Регулирование и контроль цен в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего исследования является ценообразование регулирования цен.
Предметом – организационно-экономические основы регулирования цен в РФ.
Целью работы является исследование регулирования цен в РФ.
Задачи:
 Изучить различные источники (документов, законов, монографий, Интернет - ресурсов) для освящения данной темы;
 Выявить особенности ценообразования и регулирование цен в различных экономических системах;
 Доказать необходимость вмешательства государства в регулирование цен в современной России;
 Показать организационные и экономические основы этого регулирования.
Отдельные аспекты становления государственной конкурентной политики, проблемы ограничения незаконного монополизма и недобросовестной конкуренции, антимонопольного регулирования и развития предпринимательства в стране и регионах отражены в работах ученых Л.А.Абалкина, В.В.Бузырева, В.Н.Войтоловского, Е.А.Горбашко, П.С.Завьялова, В.С.Кабакова, Е.Л.Кантора, Е.М.Карлика, А.Е.Карлика, Г.А.Краюхина, А.В.Ланскова, Д.С.Львова, Н.Я.Петракова, Б.В.Прянкова, Ф.Ф.Рыбакова, С.С.Шаталина и др.

Содержание

1. Концепции ценообразования 6
2. Государственное регулирование рынка и цен в РФ 13
3. Основы регулирования цен в РФ 18
4. Органы исполнительной власти, регулирующие цены,
и их функции. 28
Заключение 32
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.68 Кб (Скачать)

     Прейскурантные  цены - фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен.

     Фактические цены сделок учитывают применение различных  надбавок, скидок к базисной цене.

     Довольно  часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором он образуется. По данному признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

     Существует  два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

     Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной  точки фактические затраты фирмы  на производство и организацию сбыта  товара. В рамках затратного подхода  выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

     В этой группе методов расчёта цен  выделяют:

     Прайсинговые  методы — в основе лежит принцип  «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные  или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны  с реальным производством; стандартные  и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего  берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения  прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может  воздействовать на цену (убедить или  заставить рынок), то тогда оно  может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).

     Методы  поэлементного расчёта цен. Когда  используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории  затрат рассчитываются в процентах  от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).

     Методы, основанные на установлении фиксированной  цены. Эти методы используют, когда  существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции  — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает  возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого  события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре.

     Ценностное  ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это  обеспечивало фирме получение большей  прибыли за счёт достижения выгодного  для неё соотношения «ценность  товара / затраты на товар». В рамках ценностного ценообразования формируются  цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования —  это магазины без цен (например, антикварные  магазины, скопление магазинов для  туристов). На практике сложность этого  метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.

     Кроме двух описанных подходов выделяют метод  «пассивного ценообразования». Какой  бы подход предприниматели не выбирали, все равно придётся учитывать  конкуренцию. Но анализ цен конкурентов  может стать самостоятельным  подходом к ценообразованию на собственный  товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу). В рамках пассивного ценообразования  принято выделять цены с ориентацией  на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные  товары. В качестве ведущей может  быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая». [13]

     Успех деятельности предприятий определяют следующие составляющие: объективная  ценовая стратегия, разумная ценовая  тактика, правильная методика ценообразования. Размер цены на конкретный товар зависит  от возможностей рынка, его типа и  емкости, других факторов и целей. В практике ценообразования выделяют следующие цели формирования цены:

  • ориентация на существующее положение, когда производитель (изготовитель, продавец) заинтересован в максимизации доли на рынке, росте объемов продаж;
  • ориентация на прибыль, т.е. получение ее максимума, и ориентация на существующее положение, когда производитель стремится избегать неблагоприятных воздействий внешней среды (например, конкурентов, налогообложения и т.п.).

     В условиях рынка цена выполняет следующие  основные функции:

  • информационную;
  • распределительную;
  • сбалансированности спроса и предложения (уравновешивающую);
  • стимулирующую и обеспечивающую доходность.

     «Информационная функция служит средством учета  и измерения необходимых затрат на производство и реализацию продукции (товара, работ, услуг), доходов и  расходов населения (мерой труда  и мерой потребления), обмена между  производителем и потребителем (покупателем).

     Распределительная функция предполагает, что величина цены на ресурсы зависит от их дефицитности (редкости). Чем меньше ресурсов данного  вида, тем выше его цена. В результате потребитель стремится приобретать  меньше дорогого товара и этим обеспечивает его рациональное распределение  и использование.

     Функция сбалансированности спроса и предложения  заключается в том, что определенный уровень цены обеспечивает равновесие (сбалансированность) между объемом  спроса и реального предложения, что способствует устранению излишков и дефицита данного товара на рынке.

     Стимулирующая функция проявляется в поощрительном  или сдерживающем воздействии цен  на все стороны процесса производства и потребления, все уровни управления и хозяйствования, в использовании  поощрительных или штрафных мер (надбавок, скидок и т.п.). Цена создает  экономическую заинтересованность предприятий в развитии инновационной  деятельности, повышении качества продукции  и снижении ее себестоимости, переход  на прямые хозяйственные связи и  т.д. Важной функцией цены является обеспечение доходности предприятия, так как она проявляется в зависимости размера его дохода от цены за единицу и объема продаж. Предприятие стремится установить такую цену на свою продукцию, чтобы обеспечить максимум дохода при оптимальном объеме производства данного товара и достигнутом уровне себестоимости.

     Дадим краткую характеристику наиболее существенных ценообразующих факторов.

     Спрос и предложение являются главными ценообразующими факторами. Отметим, что на рынке действует ряд  неценовых факторов, приводящих к  смещению кривых спроса и предложения.

     Для конкурентного рынка характерны свободные рыночные цены. Они несут  на себе отпечаток интересов продавцов  и покупателей. Вряд ли найдется фирма, производитель товаров, реализующих  их по цене ниже издержек производства и обращения. А это значит, что  на кривую предложения тем самым  наложено определенное ограничение, которое  так или иначе скажется на величине равновесной цены. Отсюда - рыночная цена, свободная от внешнего диктата, но не свободная от законов рынка, психологических установок его  участников.

     Следующим фактором цены является показатель эластичности, характеризующий чувствительность потребителей к изменению цены.

     Цена  непосредственно зависит от характера  рынка. Рассмотренный механизм ценообразования  относится к условиям совершенной  конкуренции. На монополистическом  и олигополистическом рынке, монополисты  имеют возможность влиять на цену». [13] 
 
 

     2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА И ЦЕН.

 

     Необходимость государственного вмешательства в  процессы ценообразования обусловлена  тем, что свободно функционирующий  рынок не обязательно гарантирует  высокую эффективность экономической  деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует  определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным  образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения  качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения  доходов и стабилизации уровня цен.

     Используя для решения экономических задач  регулирующую функцию цены, государство  принимает участие в перераспределении  чистого дохода между отраслями  и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями  и группами населения. Государство  также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способных  пока на равных противостоять экспансии  на рынок зарубежных производителей аналогичной продукции.

     «Государственное  регулирование цен можно рассматривать  как одно из направлений макроэкономического  регулирования экономики, особое значение которого проявляется по следующим  направлениям:

    • поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение монополизации;
    • борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен;
    • проведение социально ориентированной политики цен;
    • обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.

     Таким образом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и  концепции политики цен, а также  законодательного и нормативного их обеспечения.

     Наряду  с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и  их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия  государства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию  и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке; установление цен  на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных  товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической  деятельности.

     Государственное регулирование цен осуществляется с помощью сочетания прямых и  косвенных форм и методов». [10, стр. 18]

     В настоящее время все цены, как  свободные, так и регулируемые, устанавливаются  товаропроизводителями. Государственное  воздействие на их уровень и структуру  осуществляется путем обеспечения  методического единства в их установлении и применении. Так, государственные  органы управления определяют состав затрат, учитываемых в себестоимости  продукции, и расходы, возмещаемые  из прибыли, устанавливают нормативы  рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

     К методам прямого вмешательства  государства в процесс ценообразования  можно отнести следующие.

     1. Замораживание цен (общее, на  отдельные группы товаров или  от дельные товары), временный  или частичный запрет на изменение  цен. 

     Такой подход применяется при сильной  инфляции для стабилизации уровня цен.

     2. Установление фиксированных цен  и тарифов, решение о введении  которых принимается соответствующими  органами власти. Субъекты ценообразования  (предприятия и организации) в  случае введения таких цен  обязаны реализовывать свою продукцию  или услуги по ценам, не превышающим  по своему уровню установленных  фиксированных цен. В первую  очередь это касается отраслей  жилищно-коммунального хозяйства,  городского транспорта, ритуальных  услуг и некоторых других, цены  и тарифы на которые устанавливаются  региональными и муниципальными  органами власти.

     3. Установление предельных цен  или коэффициентов, пределов возможного  изменения (роста) цены за определенный  период времени или предельного  уровня цены, т. е. максимального  или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена  не может подниматься. В РФ  такого рода регулирование производится  по отношению к продукции естественных  монополий, по которым определяются  предельные уровни роста цен  или тарифов на их продукцию  или услуги в течение года.

     4. Установление предельного норматива  рентабельности. В этом случае  при расчете цены в ее состав  включается прибыль в размере  не больше норматива, размер  которого может дифференцироваться  по отраслям и видам продукции.  Этот метод применяется при  регулировании цен на продукцию  предприятий-монополистов. Цены на  продукцию, по которой фактическая  рентабельность превышает установленный  уровень, должны быть снижены. 

Информация о работе Регулирование и контроль цен в РФ