Спрос и предложение как факторы определяющие цену товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности. Одним словом, возникает вопрос: насколько они настоятельны? Необходимо понятие, которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. У экономистов таким понятием является спрос.

Содержание

1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕНУ ТОВАРА.
2. СКИДКИ ЗА ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОДАЖ КАК ИНСТРУМЕНТ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.doc

— 247.50 Кб (Скачать)
 

           1.4.Кривая предложение  и варианты её объяснения

                    Приложение  № 1

   Кривая  предложения имеет положительный  наклон. Почему? Применительно к  определенным обстоятельствам объяснений может быть несколько. 

   Объяснение  первое. Положительный наклон кривой предложения выражает реакцию производителей на рыночные стимулы. Чем выше цена рыбы, тем больше смысла вкладывать время и силы в ее добычу и переработку.

   Объяснение  второе. Положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство добавочной продукции при фиксированных производственных возможностях. Производитель рыбной продукции, пытающийся увеличить ее добычу в ограниченном водоеме, будет вынужден увеличить затраты на условия содержания рыбы (более качественный корм, очистка водоема и т.д.). Но это имеет смысл только до той точки, пока эти добавочные затраты не превышают добавочного количества рыбы, полученного на основе этих затрат.

   Объяснение  третье. Положительный наклон кривой предложения может быть объяснен при помощи понятий границы производственных возможностей и альтернативной стоимости. Допустим, что возможно производство только двух товаров — рыбы и помидоров. Каждый товаропроизводитель имеет сравнительное преимущество в производстве одного из этих товаров. В ситуации, когда производятся только помидоры, товаропроизводители, имеющие наибольшее сравнительное преимущество в производстве рыбы (т. е. те, кто может производить рыбу по сравнительно низкой альтернативной стоимости), начнут производить рыбу, даже если ее рыночная цена низка. По мере движения точки вдоль кривой цена рыбы должна возрастать, чтобы те товаропроизводители, у которых альтернативная стоимость относительно высока также переключились на производство рыбы. Наклон кривой в каждой точке равен альтернативной стоимости производства добавочного количества рыбы для товаропроизводителя, который находит целесообразным переключиться с производства помидоров на производство рыбы именно в этой точке границы производственных возможностей.

2.Эластичность  спроса и предложения.

   В экономике широко распространено использование процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность (метафора, пришедшая в экономику из физики).

   Спрос и предложение разных товаров  по-разному чувствительны к изменению  факторов, их определяющих. Эластичность—это степень чувствительности спроса и  предложения к различным факторам.

   Рассмотрим  сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена.

          2.1. Эластичность спроса  по цене (прямая эластичность спроса)—это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар.

          Прямая  эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

   Математически прямая эластичности может быть выражена в виде коэффициента эластичности:

   Относительное (процентное) изменение  объема спроса   = ld

   Относительное (процентное) изменение цены

   Процентное  изменение называется относительным, т. к, показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины.(Приложение №2)

   Приложение  № 2. Относительное изменение величины спроса и цены.

   

   Формула средней точки, иначе называемая дуговой эластичностью, не единственная, позволяющая вычислить эластичность, и имеет свой недостаток: она может ввести в заблуждение, если ее применять к очень широким интервалам изменений цены и величины спроса. Поэтому ее рекомендуют применять к относительно небольшим интервалам изменений величины спроса и цен. Существует иная возможность вычисления коэффициента эластичности для одной точки на кривой спроса. Для линейной зависимости спроса приемлема следующая формула:

   q=a—Ьр,  где q—величина  спроса,

           р—цена, а и b—константы.

   Тогда коэффициент эластичности в точке  для эластичности спроса будет выглядеть  так:

   Эластичность = bp / (а — bp).

   Представляемый  горизонтальной кривой спроса, численно не может быть определен, т. к. по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель формулы эластичности стремится к нулю, а само численное значение эластичности стремится к бесконечности. Иначе говоря, любое сколь угодно малое повышение цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене.

     Эластичность в  различных точках  кривой спроса.

   Приложение  № 3 Эластичность в  различных точках кривой спроса.

   2.2. Восемь основных правил эластичности.

   ПРАВИЛО 1. Чем больше у  товара заменителей (субститутов) и чем ближе  их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

   Классический  пример самых неэластичных товаров—соль, которую невозможно ничем заменить. Величина спроса на нее не изменится при любой цене. А спрос на оливковое масло имеет тенденцию быть относительно эластичным, т. к. при повышении цены на него потребители переключатся на потребление подсолнечного, кукурузного и других растительных масел, пригодных для приготовления пищи. Другое дело—та категория потребителей, для которых нет альтернативы лечебным свойствам оливкового масла. В этом случае спрос будет относительно неэластичным.

   ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар  тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.

   Агрегирование—это объединение товара с другими  товарами во все более и более  расширяющиеся группы. Рассмотрим перечень товаров:

   1) эксклюзивная модель норковой  шубы производства АО «МЕЛИТА» в выставочном зале Дома Моды;

   2) шуба их меха норки производства  АО «МЕЛИТА»;

   3) шуба их меха норки;

   4) шуба из натурального меха;

   5) теплая одежда;

   6) одежда.

   Степень агрегированности конкретного товара возрастает при движении от первого  пункта к пятому. Например, исходя из наших климатических условий и культурных традиций, спрос на одежду вообще (наиболее агрегированный товар) будет абсолютно неэластичным. В условиях российских зим мы привыкли носить теплую одежду и не считаем, что другими удовлетворительными способами согреться в морозы, по крайней мере для абсолютного большинства людей, могут стать передвижение по улице только в автомобиле с обогревающимся салоном или постоянное употребление «горячительных» напитков. Автомобиль и напитки не подойдут на роль субститутов по отношению к теплой одежде. В то же самое время спрос на каждый конкретный вид теплой одежды относительно эластичен. Если вырастет цена на шубы из меха норки при неизменных ценах на кроличьи, то мы увидим, как многие будут щеголять в «субститутах» из кролика. Подорожают все натуральные меха, повысится спрос на шубы из синтетического «зайца». Проанализируйте, как будет постепенно повышаться эластичность от конца к началу вышеприведенного перечня товаров.

   ПРАВИЛО 3. (следствие первого). Спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности.

   Так, спрос на сигареты в целом менее  эластичен, чем спрос на конкретный их сорт. Причина в том, что один сорт сигарет можно заменить на другой, при изменении цены одного из них.

   ПРАВИЛО 4. (следствие первого). Товары, расходы на которые имеют  значительный удельный вес в бюджете  потребителя, обладают более высокой  эластичностью, чем  товары, требующие  незначительных бюджетных расходов.

   С этой точки зрения, 20% снижение цен на телевизоры окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное понижение цены на зубные щетки. Спрос на телевизоры ощутимо возрастет, на зубные щетки — слабо.

   ПРАВИЛО 5. (следствие первого). Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.

   ПРАВИЛО 6. (следствие первого). Для большинства  товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением цен — падает.

   Это происходит потому, что снижение цены какого-либо товара при неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит товары—заменители, и эластичность спроса на него понизится.

   ПРАВИЛО 7. (следствие первого). Повышение спроса при неизменном предложении  также в большинстве  случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.

   ПРАВИЛО 8. (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в пределах которых  принимается решение  о покупке.

   2.3.Перекрестная эластичность спроса.

   Иногда  важно знать, как меняется количество товара X1, на которое предъявляется спрос (например, рыба), при изменении цены другого товара Х2 (говядины). Такие экономические взаимоотношения могут быть выражены с помощью перекрестной эластичности спроса, определяемой следующим образом:

   L(Х1,Х2)= процентное изменение величины спроса QD на товар Х1

                        процентное изменение цены Рх на товар Х2

   Формула средней точки для перекрестной эластичности спроса выглядит так же, как формула средней точки для эластичности спроса по цене, с той лишь разницей, что числитель в данном случае показывает процентное изменение величины спроса на один товар, а знаменатель—процентное изменение цены некоторого другого товара.

   Понятие перекрестной эластичности применимо либо для товаров-заменителей, либо для взаимодополняющих товаров.

   Для товаров-заменителей изменения  Рх товара Х2 и QD товара X1, происходит в одном направлении: снижение цены товара Х2 вызывает снижение QD товара X1, а рост цены Х2 приводит к увеличению QD товара X1. Значит, для товаров-заменителей значения Lx1x2 всегда положительны и теоретически могут изменяться от 0 до +оо.

   У взаимодополняющих товаров изменения  Рх товара Х2 и QD товара X1, происходит в обратных направлениях: увеличение Рх товара Х2 вызывает сокращение QD товара X1. Поэтому для товаров, дополняющих друг друга значение Lx1x2 всегда отрицательны и могут меняться от — оо до 0.

   В странах с развитой рыночной экономикой перекрестную эластичность используют при контроле за соблюдением антитрестовского законодательства: если какая-то фирма производит товар X1, имеющий заменитель—товар Х2, то монополизация этой фирмой отрасли приведет к тому, что снизится производство конкурирующего товара-заменителя Х2. В этой связи изменение цены товара Х2 будет мало сказываться на QD товара X1 и Lx1x2 начнет снижаться, что послужит сигналом для контролирующих органов о возможном возникновении монополии в производстве товара X1.

   Понятие эластичности может быть применено  и для предложения. Степень изменения  в количестве предлагаемых товаров  и услуг в ответ на изменения  в их цене представляет эластичность предложения по цене. Коэффициент эластичности предложения по цене определяется как частное от деления процентного изменения объема предложения на процентное изменение цены. В определении показателя эластичности предложения по цене важнейшим является фактор времени. Необходимо рассмотреть три временных периода: текущий, краткосрочный и долгосрочный. В текущий период производитель не имеет возможности отреагировать изменением производства на изменение уровня цен, и предложение в этом случае является неэластичным. Краткосрочный период уже позволяет, хотя и не в полной мере, отреагировать изменением производства на изменение уровня цен, в результате эластичность предложения повышается. Долгосрочный же период предполагает адаптацию производителей к изменению цен, поэтому эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Информация о работе Спрос и предложение как факторы определяющие цену товара