5.
Установление фиксированных цен
или предельных размеров снабженческо-сбытовых
и торговых надбавок, наценок,
скидок. Органам исполнительной
власти на местах разрешено
устанавливать предельные уровни
снабженческо-сбытовых и торговых
надбавок на некоторые виды
продукции (лекарственные препараты
и медикаменты, детское питание)
и наценок на продукцию собственного
производства (в школьных буфетах
и столовых) на соответствующей территории
и определять порядок их установления
и применения.
6.
Декларирование цен. По решению
органов исполнительной власти
может быть введено декларирование
цен (оптовых или отпускных)
на отдельные виды продукции.
В этом случае все предприятия,
производящие данную продукцию,
обязаны представить в органы
ценообразования декларации об
уровне цен для заявительной
регистрации. В свою очередь,
органы ценообразования должны
или принять решение о регистрации
цены, либо отказать в ее регистрации,
либо принять решение об обоснованном
изменении указанной цены.
7.
Установление рекомендательных
цен по важнейшим видам продукции.
Если цена превышает рекомендуемый
уровень, то может применяться
прогрессивное налогообложение
прибыли, полученной от реализации
продукции по завышенным ценам.
В
целом, защитные меры государства по
сдерживанию роста цен могут
осуществляться в форме установления
правительством верхних пределов цен
или прибылей, замораживания цен,
установления определенного порядка
формирования цен. Для недопущения
снижения цен могут устанавливаться
минимальные цены, определяться минимально
допустимый уровень прибыли, виды затрат,
в обязательном порядке покрываемых
за счет цены.
«Косвенное
вмешательство в ценообразование
обеспечивается применением совокупности
способов и средств, способствующих
расширению товарного предложения
на рынке, управлению доходами населения,
регулированию налогов как на
производимую, так и на потребляемую
продукцию.
Косвенное
регулирование цен может осуществляться
через изменение учетной ставки
банковского процента, уровня минимальной
заработной платы, проведение определенной
налоговой политики и политики доходов.
Государство может влиять на цены через
сферу денежного обращения, принятие и
применение антимонопольных законов путем
воздействия на баланс спроса и предложения,
а также разработкой эффективной системы
таможенных тарифов и пошлин и т. д.
Таким
образом, в число методов косвенного
воздействия государства на цены
можно включить:
•
регулирование доходов производителей
продукции, продавцов и покупателей
(субсидирование из госбюджета отдельных
отраслей и производств, компенсация
расходов отдельных категорий граждан,
повышение уровня минимальной заработной
платы и разработка системы оплаты
труда бюджетников);
- регулирование
налогов на производимую и потребляемую
продукцию (льготное налогообложение);
- разработку
системы мер, способствующих расширению
товарного предложения (снижение ставки
банковского процента, льготное кредитование
и налогообложение, субсидирование и дотирование,
применение разнообразных мер по защите
внутреннего товаропроизводителя);
- создание
условий для развития конкуренции и ограничения
монополизации рынка;
- государственное
стимулирование привлечения в страну
иностранных инвестиций для создания
новых предприятий и увеличения числа
рабочих мест;
- эффективное
использование таможенных тарифов и применение
льготных таможенных пошлин для стимулирования
экспорта продукции, не производимой в
достаточных количествах.
- ОСНОВЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
В РФ.
Говоря
о регулировании цен в РФ, мы пытаемся
не только анализировать роль, значение
и методы государственного регулирования
цен в настоящее время, но и определить
пути совершенствования.
Объективная
необходимость государственного регулирования
цен обуславливается тем, что
цены, равно как и налоги, кредитные
ставки, рентные платежи, ставки оплаты
труда, пенсии, пособия – являются
важнейшей составляющей совокупности
экономических рычагов, с помощью
которых осуществляется государственное
регулирование экономики, реализация
основных функций государства, решение
основополагающих задач по стабилизации
экономики, повышению ее эффективности
и поступательному развитию, повышению
уровня и качества жизни населения,
достижению социальной справедливости.
И так, государство берёт на себя
решение следующих фундаментальных
задач:
- перераспределение
доходов и богатства общества;
- создание всех
необходимых условий, обеспечивающих
стабильность и сбалансированный
экономический рост;
- аллокация материальных,
финансовых, трудовых и информационных
ресурсов.
Государственное
регулирование цен заключается
в том, чтобы с помощью законных,
административных и бюджетно-финансовых,
кредитных мероприятий воздействовать
на цены таким образом, чтобы способствовать:
а) снижению степени
дифференциации населения по критерию
получаемых доходов;
б) стабильному развитию
экономической системы в целом;
в) достижению оптимального
распределения и использования
всех ограниченных ресурсов общества.
За
период рыночных преобразований в экономике
России по вопросам ценообразования
создана нормативно-правовая база,
которая с учетом задач конкретного
этапа на пути к рынку постоянно развивается
и совершенствуется.
«Процесс
ценообразования на современном
этапе регулируется следующими нормативно-правовыми
актами:
- Конституцией
РФ (ст. 71), в соответствии, с которой основы
ценовой политики находятся в ведении
Российской Федерации;
- Гражданским
кодексом РФ (ст. 424 "Цена", ст. 426 "Публичный
договор", гл. 28 "Заключение договора"
и др.), в котором отражены, отдельные вопросы
ценообразования, касающиеся, например,
вопросов установления и применения цен
при исполнении договоров и др.;
- Федеральным
конституционным законом от 17.12.97 г. №
2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации",
в котором предусмотрено, что в полномочия
Правительства РФ входит разработка и
осуществление мер по проведению единой
политики цен (ст. 15) и что номенклатура
товаров, в отношении которых применяется
государственное регулирование цен, устанавливается
исключительно на заседаниях Правительства
РФ (ст. 28);
- Указом Президента
Российской Федерации от 28. 02. 95 г. №221 "О
мерах по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)", которым
установлено, что государственное регулирование
цен осуществляется по продукции естественных
монополий. Этим же Указом Правительству
РФ предоставлено право определять и утверждать
с учетом норм, установленных законодательными
актами Российской Федерации, перечни
продукции производственно-технического
назначения, товаров народного потребления
и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем
рынке Российской Федерации подлежат
государственному регулированию Правительством
РФ, федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов РФ;
- Постановлением
Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 "О мерах
по упорядочению государственного регулирования
цен (тарифов)" (в ред. от 20.08.2001 г.), которым
утверждены, перечни продукции производственно-технического
назначения, товаров народного потребления
и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем
рынке Российской Федерации подлежат
государственному регулированию Правительством
РФ, федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
- Федеральным
законом от 28.08.95 г. № 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" (в ред. от 04.08.2000
г.), которым органам местного самоуправления
предоставлено право осуществлять регулирование
цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий,
организаций и учреждений, находящихся
в муниципальной собственности;
- Федеральным
законом от 17.08.95 г. №147-ФЗ "О естественных
монополиях" (в ред. от 08.08.01 г.), которым
предусмотрено регулирование деятельности
хозяйствующих субъектов в сфере транспортировки
нефти и нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам, транспортировки газа
по трубопроводам, услуг по передаче электрической
и тепловой энергии, железнодорожных перевозок,
услуг транспортных терминалов, портов,
аэропортов, услуг общедоступной электрической
и почтовой связи;
- Постановлением
Правительства РФ от 13.10.95 г. №997 "О государственном
регулировании цен (тарифов) на продукцию
(услуги) естественных монополий", которым
предусмотрен порядок регулирования цен
(тарифов) на продукцию (услуги) субъектов
естественных монополий;
- Постановлением
Правительства РФ от 13.10.99 г. № 1158 "Об
обеспечении соблюдения экономически
обоснованных принципов формирования
цен на продукцию (услуги) субъектов естественных
монополий", которым определены, принципы,
ценообразования в сфере естественных
монополий;
- Методическими
рекомендациями по формированию и применению
свободных цен и тарифов на продукцию,
товары и услуги, утвержденными Министерством
экономики РФ (06.12.95 г. № СИ-484/7-982), которыми
определен порядок формирования и применения
свободных цен и тарифов на продукцию
(товары, услуги)». [8, стр. 23 -24]
Самое
главное в названных документах
– это, во-первых, последовательное
проведение либерализации цен и
тарифов, причем либерализация цен
увязывается с развитием конкуренции
на товарных рынках России как условием
повышения эффективности рыночного
ценообразования, и; во-вторых, осуществление
госрегулирования цен и тарифов
в отраслях, относящихся к естественным
монополиям, в которых развитие конкуренции
невозможно и неэффективно. Поэтому
предупредить со стороны субъектов
естественных монополий завышение
цен и тарифов на свою продукцию
и сокращение объемов производства,
нужно государственное регулирование
сферы деятельности субъектов естественных
монополий, в которых осуществляется
государственное регулирование, в
том числе и ценовое, определены
ФЗ «О естественных монополиях» (от 17 августа
1995г. № 147-ФЗ).
На
основе названных документов, определяющих
правовое обеспечение регулирования
цен, Правительство РФ принимает
решение о введении государственного
регулирования, осуществляет координацию
деятельности органов исполнительной
власти субъектов РФ по регулированию
цен, утверждает перечни продукции,
цены на которые на внутреннем рынке
подлежат регулированию, и пересматривает
их по мере необходимости. В настоящее
время разграничена компетенция
в регулировании цен между
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Федерации.
Поскольку
в настоящее время преобладающей
является частная собственность, то
в соответствии с нормами Гражданского
кодекса РФ (ГК РФ) оплата продукции
и услуг по контрактным договорам
определяется соглашениями сторон, фиксирующими
в договоре уровень цены, а так
же существуют надбавки и скидки, применяемые
по взаимному соглашению. В ГК РФ
установлены нормы, запрещающие
участникам сделок заключать соглашения
о применении монопольных цен. Есть и другие
нормы, применение которых является обязательным
для всех участников сделок.
Законодательным
путем ограничиваются попытки сговора
о ценах и установления фиксированных
цен между производителями товара,
оптовой и розничной торговлей.
Независимо от того, насколько «обоснованы»
эти фиксированные цены, они признаются
незаконными. Предприниматели, их установившие,
строго наказываются, а на компании
налагаются огромные штрафы. Такие
нарушения получили название «горизонтальные
фиксирование цен».
Во
избежание подозрения в подобных
нарушениях закона предприниматели
не должны:
- консультироваться
или обмениваться информацией с конкурентами
о ценах, скидках, условиях реализации
и кредита;
- подвергать
осуждению цены, надбавки и издержки каких-либо
фирм на профессиональных отраслевых
собраниях;
- договариваться
с конкурентами о времени сокращения производства
с целью поддержания высоких цен.
Исключение
составляет договоренность о ценах,
достигнутая под наблюдением
уполномоченного государством органа
власти.
Нарушением,
преследуемым законом, является также
«вертикальное фиксирование цен». Оно
проявляется в том, что производители
или оптовая торговля требуют
продажи своего товара по конкретным
ценам, контролируя таким образом
розничные цены.
Государство
запрещает и ценовую дискриминацию,
если она наносит ущерб конкуренции.
Так, производители и оптовые
торговцы обязаны предлагать свой товар
разным покупателям – участникам
каналов сбыта на одних и тех
же условиях. Государство также принимает
меры по защите мелких магазинов от
нечестной ценовой конкуренции
более крупных. Например, в некоторых
станах запрещено продавать продукцию
по ценам ниже себестоимости с целью привлечения
покупателей и устранения конкурентов.
Оптовые и розничные торговцы должны продавать
продукцию по ценам, включающим издержки
и фиксированный процент к ним, покрывающим
накладные расходы и обеспечивающим прибыль.
Особенно это относиться к таким товарам,
как хлеб, молочные продукты, спиртные
напитки [1, стр.112-113].
На
механизм формирования цен большое
влияние оказывают нормы, установленные
в Налоговом кодексе РФ (НК РФ)
по всем видам налогов, что находит
отражение в структуре цены.
Таможенные
пошлины (экспортные и импортные) и
другие платежи, необходимые при
осуществлении внешнеторговых операций,
оказывают базовое влияние на
формирование уровня цен. На границе
формируется таможенная стоимость,
которая выступает как база формирования
изменения цен на всех последующих
стадиях реализации товаров и
услуг.
Закон
«О валютном рынке» и регулировании
валютного курса рубля приводит
к существенному изменению уровня
цен и их отдельных элементов.
Для
создания единого механизма регулирования
цен требуется принятие общефедерального
закона о политике цен, механизмах и
методах их регулирования. К сожалению,
такой закон в настоящее время
отсутствует, и поэтому появляется
необходимость устранения возникающих
несоответствий, а регулирование
цен осуществляется на основе постановлений,
приказов и распоряжений Правительства
РФ, федеральных государственных
органов, органов субъектов Федерации
и муниципальных объединений. И
в итоге государственное регулирование
все больше приобретает форму
правительственного регулирования.