Теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».
Задачи:
1) подобрать и изучить лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу;
2) изучить опыт работы учителей
3) сформулировать основные методические положения обучения младших школьников с помощью компьютера;
4) подобрать дидактический материал для самостоятельной работы констатирующего эксперимента и для сценария компьютерной программы;

Содержание

Введение ……………………………………………………………...…..3
Глава 1 Теоретическое обоснование изучения темы «Глагол»…..5
1. Психолого-педагогические основы обучения с помощью компьютера ……………………………...……………………………………………..….5
2. Лингвометодические основы изучения темы «Глагол» в начальной школе …………………………………………………………………………14
3. Ознакомление с опытом работы учителей по внедрению компьютерных технологий в школе ………………………………………………..25
Глава 2 Изучение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» с применением компьютерной программы …………...37
Методика проведения констатирующего эксперимента …………37
Сценарий компьютерной программы ……………………………..41
Заключение …………………………………………………………….49
Литература …………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по русскому языку.DOC

— 322.00 Кб (Скачать)
ify">      Всё это отвечает требованиям современного образования с использованием новых технологий.

      Этой  точки зрения придерживается учитель начальных классов Н.Н.Бабушкина. Вот выдержки из её статьи: «21 век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы «основам информатики», а комплексное преобразование «среды обитания» учащегося. Включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя. Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

      •    активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;
  • приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности [3,12].

   Как организовать применение современных информационных технологий на уроках математики, русского языка и других предметов, изучаемых в начальной школе?

   В большинстве  учреждений образования созданы  компьютерные классы, оснащённые 10-12 компьютерами. Как правило в этих кабинетах проводятся уроки информатики.

  Оптимальным представляется вариант, когда в кабинете начальных классов постоянно находятся 1-2 компьютера.

    При размещении в классе мультимедийного  проектора появляется возможность  проведения фронтальной работы с  применением новых информационных технологий в начальной школе. Если в кабинете отсутствует компьютер, то можно использовать ноутбук.

Какие педагогические программные средства можно использовать на уроках? Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. Разработанные с учётом программы начальной школы электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе. Большинство из них также подходит для домашнего применения, либо для внеурочного использования.

   При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью  мыслительных процессов выполнять аналогичные задания за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведёт к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей. Нами используются:

    • Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;

  • Интерактивная энциклопедия - «Атлас тела человека»;
    • «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников).
  • Природа и человек. (Естествознание для начальной школы).
  • «Уроки биологии Кирилла и Мефодия».
  • Юный математик. (3-4 классы)
  • Русский язык и математика. («Тим и Тома на Южном полюсе») 2-3 классы.
  • «Уроки хорошего поведения» . Обучающая программа.
    • Гарфилд. Математика. Лексика и орфография. Развиваем речь. Развиваем мышление.

    • «Баба -Яга пойди туда, не знаю куда... (Игры на развитие памяти и логики)

    Применение  новых  информационных  технологий  в традиционном  начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

     Благодаря компьютеру, в более короткие сроки  можно решить такие задачи как  пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение  пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости. Что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

     Внедряя информационные технологии в образовательный  процесс, мы не должны забывать о здоровьесберегающих  технологиях. Их цель - сохранить здоровье ребенка.

     Урок  с использованием компьютерных технологий становится интереснее, насыщеннее, в нем реализуется принцип наглядности, и все это напрямую влияет на качество знаний наших учеников» [3,14].

     Таким образом, возможны различные тактики  применения учебных компьютерных программ при изучении русского языка в  школе. Выбор зависит от целей и задач урока русского языка (объяснение, закрепление, повторение, проверка знаний). Возможно использование компьютера и в исследовательских целях (при написании докладов, рефератов).

     «Образование и компьютеры - полная совместимость» - так называется статья в одном из номеров журнала «для тех, кто думает о будущем детей», «Мир школы». А можно сказать по-другому: «Русский язык и компьютеры - полная совместимость». Бесспорно и то, что «за учителем остается ведущая роль - «режиссера» урока и всего процесса обучения». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          ГЛАВА 2

Изучение  темы «Изменение глаголов прошедшего времени 

по  родам» с применением  компьютерной программы 

  1. Констатирующий  эксперимент 

   Констатирующий эксперимент проведён в 4-А классе МОУ Гимназии № 97 города Ельца. Успеваемость учеников средняя. В эксперименте принимали участие 24 ученика этого класса.

   Цель  эксперимента: выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся 4 класса по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».

   Задания были следующие:

   1.Замените  глаголы в настоящем времени  глаголами в прошедшем времени. Напишите предложения. Подчеркните глаголы, укажите род.

     Стоит чудесный день. Троллейбус отъезжает от остановки.

     Кругом  сияет осенняя  красота. В лесу поблёскивает паутина.

     Время подходит к полудню.

   2.Напишите  существительные с данными глаголами.  Где нужно изменяйте род.

     Река, медведь, человек, лошадь (бежал).

     Тетрадь, книга, снег, мыло (лежал).

     Зеркало, люстра, ковёр, полотенце (висел).

     Работа, суп, молоко, вода (кипел).

При анализе работ каждого человека получили такие результаты:

  1. Папанова Анастасия

Со всеми заданиями  справилась без ошибок.

  1. Панков Егор

Со всеми заданиями  справился без ошибок.

  1. Долганов Дмитрий

Со всеми заданиями  справился без ошибок.

  1. Бородин Даниил

Со всеми заданиями  справился без ошибок.

  1. Сумкин Вадим

Со всеми заданиями  справился без ошибок.

  1. Стукалов Михаил

Со всеми заданиями  справился без ошибок.

  1. Голубева Ирина

 Со всеми заданиями справилась без ошибок.

  1. Авдеева Ольга

Со всеми заданиями  справилась без ошибок.

  1. Лукина Юлия

Со всеми заданиями  справилась без ошибок.

  1. Корниенко Надежда

Со всеми заданиями  справилась без ошибок.

  1. Веригина Анастасия

 Первое задание выполнила правильно без ошибок, а во втором допустила ошибку в слове река – рера.

  1. Парфёнова Анна

Первое задание выполнила без ошибок, а во втором допустила ошибку в глаголе висело. Она написала глагол в ж.р. (висела).

  1. Церковнюк Ирина

 Первое задание выполнила без ошибок, а во втором, допустила орфографическую ошибку в глаголе висел( весел).

  1. Назаренко Инна

 Второе задание выполнила без ошибок, а в первом задании пропустила букву «з» в глаголе отъезжал.

  1. Манюкова Анастасия

 Второе задание выполнила без ошибок, а в первом задании не правильно определила время глагола подходило ( наст. вр., вместо прошед. вр.).

  1. Думенко Яна

 Второе задание выполнила без ошибок, а в первом допустила две ошибки: не правильно определила род глагола подходило (ж.р. вместо ср.р.) и сущ. троллейбус  написала тройллейбус.

  1. Дубашин Дмитрий

 Первое задание выполнил без ошибок, а во втором,  допустил орфографическую ошибку в глаголе висел (весел).

  1. Коровкин Александр

 В первом задании допустил ошибку в сущ. троллейбус (тролейбус), а во втором задании неправильно определил время глагола бежал (наст. вр., вместо прошед. вр.).

  1. Кузнецов Дмитрий

 Во втором задании допустил ошибку в глаголе висел( весел), а в первом задании допустил две ошибки: неправильно определил время глаголов отъезжал и подходило(наст. вр., вместо прошед. вр.).

  1. Первеева Яна

 В первом задании неправильно определила род глагола подходило (ж.р. вместо ср.р.), а во втором, допустила орфографическую ошибку в глаголе висел (весел).

  1. Малютина Мария

 В первом задании пропустила букву «з»  в глаголе отъезжал, а во втором допустила две ошибки: допустила орфографическую ошибку в глаголе висел (весел) и сущ. полотенце написала (полотенцо).

Информация о работе Теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»