Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:50, автореферат
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка — спроса, предложения, цены, конкуренции, и основных экономических законов рынка. Рыночный механизм действует на основе экономических законов. Изменение спроса, изменение предложения, изменения равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.
Рынок — это конкурентная
форма связи между
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка — спроса, предложения, цены, конкуренции, и основных экономических законов рынка.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов. Изменение спроса, изменение предложения, изменения равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли. Механизм рынка позволяет удовлетворить лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос.
Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Величина спроса Q— это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.
Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.
Виды спроса:
Основные факторы, влияющие на спрос:
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (обозначают Р)
Различают экзогенный и эндогенный спрос.
Экзогенный спрос — это такой спрос, изменения которого вызывается вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.
Эндогенный спрос (внутренний спрос) - образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.
Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса.
В самом общем виде ее записывают следующим образом где:
Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: . Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса (рис. 1).
Изменения происходящие на
рынке связанные с
При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.
Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).
Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).
Рис.1 Функция спроса.
Неценовые детерминанты спроса
Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:
1. Вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).
2. Доходы потребителей. Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо. Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.
3. Число потребителей. При прочих равных условиях , чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.
4. Цены на другие товары.Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.
Различают условно три группы "других" товаров:
Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на товары дополняющие и товары-заменители будет оказывать существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.
Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 70-80-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.). Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу. Оба примера могут быть проиллюстрированы смещением кривой спроса влево.
5. Экономические ожидания потребителей.Ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.
К неценовым факторам влияющим на спрос относят:
Исследование неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса.
Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:
Закон спроса не действует в следующих случаях:
Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.
Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.
Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Объем и структура предложения
Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.
Предложение исследуется по трем временным интревалам:
Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях
Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента.
Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения: