Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа
Цель исследования: определить теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».
Задачи:
1) подобрать и изучить лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу;
2) изучить опыт работы учителей
3) сформулировать основные методические положения обучения младших школьников с помощью компьютера;
4) подобрать дидактический материал для самостоятельной работы констатирующего эксперимента и для сценария компьютерной программы;
Введение ……………………………………………………………...…..3
Глава 1 Теоретическое обоснование изучения темы «Глагол»…..5
1. Психолого-педагогические основы обучения с помощью компьютера ……………………………...……………………………………………..….5
2. Лингвометодические основы изучения темы «Глагол» в начальной школе …………………………………………………………………………14
3. Ознакомление с опытом работы учителей по внедрению компьютерных технологий в школе ………………………………………………..25
Глава 2 Изучение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» с применением компьютерной программы …………...37
Методика проведения констатирующего эксперимента …………37
Сценарий компьютерной программы ……………………………..41
Заключение …………………………………………………………….49
Литература …………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО
«ЕЛЕЦКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. И.А. БУНИНА»
ФАКУЛЬТЕТ
ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА
МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»
студентки 5 курса гр. Н-53
Углицкой
Яны Вячеславовны
к. п. н., доцент
Ларина
И. Б.
Оценка____________________
«____» ________________
2011 г.
Подпись ____________
Содержание
Введение ……………………………………………………………...…..3
Глава
1 Теоретическое обоснование
изучения темы «Глагол»…..5
1. Психолого-педагогические
основы обучения с помощью компьютера
……………………………...…………………………………………
2. Лингвометодические основы изучения темы «Глагол» в начальной школе …………………………………………………………………………14
3. Ознакомление с опытом работы учителей по внедрению компьютерных технологий в школе ………………………………………………..25
Глава 2 Изучение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» с применением компьютерной программы …………...37
Заключение …………………………………………………………….49
Литература ……………………………………………………………..52
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас сфера образования, впрочем, как и любая другая сфера деятельности человека, не обходится без информационных технологий. Можно утверждать, что качество образования находится без информационных технологий. Для того чтобы идти в ногу со временем, от специалиста требуется умение оперировать информационными системами. Применение информационных технологий позволяет раскрыть личностные качества, творческий потенциал и мышление.
Бурное развитие компьютерной техники, информационных технологий в конце XX века превратило индустриальное общество в информационное. Информация стала стратегическим ресурсом, определяющим развитие практически любого государства.
Главная задача информатизации в настоящий момент заключается в правильном использовании существующей техники, внедрении инновационных технологий в практику учебной работы.
Внедряя информационные и коммуникационные технологии, нужно учитывать две стороны:
Психолого-педагогические
проблемы компьютерного обучения в
начальной школе еще
Компьютерные обучающие системы по русскому языку для начальных классов — это пакет программных педагогических средств, составляющих программно-информационное обеспечение, в котором отражается предметная область лингвистики, адаптированной для школы с целью достижения учебных целей: приобретения умений и навыков, для контроля знаний, повторения и тренировки.
Актуальность исследования состоит в том, что нами была предпринята попытка определить лингвистические, методические, психологические и технологические основы создания компьютерной программы, пути и способы внедрения компьютера в учебный процесс при изучении темы «изменения глаголов прошедшего времени по родам».
Цель исследования: определить теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».
Задачи:
1) подобрать и изучить лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу;
2) изучить опыт работы учителей
3) сформулировать основные методические положения обучения младших школьников с помощью компьютера;
4) подобрать дидактический материал для самостоятельной работы констатирующего эксперимента и для сценария компьютерной программы;
5)
провести констатирующий
6) создать сценарий компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»;
Гипотеза: если изучать тему «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» с применением компьютера, то это поможет повысить уровень знаний, умственные навыки по теме и активизировать мыслительные операции.
База
исследования: 4 «А» класс МОУ Гимназия
№ 97 г. Ельца, учитель: Макарова Алла Борисовна,
учащихся 24 человека.
ГЛАВА 1
Теоретическое обоснование изучения темы «Глагол»
с
помощью компьютера
Компьютеризация в сфере образования — это сложная комплексная проблема долговременного стратегического характера. Она становится настоятельным веянием нашего времени. Это связано с интенсивным проникновением техники в сферу образования и педагогическую науку, с необходимостью существенного повышения качества учебно-воспитательного процесса, совершенствования научно-педагогических исследований, усиления влияния их на педагогическую практику.
Одна из наиболее актуальных проблем, выдвинутых реформой общеобразовательной и профессиональной школы, — осуществление массового компьютерного всеобуча, вооружение знаниями и навыками использования современной вычислительной техники на основе применения компьютера в процессе обучения.
В
последнее время усилились
По мнению Б. С. Гершунского, необходимо рассмотреть круг теоретико-методологических проблем, связанных с поиском путей и методов эффективного использования компьютера в сфере образования. Он выделяет такие проблемы: социально-экономические, философские, научно-технические, дидактические, методические, управленческого характера [9, 67].
Социально-экономические проблемы связаны с разработкой таких вопросов, как роль и значение компьютерной техники для интенсификации современного производства и повышения производительности труда. Здесь же рассматриваются последствия компьютерного обучения.
Философские проблемы компьютеризации связаны с решением задач, объединенных темой "Человек — компьютер". Здесь должны рассматриваться наиболее общие проблемы взаимодействия человека с разнообразными автоматическими устройствами, насыщенными непрерывно усложняющимися функциями компьютера, роботами и средствами информационной техники. Такое большое наличие техники и ее возможностей создает предпосылки для разработки целостной научной концепции компьютеризации образования.
Не
меньшее значение имеет анализ проблем
на частнонаучном и психолого-
Серьезное внимание должно быть уделено также исследованию конкретных психолого-педагогических, дидактических и методических проблем, позволяющих наметить не только четкие контуры, но четкие, конкретные пути решения столь важной социально-педагогической проблемы, как компьютеризация обучения.
Достаточно глубокое исследование всех перечисленных проблем может открыть для нас какие-либо еще перспективные стороны компьютеризации и новые пути использования огромных технических возможностей электронной машины.
Необходимо подчеркнуть, что применение компьютера в сфере образования — это не очередная кратковременная компания или переходящее модное направление. Компьютеризация — важнейший сущностный компонент коренного обновления и перестройки обучения, воспитания подрастающего поколения.
Главная
задача в научных исследованиях
и опытно-экспериментальных
Компьютеризация вносит в процесс обучения очень много положительных моментов: индивидуализация обучения, активизируется познавательная деятельность учащихся, разумная алгоритмизация действий в процессе принятия решений, автоматизация рутинных познавательных операций и связанная с этим экономия учебного времени, удобство представления информации различного вида на экране дисплея и выполнение различных учебных процедур с помощью индивидуальных видеотерминальных устройств, подключенных к компьютеру, и т. д. Компьютер можно использовать при изучении естественно-математических и гуманитарных дисциплин для решения самых различных задач на всех стадиях урока: при обучении, закреплении, контроле и оценивании. Компьютер позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, придать игровой характер деятельности. Все это значительно расширяет возможность включения разнообразных упражнений в обучение, а непрерывная обратная связь, подкрепленная, тщательно продуманная, стимулирует учение, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, повышает результативность обучения.
Однако, несмотря на многие положительные стороны компьютеризации, мы не можем пройти мимо отрицательных последствий неумеренным увлечением применения компьютера в обучении. Излишняя индивидуализация в обучении, ориентация на алгоритмизацию мыслительных операций даже в тех случаях, когда необходима аналитико-синтетическая деятельность, передача компьютеру оценочных функций в процессе выбора оптимальных вариантов решений, операций — все это может породить у учащихся мало обоснованную уверенность в неограниченных возможностях компьютера и настроения, граничащие с отказом от самостоятельных усилий в достижении тех или иных целей; не исключено и чрезмерное увлечение диалогом с компьютером, в процессе разнообразных видеоигр, за счет других видов деятельности, в том числе гигиенически необходимого дозированного отдыха, занятий физкультурой и спортом, самостоятельного ознакомления с культурно-эстетическими ценностями и т. д.
Все эти и другие издержки компьютерного обучения требуют реалистичной оценки педагогического потенциала этого направления, совершенствования учебно-воспитательного процесса. Должны быть обоснованы не только рациональные пути достижения ожидаемых результатов компьютерного обучения, но и оптимальные затраты материальных средств.