Регулирование и контроль цен в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего исследования является ценообразование регулирования цен.
Предметом – организационно-экономические основы регулирования цен в РФ.
Целью работы является исследование регулирования цен в РФ.
Задачи:
 Изучить различные источники (документов, законов, монографий, Интернет - ресурсов) для освящения данной темы;
 Выявить особенности ценообразования и регулирование цен в различных экономических системах;
 Доказать необходимость вмешательства государства в регулирование цен в современной России;
 Показать организационные и экономические основы этого регулирования.
Отдельные аспекты становления государственной конкурентной политики, проблемы ограничения незаконного монополизма и недобросовестной конкуренции, антимонопольного регулирования и развития предпринимательства в стране и регионах отражены в работах ученых Л.А.Абалкина, В.В.Бузырева, В.Н.Войтоловского, Е.А.Горбашко, П.С.Завьялова, В.С.Кабакова, Е.Л.Кантора, Е.М.Карлика, А.Е.Карлика, Г.А.Краюхина, А.В.Ланскова, Д.С.Львова, Н.Я.Петракова, Б.В.Прянкова, Ф.Ф.Рыбакова, С.С.Шаталина и др.

Содержание

1. Концепции ценообразования 6
2. Государственное регулирование рынка и цен в РФ 13
3. Основы регулирования цен в РФ 18
4. Органы исполнительной власти, регулирующие цены,
и их функции. 28
Заключение 32
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.68 Кб (Скачать)

     Раскрыли формы государственного регулирования цен: первая - прямое (административное) регулирование цен; вторая форма – косвенное (экономическое) регулирование цен. Государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют основу системы цен России. Это цены на энергоносители, услуги (транспорта, связи, жилищно-коммунальные) и другие, которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

       Делаем вывод, что прямые методы  контроля за ценами не должны  противопоставляться косвенным,  а должны сочетаться с ними. Косвенные меры, как правило, направлены  на изменение конъюнктуры; создание  определенного положения в области  финансирования, валютных и налоговых  операций; установления оптимального соотношения между спросом и предложением. Поэтому наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.

     Подводя итог исследования данной темы, можно  сделать вывод, что при чрезмерном государственном регулировании  цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления  затрат и результатов, так как  основные рыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может адекватно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае возникают  дефицит и затоваривание. Особенно эти явления были распространены в советскую эпоху, когда государство  контролировало практически все  цены.

     В тоже время в случае полного отхода государства от участия в формировании цен и их регулирования ведёт  к тому, что государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом; рыночные отношения  и финансовое положение многих предприятий  теряет достаточную устойчивость. Таким  образом, в рыночной экономике недопустимы  чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства и  полный отказ от такого регулирования (прежде всего на продукцию эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических  предприятий).  
 
 
 
 
 

     ПРАКТИЧЕКАЯ РАБОТА

Форма прямого вмешательства государства  в ценообразование Характеристика Примеры использования  в российской и зарубежной практике
Общее замораживание цен или замораживание  цен на отдельные группы товаров оно применяется  при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и  другие факторы.
Установление  фиксированных цен и тарифов фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, и не изменяется при исполнении контракта (государст. контракты) Минеральное сырье, добываемое в государственных предприятиях, на энергию, железнодорожные, почтово-телеграфные  тарифы.

 Газовый контракт с Украиной

Установление  предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени  или предельного уровня цены Применяется в  условиях дефицита, устанавливают верхний  лимит цены на продукцию естественных монополий 1998 г. на территории  С-Петербурга устанавливались максимальные  торговые надбавки на хлеб, молоко, крупу, детское питание -15 %. Российское  правительство в 1996-1998 гг. ввело  в практику регулирования предельные  минимальные цены, например, на водку,  ликероводочную и другую алкогольную  продукцию крепостью свыше 28%.Многие  страны с развитой рыночной  экономикой уже прошли этап  регулирования верхних пределов  цен на товары первой необходимости,  в частности на продукты питания,  и теперь уже отказались от  этой меры.
Установление  предельного норматива рентабельности В этом случае в  цене при ее расчете учитывается  прибыль в размере предельного  норматива рентабельности Он применяется  при регулировании цен на продукцию  предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные  органы власти (например, на вывоз бытовых  отходов, ритуальные услуги и т. д.).
Установление  предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать  предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления распространения   периодических    изданий

устанавливать по  согласованию

с издательствами  и  редакциями  уровень торговых надбавок к свободным

отпускным ценам  на периодические издания, распространяемые по подписке

и в рознице, исходя из реальных затрат на обработку, транспортировку и

реализацию (доставку)  этой  продукции  и  прибыли   для   обеспечения.

в Украине  контролирует торговые надбавки на продукты так называемой социальной группы на уровне 15% от цены производителя.

Декларирование  цен По решению  орг. испол. вл. может вводиться деклар-ние  оптовых (отпускных) цен на отдельные  виды продукции. При этом все субъекты предпр-й деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования  декларации относительно применяемых  цен для заявительной регистрации Продукты питания(сахар, растит. масло).  В Украине предприятие  может законно повысить свою отпускную  цену до 1% в течение 30 дней, но если эта  цифра больше, то ее придется декларировать - направлять весь необходимый перечень документов для анализа экономической  обоснованности (продукты питания)
Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных  цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение  прибыли продавцов этих товаров  по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен  
Установление  рекомендательных цен по важнейшим  видам продукции Путем льготного  кредитования, субсидирования и дотирования  из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов  продукции снижаются затраты  на производство, что является основой  стабилизации или снижения цен для  потребителей. Однако прибыль от реализации товара по цене, превышающей рекомендательную, как правило, облагают прогрессивным  налогом В связи с  высоким урожаем в 2001 и 2002 гг. возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем, интервенции по закупке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения.

     Список  использованной литературы

  1.  Абакумова  О.Г. Цены и ценообразование.  Конспект лекций.- М.: Приор- издат, 2008
  2. Косьмин А.Д., Метелёв С.Е., Косьмина Е.А. Цены и ценообразование. Курс лекций, тексты и задачи. Учебное пособие, 2006.
  3. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник.-М.: Издательство БЕК, 2000.
  4. Практикум по ценообразованию: учебное пособие/ М.М.Бутакова .-М.; КНОРУС,2006.
  5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-4-е изд.-М., 2003
  6. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,2001
  7. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 11-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торгов. корпорация «Дашков и К »; 2008.
  8. Цены и ценообразование. Конспект лекций.- М.: Приор-издат, 2008
  9. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд./ Под ред. В.Е.Есипова – СПб.: Питер, 2009
  10. Ценообразование : Учебник для вузов/ Под ред.И.К.Салимжанов. – 2-е изд., стер.-М: КНОРУС, 2008.

    Интернет-ресурсы:

  1. www.bibliotekar.ru - Цены. Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
  2. www.yur-portal.ru - Методы, средства и формы государственного регулирования .
  3. www.rg.ru – Российская газета.
  4. www.e-college.ru - Московский институт экономики, менеджмента и права

     Размещено на а

Информация о работе Регулирование и контроль цен в РФ