Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа
Цель исследования: определить теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».
Задачи:
1) подобрать и изучить лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу;
2) изучить опыт работы учителей
3) сформулировать основные методические положения обучения младших школьников с помощью компьютера;
4) подобрать дидактический материал для самостоятельной работы констатирующего эксперимента и для сценария компьютерной программы;
Введение ……………………………………………………………...…..3
Глава 1 Теоретическое обоснование изучения темы «Глагол»…..5
1. Психолого-педагогические основы обучения с помощью компьютера ……………………………...……………………………………………..….5
2. Лингвометодические основы изучения темы «Глагол» в начальной школе …………………………………………………………………………14
3. Ознакомление с опытом работы учителей по внедрению компьютерных технологий в школе ………………………………………………..25
Глава 2 Изучение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» с применением компьютерной программы …………...37
Методика проведения констатирующего эксперимента …………37
Сценарий компьютерной программы ……………………………..41
Заключение …………………………………………………………….49
Литература …………………………………………
Прочитав задание, дети нажимают «пробел». На экране появляется дидактический материал:
Старый охотник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило.
Старик
отложил скрипку,
расспросил колхозника,
где он видел медведя.
Взял ружье и пошел в
лес. (В. Бианки).
Правильно: сидел, пиликал, любил, старался, отложил, расспросил, видел, взял, пошел.
Выполнение задания происходит так, как описано выше. Так как в данном упражнении девять глаголов, то и морковок должно быть девять.
Далее учащимся предстоит нахождение глагола среднего рода в прошедшем времени.
Опорный
конспект остается слева, справа - игровое
поле, ниже -задание:
|
Прочитав задание, дети нажимают «пробел». На экране появляется дидактический материал:
3) Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло! (В. Берестов).
4) Солнце по небу гуляло
И за тучи забежало. (К. Чуковский).
3) Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракет Золотыми потоками хлынуло. (И. Никитин).
Правильно: пришло, гуляло, забежало, покинуло, хлынуло.
Так как правильно выбранных слов пять, то и морковок должно быть пять. В конце выполнения всех заданий дети видят зайца, который нашел и собрал все или несколько морковок. Если заяц соберет морковку, то корзина у него наполнится.
Компьютер фиксирует ошибки и выдает их количество.
Далее - работа
с проверочной частью программы.
На экране заставка:
|
Ученики
выбирают проверочную программу, нажимают
«пробел». На экране появляется заставка:
Изменение
глагола в прошедшем времени
по родам.
Проверочная программа. Нажми «пробел» |
После
этого экран выглядит так: справа
- игровое поле, слева - задание, а еще
ниже - дидактический материал:
Помоги Скруджу Макдаку разбогатеть. |
Игровое
поле
Скрудж: Макдак собирает деньги. |
1. Сморчок. Сморчок, сморчок-От рожденья старичок. Вырос на опушке, Шапка на макушке. Дунул ветер, и сморчок Завалился на бочок. Весь в морщинах — Старичина! |
3.
Уж небо осенью
дышало,
Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора. (А.С.Пушкин). |
|
Правильно: вырос — 1; дунул — 1; повалился — 1; растил — 1; не жалел 1; дышало - 3; блистало - 3; становился - 1; обнажалась - 2; ложился - 1; тянулся — 1; приближалась — 2; стоял — 1.
Так как слов 13, то и монет в кармане должно быть 13.
Ученики с помощью клавиш -><- подводят курсор к выбранному слову. Если слово выбрано правильно, то оно окрашивается в зеленый цвет, а монету Скрудж кладет в карман. При правильном определении второго слова Скрудж кладет в карман вторую монету и т.д.
Если слово определено неверно, то оно не окрашивается в зеленый цвет, а монета не попадает в карман.
Компьютер фиксирует ошибки и выставляет оценку:
«5» (нет ошибок) - «Скрудж благодарит тебя за помощь. Теперь он стал богатым»;
«4» (1-2 ошибки) - «Ты старался, но
Скруджу недостаточно денег,
«3» (3-6 ошибок) - «Что же ты не пожалел Скруджа, денег собрано немного»;
«2»
(более 6 ошибок) - «Скрудж остался
нищим, потому что ты ему не помог».
Заключение
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.
Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Компьютер
естественно вписывается в
Таким образом, применение в школе компьютерной техники учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.
Проведенное нами исследование показало, что компьютерные технологии положительно влияют на обучение детей русскому языку, так как раскрытие темы происходит в виде игры, а это увеличивает интерес к учебе. Нами был проведён констатирующий эксперимент, в который вошли специально подобранные задания по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».
Оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение:
- стабильно высокой мотивацией учения за счёт игровой, исследовательской формы учебных заданий, мгновенной реакции компьютера на правильность их выполнения;
- возможностью дифференциации процесса обучения за счёт индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;
- расширением спектра способов предъявления учебной информации за счёт использования различных программно-педагогических средств;
возможностью гибкого управления учебным процессом за счёт объективно текущего и итогового контроля деятельности учащихся.
Компьютер может использоваться учителем начальной школы в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников в ежедневной педагогической практике.
Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в образовательном процессе поможет повысить уровень знаний, умственные навыки по теме и активизировать мыслительные операции.
Гипотеза,
выдвинутая в нашем исследовании,
подтвердилась.
ЛИТЕРАТУРА