Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:34, контрольная работа
Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования. Двойственный симплекс-метод. Содержательные и формальные модели. Содержательная классификация моделей. Прямая и двойственная задачи. Связь между решениями прямой и двойственной задачами. Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Жесткие и мягкие модели. Универсальность моделей. Прямая и обратная задачи математического моделирования.
таблица 8
Пункты
Отправления |
Пункты назначения | Запасы | |||
В1 | В2 | В3 | В4 | ||
А1 | 1
30 |
2
—
20 |
4 |— 4| | 1
+
3 |
50 |
А2 | 2
0 |
3
+
10 |
1
10 |
5
—
10 |
30 |
А3 |
3
-2 |
2
0 |
4
-4 |
4
10 |
10 |
Потребности | 30 | 30 | 10 | 20 | 90 |
числу 10, стоящему в плюсовой клетке табл. 8, добавим 10 и вычтем 10 из числа 20, находящегося в минусовой клетке табл. 8. Клетка на пересечении строки А2 и столбца В4 становится свободной.
После этих преобразований получаем новый опорный план (табл. 9).
таблица 9
Пункты
Отправления |
Пункты назначения | Запасы
| |||
В1 | В2 | В3 | В4 | ||
А1 | 1
30 |
2 -
10 |
4 -2 | 1 +
10 |
50 |
2
0 |
3
20 |
1
10 |
5
-3 |
30 | |
А3 | 3
+1 |
2
+
+3 |
4
-1 |
4 -
10 |
10 |
Потребности | 30 | 30 | 10 | 20 | 90 |
Этот
план проверяем на
b1 - a1 = 1, b2 - a1 = 2, b4 - a1 = 1,
b2- a2 = 3, b3 - a2 = 1, b4 - a3 = 4,
Полагаем a1 =0, получаем b1 = b4 = l, b2 = 2, a2=-1, b3= 0, a3= -3. Для каждой свободной клетки вычисляем число aij ; имеем, a13= -2, a21 = 0, a24 = -3, a32= 3, a 31= 1, a33 = -1.
Таким
образом, видим, что данный план перевозок
не является оптимальным. Поэтому переходим
к новому опорному плану (табл. 10).
таблица 10
Пункты
отправления |
Пункты назначения | Запасы | |||
В1 | В2 | В3 | В4 | ||
А1 | 1
30 |
2
0 |
4 -4 | 1
20 |
50 |
A2 |
2
0 |
3
20 |
1
10 |
5
-3 |
30 |
А3 | 3
-2 |
2
10 |
4
-4 |
4
-3 |
10 |
Потребности | 30 | 30 | 10 | 20 | 90 |
Сравнивая разности bj - ai новых потенциалов, отвечающих свободным клеткам табл. 2.10, с соответствующими числами сij, видим, что указанные разности потенциалов для всех свободных клеток не превосходят соответствующих чисел сij . Следовательно, полученный план
является
оптимальным. При данном плане стоимость
перевозок S = 1*30 + 2*0+1*20 + 3*20+1*10 + 2*10 = 140.
Вариант 2.
Постановка транспортной задачи. Нахождение опорного плана транспортной задачи.
Пример 1
Фирма
должна отправить некоторое количество
кроватей с трех складов в пять
магазинов. На складах имеется соответственно
15, 25, 20 кроватей, а для пяти магазинов
требуется соответственно 20, 12, 5, 8 и
15 кроватей. Стоимость перевозки одной
кровати (в долларах) со склада в магазин
приведена в таблице.
Склад | Магазин | ||||
S1 | S2 | S3 | S4 | S5 | |
W1
W2 W3 |
1
5 4 |
0
1 8 |
3
2 1 |
4
3 4 |
2
3 3 |
Как следует спланировать перевозку кроватей для минимизации стоимости? Пусть — количество кроватей, отправляемых со склада I в магазин j. Ясно, что , и в силу ограничений на возможности поставки со складов (предложение) и спрос в магазинах они удовлетворяют следующим условиям:
x11+x12+x13+x14+x15 = 15,
+ x21
+x22 +x23 +x24 +x25
+ x31 +x32 +x33 +x34 + x35
(для предложения);
x11 + x21 + x31 = 20,
x12 +x22 + x32 = 12,
x13 + x23 + x33 = 5,
х14 + x24 + x34 = 8,
x15 + x25 + x35 = 15
(для спроса). Стоимость, равная
F = х11 + 0x12 + 3х13 + 4х14 + 2x15 + 5х21 + ... + 4х34+ 3х35,
должна быть минимизирована при этих ограничениях.
Эта задача является задачей линейного программирования, но специального вида. В частности, коэффициенты в ограничениях принимают значения 0 или 1, а каждая переменная входит только в два ограничения. На первый взгляд может показаться, что ограничения в виде равенств, определяющих предложение, должны быть заменены на ограничения в виде неравенств со знаком £, а ограничения в виде равенств, определяющих спрос на ограничения в виде неравенств, со знаком ³. Однако, поскольку суммарный спрос равен сумме поставок, во всех случаях должно выполняться равенство. Заметим также, что сумма по первым трем ограничениям дает тот же результат, что и сумма по последним пяти ограничениям. Поскольку независимых ограничений только 7, а не 8, следовательно, базисное допустимое решение и оптимальное решение будет содержать 7 ненулевых значений .
Эти результаты обобщаются на транспортную задачу с т пунктами производства и объемами производства (i = 1, 2, . . . , т ), и п пунктами потребления и объемами потребления (j =1,..., п), где
Если
- стоимость транспортировки одного
изделия из пункта производства i в
пункт потребления
j, то задача заключается в нахождении
, удовлетворяющих соотношениям
x11+x12+ …+x1n = a1,
x21 +…+ x2n
………………………………………………………………………………
xm1 +… + xmn = am, (2)
x11 +x21 + xm1 = b1,
x12 + x22 + xm2 = b2,
………………………………………………………………………………
x1n +
x2n + xmn = bn
и минимизирующих функцию
F=С11Х11 + С12Х12 +...+СтnХтп.
Короче, соотношения (2) можно переписать так:
найти такие , для которых справедливы неравенства
и которые минимизируют функцию
Поскольку согласно уравнению (1), имеется всего т + п - 1 независимых ограничений и, следовательно, т + п — 1 базисных переменных в базисном допустимом решении.
Удобнее не рассматривать ограничения, а работать с массивом транспортных данных в виде, приведенном ниже. Следует разместить неотрицательные переменные в клетках таким образом, чтобы суммы по строкам и столбцам совпадали с указанными правыми частями ограничений в виде равенств примера 1 и чтобы сумма произведений этих переменных на стоимости (указанные в правом нижнем углу каждой клетки) была минимальна. Приведенный на рисунке массив соответствует данным примера 1:
Переход к общему случаю очевиден.
Представляя
данные в таком виде, легко построить
первое базисное допустимое решение
задачи. Это можно сделать по правилу
"самая дешевая продукция
Затем переменной х11 присваивается значение 3 (или переменной х33 — значение 5), удаляется строка 1, сумма по столбцу 1 заменяется на 17 и осуществляется переход к следующему массиву и т. д.