознания и самоактуализации;
- расширение
диапазона творческих
Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.
В начале занятия можно провести самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника. Ведущий рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) "лестницу коммуникативного мастерства". Левый край - мастер коммуникации, правый - уровень мастерства. Задача - найти свое место на этой лестнице и встать туда, в соответствии со своими собственными представлениями. В конце занятия можно повторить эту процедуру с разными вариантами добавлений Например, каждому из участников проранжировать других по уровню коммуникативных способностей в начале занятия и по его итогу.
Следующий шаг - информационное сообщение ведущего о невербальных каналах коммуникации:
• глаза и контакт с помощью взгляда;
• лицо и лицевая экспрессия;
• жесты;
• позы;
• тактильные ощущения (касания);
• дистанция во время общения.
Успешность занятия во многом определяется мотивацией обучения эффективному общению. Выработка мотивации может происходить с помощью различных заданий: проведение ролевой игры на профессионально значимую тему, проведение с последующим обсуждением видеозаписи групповой дискуссии; проигрывание личных проблем в общении, предложенных участниками.
"ВИЗУАЛЬНОЕ ЧУВСТВОВАНИЕ"
Назначение:
- совершенствование
перцептивных навыков
Все садятся
в круг. Ведущий просит, чтобы
каждый внимательно посмотрел на лица
остальных участников, и через 2-3 минуты
все должны закрыть глаза и попытаться
представить себе лица других членов группы.
В течение 1-2 минут нужно фиксировать в
памяти лицо, которое удалось лучше всего
представить. После выполнения упражнения
группа делится своими ощущениями и повторяет
упражнение. Задание; каждый из участников
должен постараться воспроизвести в памяти
как можно большее количество лиц партнеров.
Информация о работе Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни