Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа
Процесс решения задачи на ПК – это совместная деятельность человека и машины. Его условно можно разделить на несколько этапов. Человеку отводятся шаги, связанные с творческой деятельностью (постановкой, алгоритмизацией, программированием задачи и анализом результатов), на долю компьютера – этапы обработки информации в соответствии с разработанным алгоритмом. При этом говорят, что компьютер выполняет программу, реализующую данный алгоритм.
Введение 3
Общая часть 4
Алгоритм. Свойства алгоритмов. Виды алгоритмов 4
Среда программирования ИИО Borland Pascal 6
Алфавит языка Borland Pascal 7
Структура программы 9
Типы данных 10
Операторы ввода- вывода 11
Операции. Стандартные функции 13
Условный оператор 17
Операторы цикла 17
Оператор выбора 20
Одномерные и двумерные массивы 21
Строки. Процедуры и функции для работы со строками 23
Подпрограммы 26
Множества 26
Записи 27
Файлы 27
Динамическая и статистическая память 30
Динамические типы данных 31
Модуль Graph 34
Модуль Crt 35
Модули и модульное программирование 36
2 Постановка задачи 39
3 Описание входных и выходных переменных, процедур и функций 40
4 Проект решения задания 44
5 Текст программы 45
6 Листинг результатов 63
7 Список использованных источников 68
8 Графическая часть
Логические выражения в результате вычисления принимают логические значения True и False. Операндами это выражения могут быть логические константы, переменные, отношения. Идентификатор логического типа в Паскале: boolean.
В Паскале имеется 4 логические операции: отрицание -NOT, логическое умножение -AND, логическое сложение - OR, исключающее «или» -XOR . Использованы обозначения: T – true, F – false.
Приоритеты
операций: not, and, or, xor. Операции отношения
( = , <> …) имеют более высокий приоритет,
чем логические операции, поэтому их следует
заключать в скобки при использовании
по отношению к ним логических операций.
1.8
Условный оператор
Условные операторы предназначены для выбора к исполнению одного из возможных действий, в зависимости от некоторого условия (при этом одно из действий может отсутствовать). Для программирования ветвящихся алгоритмов в Турбо Паскале есть специальные операторы. Одним из них является условный оператор If. Это одно из самых популярных средств, изменяющих порядок выполнения операторов программы.
Он может принимать одну из форм:
If <условие> then <оператор1
If <условие> then <оператор>;
Оператор
выполняется следующим образом.
Сначала вычисляется выражение,
записанное в условии. В результате
его вычисление получается значение
логического (булевского) типа. Если это
значение – «истина», то выполняется
оператор1, указанный после слова
then. Если же в результате имеем «ложь»,
то выполняется оператор2. В случае, если
вместо оператора1 или оператора2 следует
серия операторов, то эту серию операторов
необходимо заключить в операторные скобки
begin…end.
1.9
Операторы цикла
Если в программе возникает необходимость неоднократного выполнения некоторых операторов, то для этого используются операторы повтора (цикла). В языке Паскаль различают три вида операторов цикла: цикл с предусловием (while), цикл с постусловием (repeat) и цикл с параметром (for).
Если число требуемых повторений заранее известно, то используется оператор, называемый оператором цикла с параметром.
Оператор цикла с параметром имеет два варианта записи:
Имя переменной – параметр цикла, простая переменная целого типа; <тело цикла> - операторы или оператор. Цикл повторяется до тех пор пока значение параметра лежит в интервале между начальным и конечным значениями. В первом варианте при каждом повторении цикла значение параметра увеличивается на 1, во втором - уменьшается на 1.
Если в теле цикла располагается более одного оператора, то они заключаются в операторные скобки begin … end;
Если число повторений заранее неизвестно, а задано лишь условие его повторения (или окончания), то используются операторы while и repeat. Оператор While часто называют оператором цикла с предусловием. Так как проверка условия выполнения цикла производится в самом начале оператора.
Общий вид: While <условие продолжения повторений> do
<тело цикла>;
Тело цикла – простой или составной оператор или операторы. Если операторов в теле цикла несколько, то тело цикла заключается в операторные скобки begin…end.
Перед каждым выполнением тела цикла вычисляется значение выражения условия. Если результат – «истина», тело цикла выполняется и снова вычисляется выражение условия. Если результат–«ложь», происходят выход из цикла и переход к первому после while оператору.
Оператор цикла repeat аналогичен оператору while, но отличается от него, во-первых, тем, что условие проверяется после очередного выполнения операторов тела цикла и таким образом гарантируется хотя бы однократное выполнение цикла. Во-вторых, тем, что критерием прекращения цикла является равенство выражения константе true . За это данный оператор часто называют циклом с постусловием, так как он прекращает выполняться, как только условие, записанное после слова until, выполнится. Оператор цикла repeat состоит из заголовка, тела и условия окончания.
Общий вид: Repeat
<оператор>
. . . . .
<оператор>
until <условие окончания цикла>
Вначале
выполняется тело цикла, затем проверяется
условие выхода из цикла. В любом
случае этот цикл выполняется хотя
бы один раз. Если условие не выполняется,
т.е. результатом выражения является
False, то цикл активизируется еще раз. Если
условие выполнено, то происходит выход
из цикла. Использования операторных скобок,
в случае, если тело цикла состоит из нескольких
операторов, не требуется.
1.10
Оператор выбора
Если оператор If обеспечивает выбор из двух альтернатив, то существует оператор, который позволяет сделать выбор из произвольного числа вариантов. Это оператор выбора Case. Он организует переход на один из нескольких вариантов действий в зависимости от значения выражения, называемого селектором.
Общий вид: Case k of
else <операторN+1>
Здесь k – выражение-селектор, которое может иметь только простой порядковый тип (целый, символьный, логический). <const1>, …<constN> - константы того же типа, что и селектор.
Оператор Case работает следующим образом. Сначала вычисляется значение выражения-селектора, затем обеспечивается реализация того оператора, константа выбора которого равна текущему значению селектора. Если ни одна из констант не равна значению селектора, то выполняется оператор, стоящий за словом else. Если же это слово отсутствует, то активизируется оператор, находящийся за границей Case, т.е. после слова end.
При использовании оператора Case должны выполняться следующие правила:
1.11
Одномерные и двумерные массивы
Все простые типы данных, рассматриваемые ранее, имеют два характерных свойства: неделимость и упорядоченность их значений. Составные, или структурированные, типы данных задают множество сложных значений с одним общим именем. Существует несколько методов структурирования, каждый из которых отличается способом обращения к отдельным компонентам. В данном учебном пособии будут рассмотрены только два структурированных типа данных: регулярный тип (массивы) и строковый тип .
С
понятием «массив» приходится встречаться
при решении научно-
Таким образом, массив – это упорядоченная последовательность данных, состоящая из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип, и обозначаемая одним именем.
Название регулярный тип массивы получили за то, что в них объединены однородные элементы, упорядоченные (урегулированные) по индексам, определяющим положение каждого элементы в массиве.
Массиву присваивается имя, посредством которого можно ссылаться на него, как на единое целое. Элементы, образующие массив, упорядочены так, что каждому элементу соответствует совокупность номеров (индексов), определяющих его место в общей последовательности. Индексы представляют собой выражения простого типа. Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется обращением к имени массива с указанием индекса нужного элемента: <имя массива>[<индекс>].
Описание массива определяет его имя, размер массива и тип данных. Общий вид описания массива:
Type <имя нового типа данных>=array[<тип индекса>] of <тип компонентов>;
Далее, в перечне переменных указывается имя массива, и через двоеточие указывается имя нового типа данных. Массив может быть описан и без представления типа в разделе описания типов данных:
Var <имя массива>: array [<тип индекса>] of <тип компонентов>;
Чаще всего в качестве типа индекса используется интервальный целый тип.
Линейный (одномерный) массив – массив, у которого в описании задан только один индекс, если два индекса – то это двумерный массив и т.д. Одномерные массивы часто называют векторами, т.е. они представляют собой конечную последовательность пронумерованных элементов.
Присваивание начальных значений (заполнение массива) заключается в присваивании каждому элементу массива некоторого значения, заданного типа. Наиболее эффективно эта операция осуществляется при помощи оператора for. Ввод данных может осуществляться : с клавиатуры, при помощи различных формул, в том числе и датчика случайных чисел.
Индексированные
элементы массива называются индексированными
переменными и могут быть использованы
так же, как и простые переменные.
Например, они могут находиться в
выражениях в качестве операндов, им
можно присваивать любые
Алгоритм решения задач с использованием массивов:
Двумерный массив – структура данных, хранящая прямоугольную матрицу. В матрице каждый элемент определяется номером строки и номером столбца, на пересечении которых он расположен. В Паскале двумерный массив представляется массивом, элементами которого являются одномерные массивы. Два следующих описания двумерных массивов тождественны:
Var a: array [1..10] of array [1.. 20] of real;
Var a: array [1..10, 1..20] of real;
Чаще всего при описании двумерного массива используют второй способ. Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется обращением к имени массива с указанием индексов (первый индекс – номер строки, второй индекс – номер столбца). Все действия над элементами двумерного массива идентичны действиям над элементами линейного массива. Только для инициализации двумерного массива используется вложенный цикл for.
Например, For i:= 1 to 10 do