Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:34, контрольная работа
Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования. Двойственный симплекс-метод. Содержательные и формальные модели. Содержательная классификация моделей. Прямая и двойственная задачи. Связь между решениями прямой и двойственной задачами. Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Жесткие и мягкие модели. Универсальность моделей. Прямая и обратная задачи математического моделирования.
Вариант 1.
Постановка транспортной задачи. Нахождение оптимального решения транспортной задачи.
Пример 1
Фирма
должна отправить некоторое количество
кроватей с трех складов в пять
магазинов. На складах имеется соответственно
15, 25, 20 кроватей, а для пяти магазинов
требуется соответственно 20, 12, 5, 8 и
15 кроватей. Стоимость перевозки одной
кровати (в долларах) со склада в магазин
приведена в таблице.
Склад | Магазин | ||||
S1 | S2 | S3 | S4 | S5 | |
W1
W2 W3 |
1
5 4 |
0
1 8 |
3
2 1 |
4
3 4 |
2
3 3 |
Как следует спланировать перевозку кроватей для минимизации стоимости? Пусть — количество кроватей, отправляемых со склада I в магазин j. Ясно, что , и в силу ограничений на возможности поставки со складов (предложение) и спрос в магазинах они удовлетворяют следующим условиям:
x11+x12+x13+x14+x15 = 15,
+ x21
+x22 +x23 +x24 +x25
+ x31 +x32 +x33 +x34 + x35
(для предложения);
x11 + x21 + x31 = 20,
x12 +x22 + x32 = 12,
x13 + x23 + x33 = 5,
х14 + x24 + x34 = 8,
x15 + x25 + x35 = 15
(для спроса). Стоимость, равная
F = х11 + 0x12 + 3х13 + 4х14 + 2x15 + 5х21 + ... + 4х34+ 3х35,
должна быть минимизирована при этих ограничениях.
Эта задача является задачей линейного программирования, но специального вида. В частности, коэффициенты в ограничениях принимают значения 0 или 1, а каждая переменная входит только в два ограничения. На первый взгляд может показаться, что ограничения в виде равенств, определяющих предложение, должны быть заменены на ограничения в виде неравенств со знаком £, а ограничения в виде равенств, определяющих спрос на ограничения в виде неравенств, со знаком ³. Однако, поскольку суммарный спрос равен сумме поставок, во всех случаях должно выполняться равенство. Заметим также, что сумма по первым трем ограничениям дает тот же результат, что и сумма по последним пяти ограничениям. Поскольку независимых ограничений только 7, а не 8, следовательно, базисное допустимое решение и оптимальное решение будет содержать 7 ненулевых значений .
Эти результаты обобщаются на транспортную задачу с т пунктами производства и объемами производства (i = 1, 2, . . . , т ), и п пунктами потребления и объемами потребления (j =1,..., п), где
Если
- стоимость транспортировки одного
изделия из пункта производства i в
пункт потребления
j, то задача заключается в нахождении
, удовлетворяющих соотношениям
x11+x12+ …+x1n = a1,
x21 +…+ x2n
………………………………………………………………………………
xm1 +… + xmn = am, (2)
x11 +x21 + xm1 = b1,
x12 + x22 + xm2 = b2,
………………………………………………………………………………
x1n +
x2n + xmn = bn
и минимизирующих функцию
F=С11Х11 + С12Х12 +...+СтnХтп.
Короче, соотношения (2) можно переписать так:
найти такие , для которых справедливы неравенства
и которые минимизируют функцию
Поскольку согласно уравнению (1), имеется всего т + п - 1 независимых ограничений и, следовательно, т + п — 1 базисных переменных в базисном допустимом решении.
Удобнее не рассматривать ограничения, а работать с массивом транспортных данных в виде, приведенном ниже. Следует разместить неотрицательные переменные в клетках таким образом, чтобы суммы по строкам и столбцам совпадали с указанными правыми частями ограничений в виде равенств примера 1 и чтобы сумма произведений этих переменных на стоимости (указанные в правом нижнем углу каждой клетки) была минимальна. Приведенный на рисунке массив соответствует данным примера 1:
Переход к общему случаю очевиден.
Представляя
данные в таком виде, легко построить
первое базисное допустимое решение
задачи. Это можно сделать по правилу
"самая дешевая продукция
Затем переменной х11 присваивается значение 3 (или переменной х33 — значение 5), удаляется строка 1, сумма по столбцу 1 заменяется на 17 и осуществляется переход к следующему массиву и т. д.
После небольшой тренировки для задач небольшого объема эту процедуру можно провопить устно. После того как последней переменной присвоено значение, суммы по всем строкам и столбцам будут равны 0. Таким образом получается решение
(значения переменных находятся в левых верхних углах клеток) с семью приводимыми ниже базисными переменными. Остальные переменные равны 0. Для общего массива из т строк и п столбцов получаем т+ п— 1 переменных в силу (1)
Полная стоимость, соответствующая этому решению, F = 3*1 + 12*0 + 2*5 + 8*3 +15*З +15*4 + 5*1=147 дол.
Попробуем теперь улучшить это решение, уменьшив стоимость С. Отметим, что полученные результаты для этого частного случая и метод их получения применимы и в случае общей транспортной задачи (см. соотношения (2)).
Поскольку переменные (i=1,m; j=1,n) удовлетворяют системам линейных уравнений (3) и (4) и условию неотрицательности, обеспечиваются доставка необходимого количества груза в каждый из пунктов назначения, вывоз имеющегося груза из всех пунктов отправления, а также исключаются обратные перевозки.
Определение
1. Всякое неотрицательное решение систем
линейных уравнений (3) и (4), определяемое
матрицей X=(
)( i=1,m; j=1,n), называется планом
транспортной задачи.
Определение 2. План , (i= 1,m; j=1,n) при котором функция (5) принимает свое минимальное значение, называется оптимальным планом транспортной задачи.
Обычно исходные данные транспортной задачи записывается в виде таблицы 1.
Поставщики | Потребители |
Запасы | |||
B1 | B2 | ... | Bn | ||
A1 |
C11
x11 |
C12
x12 |
... |
C1n
x1n |
a1 |
A2 |
C21
x21 |
C22
x22 |
... | C2n
x2n |
a2 |
... | ... | ... | ... | ... | ... |
Am |
Cm1
xm1 |
Cm2
xm2 |
... |
Cmn
xmn |
am |
Потребности | b1 |
b2 |
... |
bn |
|
Очевидно,
общее наличие груза у
= (6)
то модель такой транспортной задачи называется закрытой. Если же указанное условие не выполняется, то модель транспортной задачи называется открытой.
Теорема 1. Для разрешимости транспортной задачи необходимо, чтобы запасы груза в пунктах отправления были равны потребностям в грузе в пунктах назначения, т.е. чтобы выполнялось равенство (6).
В случае превышения запаса над потребностью, т.е. > , вводится фиктивный (n+1)-й пункт назначения с потребностью bn+1 = - и соответствующие тарифы равными считаются нулю: Cin+1= 0 (i= 1,m) Полученная задачами являются транспортной задачами, для которой выполняется равенство (6).
Аналогично, при < , вводится фиктивный (m+1)-й пункт отправления с запасом груза
am+1 = - и тарифы полагаются равными Cm+1j= 0 ( j=1,n).
Эти задачи сводится к обычной транспортной задаче, из опорного плана которой получении оптимального исходной задачами. В дальнейшем будем рассматривать закрытую модель транспортной задачи. Если же модель транспортной задачами являются открытой, то исходя из сказанного выше, перепишем таблицу условий задачами так, чтобы выполнялось равенство (6).
Число переменных xij в транспортной задаче с m пунктами отправления и n пунктами назначения равно m*n, а число уравнений в системах (3) и (4) равно n+m. Так как мы предполагаем, что выполняется условие (6),то число линейно независимых уравнений равно n+m-1. Следовательно, опорный план транспортной задачи может иметь не более n+m-1 отличных от нуля неизвестных.
Если в опорном плане число отличных от нуля компонент равно в точности n+m-1, то план является невырожденным, а если меньше- то вырожденным.
Для определения опорного плана существует несколько методов: метод северо-западного угла, метод минимального элемента и метод аппроксимации Фогеля.
Как и для всякой задачи линейного программирования, оптимальный план транспортной задачи является и опорным планом.