Теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».
Задачи:
1) подобрать и изучить лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу;
2) изучить опыт работы учителей
3) сформулировать основные методические положения обучения младших школьников с помощью компьютера;
4) подобрать дидактический материал для самостоятельной работы констатирующего эксперимента и для сценария компьютерной программы;

Содержание

Введение ……………………………………………………………...…..3
Глава 1 Теоретическое обоснование изучения темы «Глагол»…..5
1. Психолого-педагогические основы обучения с помощью компьютера ……………………………...……………………………………………..….5
2. Лингвометодические основы изучения темы «Глагол» в начальной школе …………………………………………………………………………14
3. Ознакомление с опытом работы учителей по внедрению компьютерных технологий в школе ………………………………………………..25
Глава 2 Изучение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» с применением компьютерной программы …………...37
Методика проведения констатирующего эксперимента …………37
Сценарий компьютерной программы ……………………………..41
Заключение …………………………………………………………….49
Литература …………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по русскому языку.DOC

— 322.00 Кб (Скачать)

    Прочитав  задание, дети нажимают «пробел». На экране появляется дидактический материал:

    Старый  охотник сидел  на завалинке и  пиликал на скрипке. Он очень любил  музыку и старался сам научиться  играть. Плохо у  него выходило.

    Старик  отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. 
Взял ружье и пошел в лес. 
(В. Бианки).

    Правильно: сидел, пиликал, любил, старался, отложил, расспросил, видел, взял, пошел.

    Выполнение  задания происходит так, как описано  выше. Так как в данном упражнении девять глаголов, то и морковок должно быть девять.

    Далее учащимся предстоит нахождение глагола  среднего рода в прошедшем времени.

    Опорный конспект остается слева, справа - игровое  поле, ниже -задание: 
 
 
 
 

  Вопросы Вопросы Вопросы    
  М.р. Ж.р. Ср.р.   Игровое поле
 
Что
Что Что
 
 
 
делал? Что делала? Что делало? Что   Заяц  собирает морковь
  сделал? сделала? сделало?    
    Задание. Помоги зайцу собрать морковь. В предложениях подчеркни глаголы
среднего  рода, стоящие в форме прошедшего времени.
    Подведи курсор ► с помощью клавиш -><- к нужному глаголу и нажми
Enter.                                                                                                  Нажми «пробел»

    Прочитав  задание,  дети  нажимают  «пробел».  На экране  появляется дидактический материал:

    3) Лето, лето к нам пришло!

    Стало сухо и тепло! (В. Берестов).

    4) Солнце по небу гуляло

    И за тучи забежало. (К. Чуковский).

3) Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракет Золотыми потоками хлынуло. (И. Никитин).

        Правильно: пришло, гуляло, забежало, покинуло, хлынуло.

    Так как правильно выбранных слов пять, то и морковок должно быть пять. В конце выполнения всех заданий дети видят зайца, который нашел и собрал все или несколько морковок. Если заяц соберет морковку, то корзина у него наполнится.

    Компьютер фиксирует  ошибки и выдает их количество.

    Далее - работа с проверочной частью программы. На экране заставка: 
     
     
     
     

            Выбери  тип программы:
 
            ► - обучающая
 
                  - тренировочная
 
                - проверочная
 
  Нажми «пробел»
 

      Ученики выбирают проверочную программу, нажимают «пробел». На экране появляется заставка: 

Изменение глагола в прошедшем времени  по родам.

Проверочная программа.

                    Нажми «пробел»

    После этого экран выглядит так: справа - игровое поле, слева - задание, а еще ниже - дидактический материал: 

    Задание.

    Помоги Скруджу  Макдаку

    разбогатеть.

Игровое поле

Скрудж: Макдак собирает деньги.

1. Сморчок. Сморчок,  сморчок-От рожденья  старичок. Вырос на  опушке, Шапка на макушке. Дунул ветер, и сморчок Завалился на бочок. Весь в морщинах — Старичина!
3. Уж небо осенью  дышало,

Уж  реже солнышко блистало,

Короче  становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом  обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно  скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

(А.С.Пушкин).

    2. Хлеб.

Слава миру на Земле! Слава  хлебу на столе! Слава  тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и  сил!

 
 

    Правильно: вырос — 1; дунул — 1; повалился — 1; растил — 1; не жалел 1; дышало - 3; блистало - 3; становился - 1; обнажалась - 2; ложился - 1; тянулся — 1; приближалась 2; стоял — 1.

    Так как слов 13, то и монет в кармане должно быть 13.

    Ученики с помощью клавиш -><- подводят курсор к выбранному слову. Если слово выбрано правильно, то оно окрашивается в зеленый цвет, а монету Скрудж кладет в карман. При правильном определении второго слова Скрудж кладет в карман вторую монету и т.д.

    Если  слово определено неверно, то оно  не окрашивается в зеленый цвет, а монета не попадает в карман.

    Компьютер фиксирует ошибки и выставляет оценку:

    «5» (нет ошибок) - «Скрудж благодарит тебя за помощь. Теперь он стал богатым»;

      «4» (1-2 ошибки) - «Ты старался, но  Скруджу недостаточно денег, чтобы  стать богатым»;

    «3» (3-6 ошибок) - «Что же ты не пожалел Скруджа, денег собрано немного»;

    «2» (более 6 ошибок) - «Скрудж остался  нищим, потому что ты ему не помог». 
 
 
 
 

Заключение

     Бурное  развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

      Начиная учиться в школе, он может почувствовать  определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.

      Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.

     Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

     Компьютер естественно вписывается в жизнь  школы и является еще одним  эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.

     Таким образом, применение в школе компьютерной техники учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.

    Проведенное нами исследование показало, что компьютерные технологии положительно влияют на обучение детей русскому языку, так как раскрытие темы происходит в виде игры, а это увеличивает интерес к учебе. Нами был проведён констатирующий эксперимент, в который вошли специально подобранные задания по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».

    Оптимальное сочетание классических методов   обучения   младших   школьников   с   новыми   информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение:

       - стабильно высокой мотивацией учения за счёт игровой, исследовательской формы учебных заданий, мгновенной реакции компьютера на правильность их выполнения;

       - возможностью дифференциации процесса обучения за счёт индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;

    - расширением спектра способов предъявления учебной информации за счёт использования различных программно-педагогических средств;

  • изменением форм организации учебной деятельности за счёт применения электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроке и во внеурочное время;

     возможностью  гибкого управления учебным процессом  за счёт объективно текущего и итогового контроля деятельности учащихся.

     Компьютер может использоваться учителем начальной школы в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников в ежедневной педагогической практике.

    Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в образовательном процессе поможет повысить уровень знаний, умственные навыки по теме и активизировать мыслительные операции.

    Гипотеза, выдвинутая в нашем исследовании, подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабушкина, Н.Н. 21 век – эпоха информационного общества [Текст]/ Н.Н.Бабушкина. // НШ.  2006.  № 2.  С. 12 –15.
  2. Баскаков, В.Ю. Электронно-вычислительная техника в учебном процессе [Текст]/ В.Ю.Баскаков// РЯШ.  1987.  № 2.  С. 114 –115.
  3. Бетенькова, Н.М., Фокин, Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальных классов [Текст]/ Н.М. Бетенькова, Д.С. Фокин. М.: Просвещение, 1995.  208 с.
  4. Вербицкая, М.В., Волошина, О.И. Русский язык: Справочник для начальной школы [Текст]/ М.В. Вербицкая, О.И. Волошина. М.: Дрофа, 1997.  224 с.
  5. Волина, В.В. Русский язык. Учимся играя [Текст]/ В.В.Волина.  Екатеринбург: ТОО "Издательство АРГО", 1996.
  6. Гац, И.Ю. Изучение обособленных определений с использованием компьютера [Текст]/  И.Ю.Гац// РЯШ. 1995. № 1. С. 12 – 16.
  7. Гергей, Т.И., Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе [Текст]/ Т.И. Гергей, Е.И. Машбиц// Вопросы психологии.  1985. № 3. С. 41– 48.
  8. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы [Текст]/ Б.С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987.
  9. Гершунский, Б.С. Прогностический подход к компьютеризации [Текст]/  Б.С.Гершунский // Советская педагогика. 1986. № 7. С.  43 – 48.
  10. Грицаева, И.Г., Христюхина, Л.В. Использование обучающих программ [Текст]/ И.Г. Грицаева, Л.В. Христюхина // НШ.  1987. № 4. С. 47 – 52.
  11. Гузаева, М. Ю. «Компьютеризация контроля и оценки знаний, как основа эффективного функционирования системы открытого образования [Текст]/ М. Ю. Гузаева// НШ.  2008.  № 4. С. 27 – 31.
  12. Даль, В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х тт.      Т. 1. [Текст] / В.И. Даль. М.: Художественная литература, 1984.
  13. Егорова, А. М., Носова, И.Н., Чубарева, А. М. Использование компьютера при обучении русскому языку [Текст] / А. М. Егорова, И. Н. Носова, А. М. Чубарева // НШ.  1992.  № 5 – 6. С. 16 – 20.
  14. Емельянова, М. Л. Из опыта создания и использования компьютерной программы по русскому языку [Текст]/  М. Л. Емельянова // РЯШ.  1992. № 5 – 6.  С. 16 – 18.
  15. Ершов, А. П. Будущее программирования [Текст]/  А. П. Ершов // Учительская газета.  2006.  16 января.
  16. Зенченко, И. В. ЭВМ — помощник учителя на уроке [Текст]/  И. В. Зенченко // НШ.  1989.  № 5.  С. 23 – 25.
  17. Иванова, В. А. Занимательно о русском языке [Текст]/ В. А. Иванова.  М.: Просвещение, 1990.
  18. Канакина, В. П. Радость познания — в слове: нестандартные повторительно-обобщающие уроки русского языка в начальных классах [Текст]/ В. П. Канакина. М., 1996.  128 с.
  19. Кузьмин, Ю. Н., Рибуле, И. П., Кондратенко, С. А. Использование ЭВМ при обучении русскому языку (в школе) [Текст]/ Ю. Н. Кузьмин, И. П. Рибуле, С.А. Кондратенко// Информатика и образование. 1990.  № 6.  С. 74 – 79.
  20. Ларина, З. П., Ларина И. Б. Проблемы компьютерного обучения русскому языку в начальных классах: учебно-методическое пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. С. 83 – 85.
  21. Ларских, З. П. Адаптивное обучение орфографии на основе использования новых информационных технологий [Текст]/ З. П. Ларских// Информатизация образования – 2006: Материалы Международной научно-методической конференции. В 3-х тт. Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. Т. 3. С. 238 – 243.
  22. Ларских, З.П. Диагностика успешности изучения младшими школьниками грамматико-орфографического материала в безмашинном и машинном вариантах [Текст]/ З.П. Ларских// Труды Елецкого отделения Академии информатизации образования: Сборник научных статей. Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2005. С. 101 – 111.
  23. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах [Текст]/ М.Р.Львов.  М.: Просвещение, 1990.
  24. Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г., Светловская, Н.Н.Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]/ М.Р.Львов, Т.Г. Рамзаева,  Н.Н. Светловская. М.: Просвещение, 1987.
  25. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. /Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования»/. - М. ACADEMIA, 2007.
  26. Матвеева, А.Н. Повторение пройденного [Текст]/ А.Н. Матвеева// НШ: Прил. к газете "Первое сентября".  1996.  № 33.
  27. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения (Педагогическая наука – реформе школы) [Текст]/ Е.И. Машбиц.  М.: Педагогика, 1988.
  28. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ Сост. М.И. Оморокова.  М.: МЭГУ, 1992.  146 с.
  29. Немов, Р.С. Психология [Текст]/ Р.С. Немов.  М.: Просвещение, 1995.
  30. Новикова, Т.Ф. Пунктуация в 5 классе: возможности компью-терного обучения [Текст]/ Т.Ф.Новикова// РЯШ. 1993. № 1. С. 28 – 31.
  31. Панов, М.В. Занимательные задания по русскому языку        (1-й – 4-й классы) [Текст]/  М.В. Панов.  М.: Просвещение, 1964.
  32. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы [Текст]/ Т.Г. Рамзаева.  М.: Дрофа, 2004.
  33. Рудницкая, В.А. Контрольные работы в 4 классе [Текст]/ В.А. Рудницкая// НШ: Прил. к газете "Первое сентября".  2006.  № 39.
  34. Сборник загадок: Пособие для учителя [Текст].  М.: Просвещение, 2003.
  35. Сергеева, Т.В. Орфографические пятиминутки [Текст]/ Т.В.Сергеева// НШ: Прил. к газете "Первое сентября". 2006.  № 1.
  36. Серебрякова Л.А. Функционирование глагольных категорий в современном русском литературном языке [Текст]/ Л.А. Серебрякова. - Горький, 1974.
  37. Смирнова, А.В., Макеева, С.Г. Компьютер приходит на урок [Текст]/ А.В.Смирнова, С.Г.Макеева// НШ.  1994.  № 3.  С. 13 – 16.
  38. Соловейчик, М.К. Русский язык в начальных классах [Текст]/ М.К.Соловейчик.  М.: Просвещение, 2003.
  39. Тропинина, И.Б. А я был в компьютерном классе... [Текст]/  И.Б.Тропинина// НШ.  1995.  № 6.  С. 50 – 51.
  40. Фонин, Д.С. Внимание: глагол! [Текст]/ Д.С.Фонин// НШ.  1996.  № 3.  С. 25 – 28.
  41. Фролова, Н. Глагол — ошибкоопасная часть речи [Текст]/  Н.Фролова// НШ: Прил. к газете «Первое сентября».  1998.  № 12.
  42. Чибухашвили, В.А. Психологический аспект создания многокомпонентного информационного поля как средство интенсификации процесса усвоения языковой системы и языковой традиции (нормы) [Текст]/ В.А.Чибухашвили// Информатизация образования – 2005: Материалы международной научно-практической конференции. Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2005. С. 531 – 534.
  43. Шуклова, Л.А. Обобщение знаний о частях речи [Текст]/ Л.А.Шуклова// НШ. 2006. № 2. 
  44. Щенников, Е.П. Психолингвистические основы методики преподавания орфографии в школе [Текст]/ Е.П. Щенников.  Самара, 1994.  80 с.

Информация о работе Теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»