Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:34, контрольная работа
Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования. Двойственный симплекс-метод. Содержательные и формальные модели. Содержательная классификация моделей. Прямая и двойственная задачи. Связь между решениями прямой и двойственной задачами. Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Жесткие и мягкие модели. Универсальность моделей. Прямая и обратная задачи математического моделирования.
Для
определения опорного плана транспортной
задачи можно использовать изложенные
выше методы. Однако ввиду исключительной
практической важности этой задачи и
специфики ее ограничений (каждое неизвестное
уходит лишь в два уравнения систем
(3) и (4) и коэффициенты при неизвестных
равны единице) для определения
оптимального плана транспортной задачи
разработаны специальные
Для определения оптимального плана транспортной задачи разработано несколько методов. Однако наиболее часто используются метод дифференциальных рент и метод потенциалов.
При нахождении решения транспортной задачи методом дифференциальных рент сначала наилучшим образом распределяют между пунктами назначения часть груза (так называемое условно оптимальное распределение) и на последующих итерациях постепенно уменьшают общую величину нераспределенных поставок. Первоначальный вариант распределения груза определяют следующим образом. В каждом из столбцов таблицы данных транспортной задачи находят минимальный тариф. Найденные числа заключают в кружки, а клетки, в которых стоят указанные числа, заполняют. В них записывают максимально возможные числа. В результате получают некоторое распределение поставок груза в пункты назначения. Это распределение в общем случае не удовлетворяет ограничениям исходной транспортной задачи. Поэтому в результате последующих шагов следует постепенно сокращать нераспределенные поставки груза так, чтобы при этом общая стоимость перевозок оставалась минимальной. Для этого сначала определяют избыточные и недостаточные строки.
Строки, соответствующие поставщикам, запасы которых полностью распределены, а потребности пунктов назначения, связанных с данными потребителями запланированными поставками, не удовлетворены, считаются недостаточными. Эти строки иногда называют также отрицательными Строки, запасы которых исчерпаны не полностью, считаются избыточными. Иногда их называют также положительными.
После того как определены избыточные и недостаточные строки, для каждого из столбцов находят разности между числом в кружке и ближайшим к нему тарифом, записанным в избыточной строке. Если число в кружке находится в положительной строке, то разность не определяют. Среди полученных чисел находят наименьшее. Это число называется промежуточной рентой. После определения промежуточной ренты переходят к новой таблице. Эта таблица получается из предыдущей таблицы прибавлением к соответствующим тарифам, стоящим в отрицательных строках, промежуточной ренты. Остальные элементы остаются прежними. При этом все клетки новой таблицы считают свободными. После построения новой таблицы начинают заполнение ее клеток. Теперь уже число заполняемых клеток на одну больше, чем на предыдущем этапе. Эта дополнительная клетка находится в столбце, в котором была записана промежуточная рента. Все остальные клетки находятся по одной в каждом из столбцов и в них записаны наименьшие для данного столбца числа, заключенные в кружки. Заключены в кружки и два одинаковых числа, стоящих в столбце, в котором в предыдущей таблице была записана промежуточная рента.
Поскольку
в новой таблице число
После конечного числа описанных выше итераций нераспределенный остаток становится равным нулю. В результате получают оптимальный план данной транспортной задачи.
В большинстве случаев для нахождения решения конкретных транспортных задач с использованием ЭВМ применяется метод дифференциальных рент.
Пример 5. Для транспортной задачи, исходные данные которой приведены в табл. 3, найти оптимальный план методом дифференциальных рент.
таблица 3
Пункты
Отправления |
Пункты назначения | Запасы | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | ||
А1
А2 А3 |
7
1 6 |
12
8 13 |
4
6 8 |
8
5 7 |
5
3 4 |
180
350 20 |
Потребности | 110 | 90 | 120 | 80 | 150 | 550 |
Решение. Перейдем от табл. 3 к табл. 4, добавив один дополнительный столбец для указания избытка и недостатка по строкам и одну строку для записи соответствующих разностей.
таблица 4
Пункты
Отправления |
Пункты назначения | Запасы | Недостаток
( - ),
избыток ( + ) | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | |||
А1 | 7 | 12 | 4
120 |
8 | 5 | 180 |
+ 60 |
А2 | 1
110 |
8
90 |
6 | 5
80 |
3
70 |
350 |
-80 |
А3 | 6 | 13 | 8 | 7 | 4 | 20 | + 20 |
Потребности | 110 | 90 | 120 | 80 | 150 | 550 | |
Разность | 5 | 4 | — | 2 | 1 |
В каждом из столбцов табл. 4 находим минимальные тарифы и обводим их кружками. Заполняем клетки, в которых стоят указанные числа. Для этого в каждую из клеток записываем максимально допустимое число. Например, в клетку, находящуюся на пересечении строки А1и столбца В3, записываем число 120.
В эту клетку нельзя поместить большее число, поскольку в таком случае были бы превышены потребности пункта назначения В3.
В
результате заполнения отмеченных выше
клеток получен так называемый условно
оптимальный план, согласно которому
полностью удовлетворяются
После получения условно оптимального плана определяем избыточные и недостаточные строки. Здесь недостаточной является строка А2, так как запасы пункта отправления А2 полностью использованы, а потребности пункта назначения В5 удовлетворены частично. Величина недостатка равна 80 ед.
Строки А1 и А3 являются избыточными, поскольку запасы пунктов отправления А1 и А3 распределены не полностью. При этом величина избытка строки А1 равна 60 ед., а строки А3 - 20 ед. Общая величина избытка 60 + 20 = 80 совпадает с общей величиной недостатка, равной 80.
После определения избыточных и недостаточных строк по каждому из столбцов находим разности между минимальными тарифами, записанными в избыточных строках, и тарифами, стоящими в заполненных клетках. В данном случае эти разности соответственно равны 5, 4, 2, 1 (табл. 4). Для столбца В3 разность не определена, так как число, записанное в кружке в данном столбце, находится в положительной строке. В столбце В1 число, стоящее в кружке, равно 1, а в избыточных строках в клетках данного столбца наименьшим является число 6. Следовательно, разность для данного столбца равна 6 -1= Аналогично находим разности для других столбцов: для В2 12 — 8 = 4; для В4 7 — 5 = 2; для В5 4 — 3=1.
Выбираем наименьшую из найденных разностей, которая является промежуточной рентой. В данном случае промежуточная рента равна 1 и находится в столбце В Найдя промежуточную ренту, переходим к табл.
таблица 5
Пункты
Отправления |
Пункты назначения | Запасы | Недостаток
( - ),
избыток ( + ) | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | |||
А1 | 7 | 12 | 4
120 |
8 | 5 | 180 |
+ 60 |
А2 | 2
110 |
9
90 |
7 | 6
80 |
4
70 |
350 |
-60 |
А3 | 6 | 13 | 8 | 7 | 4 | 20 | -0 |
Потребности | 110 | 90 | 120 | 80 | 150 | 550 | |
Разность | 5 | 3 | — | 2 | 1 |
В этой таблице в строках А1 и А3 (являющихся избыточными) переписываем соответствующие тарифы из строк А1 и Аз табл. 4. Элементы строки А2 (которая была недостаточной) получаются в результате прибавления к соответствующим тарифам, находящимся в строке А2 табл. 4, промежуточной ренты, т. е. 1.
В табл. 5 число заполняемых клеток возросло на одну. Это обусловлено тем, что число минимальных тарифов, стоящих в каждом из столбцов данной таблицы, возросло на единицу, а именно в столбце В5 теперь имеются два минимальных элемента 4. Эти числа заключаем в кружки; клетки, в которых они стоят, следует заполнить. Необходимо заполнить и клетки, в которых стоят наименьшие для других столбцов тарифы. Это клетки табл. 5, в которых соответствующие тарифы заключены в кружки. После того как указанные клетки определены, устанавливаем последовательность их заполнения. Для этого находим столбцы (строки), в которых имеется лишь одна клетка для заполнения. Определив и заполнив некоторую клетку, исключаем из рассмотрения соответствующий столбец (строку) и переходим к заполнению следующей клетки. В данном случае заполнение клеток проводим в такой последовательности. Сначала заполняем клетки A1B3, А2В1, А2В2, А2В4, так как они являются единственными клетками для заполнения в столбцах В1, В2, В3 и B4. После заполнения указанных клеток заполняем клетку А3В5, поскольку она является единственной для заполнения в строке А3. Заполнив эту клетку (табл. 5), исключаем из рассмотрения строку А3. Тогда в столбце В5 остается лишь одна клетка для заполнения: Это клетка А2В5, которую заполняем. После заполнения клеток устанавливаем избыточные и недостаточные строки (табл. 5). Как видно из табл. 2.16, еще имеется нераспределенный остаток. Следовательно, получен условно оптимальный план задачи и нужно перейти к новой таблице. Для этого по каждому из столбцов находим разности между числом, записанным в кружке данного столбца, и наименьшим по отношению к нему числом, находящимся в избыточных строках (табл. 5). Среди этих разностей наименьшая равна 1. Это и есть промежуточная рента. Переходим к новой таблице (табл. 6).
таблица 6
Пункты
Отправления |
Пункты назначения | Запасы | Недостаток
( - ),
избыток ( + ) | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | |||
А1 | 7 | 12 | 4
120 |
8 | 5
60 |
180 |
+ 60 |
А2 |
3
110 |
10
90 |
7 | 7
80 |
5
70 |
350 |
-60 |
А3 | 6 | 13 | 8 | 7 | 4 | 20 | -0 |
Потребности | 110 | 90 | 120 | 80 | 150 | 550 |