Правительственное
регулирование цен (тарифов) перечня
продукции производственно-технического
назначения, товаров народного потребления
и услуг отраслей топливно-энергетического
комплекса (ТЭК) на внутреннем рынке
РФ осуществляется: Правительством РФ;
федеральными органами исполнительной
власти; органами исполнительной власти
субъектов РФ – в соответствии
с действующими нормативно-правовыми
актами[3, стр.53-54].
На
федеральном уровне сохраняется
регулирование цен и тарифов
в электроэнергетике, газораспределительной
сети, на железнодорожном транспорте,
на основные услуги связи, учитывая естественную
монополию этих отраслей, а также
на продукцию, закупаемую исключительно
или преимущественно государством.
Правительство
Российской Федерации и федеральные
органы исполнительной власти осуществляют
государственное регулирование
цен (тарифов) на следующие виды продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления
и услуг:
- газ природный,
попутный нефтяной и сухой отбензиненный
(кроме реализуемого организациями - производителями
газа, не являющимися аффилированными
лицами Российского акционерного общества
"Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром",
"Норилъскгазпром" и "Роснефтъ-Сахалинморнефтегаз",
а также реализуемого населению и жилищно-строительным
кооперативам), газ попутный нефтяной,
реализуемый газоперерабатывающим заводам
для дальнейшей переработки, фракции легких
углеводородов, газ, сжиженный для бытовых
нужд (кроме реализуемого населению);
- продукцию
ядерно-топливного цикла;
- электрическую
и тепловую энергию, тарифы, на которые
регулируются Федеральной энергетической
комиссией;
- транспортировку
нефти и нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам;
- продукцию
оборонного назначения;
- алмазное
сырье, драгоценные камни;
- протезно-ортопедические
изделия;
- перевозку
грузов, погрузочно-разгрузочные работы
на железнодорожном транспорте;
- перевозку
пассажиров, багажа, груза, багажа и почты,
на железнодорожном транспорте (кроме
перевозок в пригородном сообщении);
- погрузочно-разгрузочные
работы, в портах, портовые сборы, сборы,
за проход по внутренним водным путям
судов, плавающих под иностранными флагами;
- услуги ледокольного
флота;
- аэронавигационное
обслуживание воздушных судов на маршрутах
и в районах аэродромов;
- обслуживание
воздушных судов, пассажиров и грузов
в аэропортах;
- отдельные
услуги почтовой и электрической связи,
услуги связи по трансляции российских
государственных телерадиоорганизаций
по перечню, утвержденному Правительством
РФ;
- водку, ликероводочную
и другую алкогольную продукцию крепостью
свыше 28%, производимую на территории РФ
или ввозимую на таможенную территорию
РФ;
- этиловый
спирт из пищевого сырья, производимый
на территории РФ.
Органы
исполнительной власти субъектов Федерации
осуществляют государственное регулирование
цен и тарифов на продукцию, товары
и услуги локальных (местных) естественных
монополий, в частности:
- газ природный,
реализуемый населению и жилищно-строительным
кооперативам;
- газ сжиженный,
реализуемый населению для бытовых нужд
(кроме газа для заправки автотранспортных
средств);
- электрическую
и тепловую энергию, тарифы на которую
регулируются региональными энергетическими
комиссиями;
- топливо твердое,
топливо печное бытовое и керосин, реализуемые
населению;
- перевозку
пассажиров и багажа всеми видами общественного
транспорта в городском, включая метрополитен,
и пригородном сообщении (кроме железнодорожного
транспорта);
- оплату населением
жилья и коммунальных услуг;
- ритуальные
услуги;
- услуги систем
водоснабжения и канализации;
- торговые
надбавки к ценам на лекарственные средства
и изделия медицинского назначения;
- социальные
услуги, предоставляемые населению РФ
государственными и муниципальными учреждениями
социального обслуживания.
Упомянутым
выше Постановлением Правительства
№ 239 органам исполнительной власти
субъектов Федерации предоставлено
право вводить государственное
регулирование тарифов и надбавок
на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых
и торговых организаций. К ним относятся:
- снабженческо-сбытовые
и торговые надбавки к ценам на продукцию
и товары, реализуемые в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях
с ограниченными сроками завоза грузов;
- наценки на
продукцию (товары), реализуемую на предприятиях
общественного питания при общеобразовательных
школах, профтехучилищах, средних специальных
и высших учебных заведениях;
- торговые
надбавки к ценам на продукты детского
питания (включая пищевые концентраты);
- тарифы на
перевозки пассажиров и багажа железнодорожным
транспортом в пригородном сообщении
по согласованию с Министерством путей
сообщения РФ (железными дорогами) и при
условии возмещения убытков, возникающих
вследствие регулирования тарифов, за
счет соответствующих бюджетов субъектов
Российской Федерации;
- тарифы на
перевозки пассажиров и багажа автомобильным
транспортом по внутриобластным и межобластным
(межреспубликанским в пределах Российской
Федерации) маршрутам, включая такси;
- тарифы на
перевозки пассажиров и багажа на местных
авиалиниях и речным транспортом в местном
сообщении и на переправах;
- тарифы на
перевозки грузов, пассажиров и багажа
морским, речным и воздушным транспортом
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях; тарифы на транспортные
услуги, оказываемые предприятиями промышленного
железнодорожного транспорта на подъездных
железнодорожных путях и другими хозяйствующими
субъектами независимо от организационно-правовой
формы, за исключением организации федерального
железнодорожного транспорта.
В
целом перечень товаров и услуг,
по которым допускается прямое регулирование
цен, в последние годы существенно
сокращен. Права органов исполнительной
власти в части регулирования
цен в значительной степени увязаны
с возможностями их бюджетов.
Расширение
прав предприятий по самостоятельному
установлению цен и тарифов происходит
с одновременным использованием
экономических рычагов воздействия
на цены, имеющихся в распоряжении
исполнительной власти (налоги, льготные
кредиты, арендная плата и т.д.), с
тем, чтобы не допускать их необоснованного
завышения, полнее учесть платежеспособный
спрос населения и возможности
бюджета.
- ОРГАНЫ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЦЕНЫ,
И ИХ ФУНКЦИИ.
В
современной России, провозгласившей
курс на развитие рыночной экономики,
политика цен на федеральном уровне
осуществляется Правительством РФ и
федеральными органами исполнительной
власти. Среди последних важную роль
в области регулирования цен
стало играть Министерство экономического
развития и торговли РФ, в состав
которого входит Департамент цен. Однако
в отличие от финансовых, налоговых,
антимонопольных и других органов
исполнительной власти, имеющих вертикальную
структуру управления, Минэкономразвития
РФ не имеет территориальных органов.
Правительство
РФ (орган общей компетенции) в
соответствии с Законом "О Правительстве
Российской Федерации" разрабатывает
и осуществляет меры по проведению
единой политики цен. Кроме того, полномочия
Правительства РФ в области государственного
регулирования цен (тарифов) нашли
отражение в других федеральных
законах. Так, в силу ст. 5 Федерального
закона от 14.04.95 г. № 41-ФЗ " О государственном
регулировании тарифов на электрическую
и тепловую энергию в Российской
Федерации":
- устанавливает
основы, ценообразования на электрическую
и тепловую энергию на территории Российской
Федерации;
- формирует
сводный баланс производства и поставок
электрической энергии (мощности) в рамках
Единой энергетической системы России
по субъектам Российской Федерации;
- определяет
вопросы государственного регулирования
тарифов на электрическую и тепловую энергию,
поставляемую коммерческими организациями
за пределы территорий субъектов Российской
Федерации, электрическую энергию (мощность),
поставляемую коммерческими организациями
на федеральный (общероссийский) оптовый
рынок электрической энергии (мощности),
электрическую энергию (мощность), поставляемую,
в том числе на экспорт, с федерального
(общероссийского) оптового рынка электрической
энергии (мощности) его субъектам;
- утверждает
нормативно-методическую основу деятельности
органов государственного регулирования
тарифов;
- обеспечивает
организацию финансирования деятельности
и развития Единой энергетической системы,
России.
Правовой статус
Минэкономразвития РФ (орган межотраслевой
компетенции) определен Постановлениями
Правительства РФ от 21.12.2000 г. № 990 и
от 05.07.2000 г. № 488. В частности, Минэкономразвития
в области ценообразования осуществляет
следующие функции:
- разрабатывает
предложения о совершенствовании ценового
регулирования в отраслях, где применяется
государственное регулирование цен (тарифов),
прогнозирует динамику цен, участвует
в осуществлении контроля за применением
государственных регулируемых цен (тарифов);
- обеспечивает
государственное регулирование и регистрацию
цен на продукцию оборонного назначения,
поставляемую по государственному оборонному
заказу, а также организационно-методическое
руководство и систематический контроль
за установлением и применением этих цен;
- предоставляет
федеральным органам исполнительной власти
информацию о расчетных мировых ценах
на важнейшие товары, (работы, услуги) российского
экспорта и импорта;
- контролирует
внешнеторговые цены, по контрактам, заключенным
в счет государственных внешних заимствований
Российской Федерации, в счет погашения
задолженности по кредитам, предоставленным
иностранным государствам, их юридическим
лицам и международным организациям, а
также в отношении отдельных видов товаров,
на экспорт и/или импорт которых установлены
государственная монополия или количественные
ограничения;
- подготавливает
предложения о совершенствовании системы,
ценообразования, осуществляет мониторинг
внутренних цен;
- осуществляет
через управления Госторгинспекции государственный
контроль за порядком при изменениях цен
по отдельным группам товаров.
На
уровне субъектов Российской Федерации
вопросами ценообразования занимаются
законодательные и исполнительные
органы соответствующих субъектов
Федерации, а на уровне муниципальных
образований - органы местного самоуправления.
В исполнительных органах субъектов
Федерации имеются специализированные
подразделения по проведению ценовой
политики (управления, комитеты или
отделы по ценовой политике).
Органы
ценообразования субъектов Российской
Федерации:
- осуществляют
регулирование цен на местных рынках;
- обеспечивают
реализацию на местном рынке единой политики
и законодательства по ценообразованию;
- устанавливают
на своей территории за счет средств местного
бюджета фиксирование и регулирование
цен на отдельные социально значимые товары,
изготовляемые и реализуемые на местном
рынке;
- осуществляют
контроль за ценами.
На
территории Российской Федерации функции
органов ценообразования осуществляют
(в пределах своей компетенции) и
другие органы исполнительной власти.
В их числе следует назвать, в
первую очередь, федеральную и региональную
энергетические комиссии, полномочия
которых закреплены в статьях 11 и
12 уже упоминавшегося Федерального
закона от 14.04.95 г. № 41-ФЗ.
Государственное
регулирование и контроль цен (тарифов)
на транспорте и в области электрической
и почтовой связи осуществляет Министерство
РФ по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства (МАП
России).
Государство
осуществляет и контроль за соблюдением
порядка применения регулируемых цен.
К органам контроля цен относятся:
на федеральном уровне – Министерство
экономического развития и торговли,
на уровне субъектов РФ – органы
исполнительной власти субъектов РФ,
осуществляющие контроль за ценами в
пределах своей компетенции, на местном
уровне – органы местного самоуправления.
Кроме того, правом контроля за соблюдением
порядка применения цен и тарифов
наделены финансовые и антимонопольные
органы, органы регулирования естественных
монополий и государственной
налоговой службы и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
представленной работе мы рассмотрели
основы регулирования цен, проанализировали,
как воздействует государство на
уровень цен. Сложившаяся система
государственного регулирования цен
наряду с другими формами государственной
политики в России представляет собой
попытку воздействия на стоимостные
пропорции и распределение национального
дохода между отдельными отраслями
и категориями населения страны.
Роль этой формы регулирования в
последнее время резко усилилась
в связи с развитием инфляции.
Ценовая политика становится одной
из самых важных сфер экономической
деятельности нашего государства, так
как с помощью регулирования
цен оно воздействует на состояние
хозяйственной конъюнктуры отдельных
товарных рынков.
В
данной работе мы рассмотрели, что именно
посредством государственного регулирования
государство с помощью законодательных,
административных и бюджетно-финансовых
мероприятий воздействует на рынок
и цены таким образом, чтобы способствовать
стабильному развитию экономики
в целом. Это определило актуальность
выбранной нами темы.