Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 07:30, курсовая работа
Объектом настоящего исследования является ценообразование регулирования цен.
Предметом – организационно-экономические основы регулирования цен в РФ.
Целью работы является исследование регулирования цен в РФ.
Задачи:
Изучить различные источники (документов, законов, монографий, Интернет - ресурсов) для освящения данной темы;
Выявить особенности ценообразования и регулирование цен в различных экономических системах;
Доказать необходимость вмешательства государства в регулирование цен в современной России;
Показать организационные и экономические основы этого регулирования.
Отдельные аспекты становления государственной конкурентной политики, проблемы ограничения незаконного монополизма и недобросовестной конкуренции, антимонопольного регулирования и развития предпринимательства в стране и регионах отражены в работах ученых Л.А.Абалкина, В.В.Бузырева, В.Н.Войтоловского, Е.А.Горбашко, П.С.Завьялова, В.С.Кабакова, Е.Л.Кантора, Е.М.Карлика, А.Е.Карлика, Г.А.Краюхина, А.В.Ланскова, Д.С.Львова, Н.Я.Петракова, Б.В.Прянкова, Ф.Ф.Рыбакова, С.С.Шаталина и др.
1. Концепции ценообразования 6
2. Государственное регулирование рынка и цен в РФ 13
3. Основы регулирования цен в РФ 18
4. Органы исполнительной власти, регулирующие цены,
и их функции. 28
Заключение 32
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 34
Список использованной литературы 36
Прейскурантные цены - фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен.
Фактические цены сделок учитывают применение различных надбавок, скидок к базисной цене.
Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором он образуется. По данному признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.
Существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.
Затратный
подход объединяет группу методов ценообразования,
принимающих в качестве отправной
точки фактические затраты
В этой группе методов расчёта цен выделяют:
Прайсинговые
методы — в основе лежит принцип
«издержки плюс прибыль». В качестве
издержек могут использоваться полные,
усреднённые, предельные, стандартные
или нормативные затраты (полные,
усреднённые, предельные затраты связаны
с реальным производством; стандартные
и нормативные оторваны от производства
фирмы, они приняты при нормальных
условиях производства — используются,
когда нужно ограничить издержки).
В качестве прибыли чаще всего
берут среднеотраслевую, если иное
не определено законодательством (идёт
«накидка» на издержки) — есть товары,
на которые «накидка»
Методы
поэлементного расчёта цен. Когда
используются эти методы, делается
расчёт основных категорий затрат (например,
прямые расходы на материалы, на заработную
плату), а все другие категории
затрат рассчитываются в процентах
от основных показателей (выбирается показатель
самый надёжный или более жёстко
связанный с объёмом
Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре.
Ценностное
ценообразование — установление
цен таким образом, чтобы это
обеспечивало фирме получение большей
прибыли за счёт достижения выгодного
для неё соотношения «ценность
товара / затраты на товар». В рамках
ценностного ценообразования
Кроме двух описанных подходов выделяют метод «пассивного ценообразования». Какой бы подход предприниматели не выбирали, все равно придётся учитывать конкуренцию. Но анализ цен конкурентов может стать самостоятельным подходом к ценообразованию на собственный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу). В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая». [13]
Успех деятельности предприятий определяют следующие составляющие: объективная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика ценообразования. Размер цены на конкретный товар зависит от возможностей рынка, его типа и емкости, других факторов и целей. В практике ценообразования выделяют следующие цели формирования цены:
В условиях рынка цена выполняет следующие основные функции:
«Информационная функция служит средством учета и измерения необходимых затрат на производство и реализацию продукции (товара, работ, услуг), доходов и расходов населения (мерой труда и мерой потребления), обмена между производителем и потребителем (покупателем).
Распределительная
функция предполагает, что величина
цены на ресурсы зависит от их дефицитности
(редкости). Чем меньше ресурсов данного
вида, тем выше его цена. В результате
потребитель стремится
Функция сбалансированности спроса и предложения заключается в том, что определенный уровень цены обеспечивает равновесие (сбалансированность) между объемом спроса и реального предложения, что способствует устранению излишков и дефицита данного товара на рынке.
Стимулирующая
функция проявляется в
Дадим краткую характеристику наиболее существенных ценообразующих факторов.
Спрос и предложение являются главными ценообразующими факторами. Отметим, что на рынке действует ряд неценовых факторов, приводящих к смещению кривых спроса и предложения.
Для конкурентного рынка характерны свободные рыночные цены. Они несут на себе отпечаток интересов продавцов и покупателей. Вряд ли найдется фирма, производитель товаров, реализующих их по цене ниже издержек производства и обращения. А это значит, что на кривую предложения тем самым наложено определенное ограничение, которое так или иначе скажется на величине равновесной цены. Отсюда - рыночная цена, свободная от внешнего диктата, но не свободная от законов рынка, психологических установок его участников.
Следующим
фактором цены является показатель эластичности,
характеризующий
Цена
непосредственно зависит от характера
рынка. Рассмотренный механизм ценообразования
относится к условиям совершенной
конкуренции. На монополистическом
и олигополистическом рынке, монополисты
имеют возможность влиять на цену».
[13]
Необходимость
государственного вмешательства в
процессы ценообразования обусловлена
тем, что свободно функционирующий
рынок не обязательно гарантирует
высокую эффективность
Используя
для решения экономических
«Государственное
регулирование цен можно
Таким образом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и концепции политики цен, а также законодательного и нормативного их обеспечения.
Наряду с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.
Государственное
регулирование цен
В
настоящее время все цены, как
свободные, так и регулируемые, устанавливаются
товаропроизводителями. Государственное
воздействие на их уровень и структуру
осуществляется путем обеспечения
методического единства в их установлении
и применении. Так, государственные
органы управления определяют состав
затрат, учитываемых в себестоимости
продукции, и расходы, возмещаемые
из прибыли, устанавливают нормативы
рентабельности на продукцию предприятий-
К
методам прямого вмешательства
государства в процесс
1.
Замораживание цен (общее, на
отдельные группы товаров или
от дельные товары), временный
или частичный запрет на
Такой подход применяется при сильной инфляции для стабилизации уровня цен.
2.
Установление фиксированных
3.
Установление предельных цен
или коэффициентов, пределов
4.
Установление предельного