Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа
Цель исследования: определить теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».
Задачи:
1) подобрать и изучить лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу;
2) изучить опыт работы учителей
3) сформулировать основные методические положения обучения младших школьников с помощью компьютера;
4) подобрать дидактический материал для самостоятельной работы констатирующего эксперимента и для сценария компьютерной программы;
Введение ……………………………………………………………...…..3
Глава 1 Теоретическое обоснование изучения темы «Глагол»…..5
1. Психолого-педагогические основы обучения с помощью компьютера ……………………………...……………………………………………..….5
2. Лингвометодические основы изучения темы «Глагол» в начальной школе …………………………………………………………………………14
3. Ознакомление с опытом работы учителей по внедрению компьютерных технологий в школе ………………………………………………..25
Глава 2 Изучение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» с применением компьютерной программы …………...37
Методика проведения констатирующего эксперимента …………37
Сценарий компьютерной программы ……………………………..41
Заключение …………………………………………………………….49
Литература …………………………………………
В торое задание выполнила без ошибок, а в первом задании допустила ошибку в сущ. троллейбус (тролейбус), неправильно определила время глагола подходило ( наст. вр., вместо прошед. вр.) и сущ. красота написала (краса).
В первом задании неправильно определила род глагола подходило (ж.р. вместо ср.р.), а второе задание выполнила без ошибок.
В первом задании неправильно определил род глагола подходило (ж.р. вместо ср.р.) и в глаголе отъезжал пропустил ъ знак (отезжал), а во втором задании допустил орфографическую ошибку в глаголе висел (весел).
Вывод: 10 человек справились с заданиями без ошибок, 6 человек допустили по 1ошибке, 3 человека по 2 ошибке и 5 человек допустили более двух ошибок. Таким образом, нельзя сказать, что данная тема усвоена всеми детьми. Формирование полноценных умений, навыков по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» может быть достигнута, если ребёнок будет выполнять как можно больше подобных упражнений. Это возможно, если задания будут предъявлены школьникам в готовом варианте. Один из таких вариантов – компьютерная программа.
2. Сценарий компьютерной программы
по
теме «Изменение глагола
в прошедшем времени
по родам»
В начале программы
на экране появляется заставка:
|
Курсор стоит на слове «обучающая». С помощью клавиш , дети выбирают тип программы. Если выбор выпал на обучающую часть, то на экране появится заставка:
Изменение глагола в прошедшем времени по родам.
|
Чтобы
появился следующий кадр, ученики должны
нажать клавишу «пробел». На
экране появляется опорный
конспект в виде таблицы
с теоретическим материалом по рассматриваемой
теме:
Вопросы |
| ||||
|
Вопросы | Ж.р. | Вопросы | Ср.р. | |
Что | Что | Что | |||
делал? | говорил | делала? | говорила | делало? | говорило |
Что | считал | Что | считала | Что | считало |
сделал? | показал | сделала? | показала | сделало? | показало |
Учитель проводит беседу с детьми или рассказывает материал по опорному конспекту.
Беседа.
- Дети,
посмотрите на опорный конспект. Он состоит
из нескольких
частей. Скажите, с какой частью речи мы
будем работать на уроке?
Дети нажимают «пробел», на экране появляется задание:
Выбери из текста глаголы в прошедшем времени.
2, если глагол женского рода, 3, если глагол среднего рода. Для этого подведи курсор к выбранному слову и нажми нужную цифру. Нажми Enter. Нажми «пробел» |
Опорный конспект перемещается в верхнюю часть экрана, ниже -задание, еще ниже - текст. Курсор стоит на первом слове текста.
Учащиеся разбирают устно каждое слово с учителем, затем подводят курсор к нужному слову, нажимают цифры 1, 2 или 3, затем - Enter. Слово выделяется зеленым цветом.
Текст. Стояло раннее утро. Солнце освещало верхушки высоких сосен. Длинные тени лежали на песке. Легкая волна набегала на берег. Море сверкало в лучах восходящего солнца. На берегу сидела белая чайка.
Следующий кадр
появляется после нажатия клавиши «пробел»:
|
Прочитав задание, дети нажимают «пробел». На экране появляется дидактический материал:
1) Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло! (В. Берестов).
2) Солнце по небу гуляло
И за тучи забежало. (К. Чуковский).
3) Вот и солнце встает,
Из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло. (И. Никитин).
При выборе тренировочной части клавишами дети выбирают тип
программы. Если выбор выпал на тренировочную часть, то на экране появится заставка:
Изменение глагола в прошедшем времени по родам. Тренировочная программа. Нажми «пробел» |
Следующий
кадр: часть опорного конспекта с
глаголами мужского, женского и среднего
рода остается слева, справа - игровое
поле, ниже -задание и дидактический материал.
Вопросы | Вопросы | Вопросы | |||||||||
М.р. | Ж.р. | Ср.р. |
| ||||||||
Что |
Что | Что | |||||||||
|
делал? Что | делала? Что | делало? Что | Заяц собирает морковь | |||||||
сделал? | сделала? | сделало? | |||||||||
| |||||||||||
глаголы женского рода в прошедшем времени. | |||||||||||
|
<- к нужному слову и нажми | ||||||||||
Enter. |
|
Прочитав задание, ученики нажимают «пробел». Внизу экрана появляется дидактический материал. Курсор стоит на первом слове.
Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок. Взяла связку баранок и пошла домой.
(В. Катаев).
Правильно: жила, послала, купила, взяла, пошла.
Ученики с помощью клавиш -><- подводят курсор к выбранному слову. Если слово выбрано правильно, то оно окрашивается в зеленый цвет, а на игровом поле морковь попадает в лапки зайца. При правильном определении второго слова к зайцу попадает вторая морковь и т.д.
Так как правильно выбранных слов пять, то и морковок должно быть пять.
Если слово определено неверно, то оно не окрашивается в зеленый цвет, а морковка проплывает мимо зайца, а внизу экрана появляются слова: «Неверно. Попробуй еще раз!» Курсор перепрыгивает на слово, на котором он стоял до этого.
Если ученик опять допустил ошибку, компьютер сам выдает правильный ответ, т.е. нужное слово окрашивается в красный цвет, а морковь остается в земле.
После
выполнения первого задания слева
на экране остается опорный конспект с
глаголами мужского, женского и среднего
рода, а справа -игровое поле, ниже - задание
и дидактический материал.
|