Основа и методология рыночного ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:18, курс лекций

Описание работы

Цена – это сложная экономическая категория сформировалась в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров. Цена – один из элементов рынка. Всего их четыре: спрос, предложение, конкуренция и цена. Это основной, результативный показатель деятельности предприятия. Цена – это денежное выражение стоимости.

Работа содержит 1 файл

cenoobrazovanie.doc

— 366.50 Кб (Скачать)
    • Одноэтапные;
    • Двухэтапные.

    При одноэтапных торгах в заявке указывается цена заявки, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, сроки завершения работ, доставки товара, функциональные характеристики продукции, порядок и сроки осуществления платежа, обеспечение национальной безопасности.

    При двухэтапных торгах: на первом этапе все поставщики представляют заявки, в которых не указывается цена, на втором этапе заказчик предлагает поставщикам представить окончательную заявку с указанием цены. Каждый поставщик в праве представить только одну цену, которая в последствии не может быть изменена. Выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену. Торги применяются на внутреннем рынке, при закупке продукции для государственных нужд и при выполнении строительных работ.

    Цены  аукционов. В классическом понимании, аукцион это рынок продавца. Цены аукционов действуют на специально организованных рынках, открываемых на определенное время. На аукционе выступает один или несколько продавцов и много покупателей. Аукцион начинается с объявления номера партии товара (лот), с краткой характеристики товара и осмотра товара покупателем в рамках аукциона действуют следующие цены:

    • Стартовая цена, по которой объявляется аукцион;
    • Цена аукционного шага, то есть это промежуточная цена, которая превышает стартовую или объявленную потенциальным покупателям цену;
    • Цена фактической продажи, превышает стартовую цену на сумму цен аукционных шагов.

    Чем чаще проводятся аукционы, тем меньше разрыв между конечными ценами предыдущего  аукциона и предложенной стартовой  ценой. Это объясняется незначительными  изменениями в издержках и конъюнктуре рынка.

    Розничные цены. Это цена, по которой товары реализуются непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи, несвязанной с предпринимательской деятельностью.

  1. В зависимости от порядка установления, по степени регулирования государством цены внутри рынка бывают:
    • Регулируемые;
    • Свободные.
      1. В зависимости от времени действия цены внутреннего рынка бывают:
        • Постоянные;
        • Гибкие;
        • Сезонные;
          1. По территории действия цены внутреннего рынка бывают:
            • Единые;
            • Региональные;
            • Местные.
              1. В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов, цены внутреннего рынка бывают:
                • Франко-пункт отправления;
                • Франко-пункт назначения;

    Франко  – есть склад поставщика, все  транспортные расходы от склада поставщика до склада покупателя оплачивает сверх цены.

    • Франко-станция отправления;
    • Франко-вагон станция отправления;
    • Франко-вагон станция назначения;
    • Франко-станция назначения;
    • Франко-склад покупателя.

    Международная торговля и расходы по транспортировке отражены в документе. 

    Свободные цены. Порядок их установления и применения. 

      1. Свободные цены на продукцию отечественных  производителей.
      2. Надбавки к ценам.
      3. Свободные розничные цены и их структура.
 

    (1.) Свободные цены  на продукцию отечественных  производителей.

    С  1992 года большая часть цен в  России – это цены свободные, однако в России нет закона о ценах. В  настоящее время предпринимаются  попытки Государственной Думой  принять такой закон. При установлении цен следует руководствоваться  следующим:

    1. Положение о составе затрат с 1 января 2002 года следует руководствоваться 25 главой Налогового Кодекса в части состава расходов;
    2. Отраслевые инструкции по калькулированию себестоимости продукции;
    3. Какие налоги включаются в затраты;
    4. Какие налоги косвенно являются элементами цены;
    5. Нужно знать, регулируются ли оптовые, торговые надбавки на федеральном, региональном или местном уровне;
    6. Какие звенья товародвижения проходит товар.

    Свободные оптовые отпускные цены устанавливаются  предприятием изготовителем по согласованию с потребителем. При установлении этих цен учитывается:

    1. Конъюнктура рынка;
    2. Качество, потребительские свойства продукции;
    3. Себестоимость, косвенные налоги, прибыль, фактический размер прибыли определяется после согласования цены.
 

    Структура цены.

     Закупочная цена 

    Себестоимость

    Прибыль

    

     Свободная закупочная (рыночная) цена без НДС

    НДС

    

     Свободная закупочная (рыночная) цена с НДС

    

    Свободная отпускная (оптовая  цена) 

    Себестоимость

    Прибыль

    Акциз

    

     Свободная отпускная цена без НДС

    НДС

    

    Свободная отпускная цена с НДС 
 

    Свободные отпускные цены фиксируются в  протоколе  согласования цены в договорах  на поставку товаров, а если нет такой возможности заранее оформить цены, то разрешается оформлять договоренность о ценах в других документах, подтверждающих согласие покупателя и подписанных руководителем предприятия производителя – это телеграммы, факсы, телефаксы и т.д. Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы, заработную плату и т.д.

      Иногда предприятие, нарушая антимонопольное  законодательство, диктуют цены, значительно  отклоняясь от возможного уровня  цен сложившегося под воздействием спроса и предложения. Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах. Как правило, такие цены устанавливают монополисты, то есть хозяйствующие субъекты, занимающие на рынке определенного товара 65% и более. Иногда к таким монополистам относят и хозяйствующие субъекты, которые занимают на рынке от 35% до 65% товарного рынка, в этом случае антимонопольные органы должны доказать доминирующее положение данного субъекта, изучив предварительно конкретную ситуацию. Высокой монопольной ценой предприятия производители стремятся:

  1. Компенсировать необоснованные затраты;
  2. С целью получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

    Монопольно  низкие цены диктуются прежде всего  покупателем с целью получения  ими дополнительной прибыли или покрытие необоснованных затрат за счет продавца, иногда монопольно низкие цены могут устанавливать и продавцы с целью завоевания наибольшей доли рынка.

    Задачей антимонопольных органов является выявление таких цен, проведение политики по содействию, развитию товарных рынков, ограничению, предупреждению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. За нарушение антимонопольного законодательства применяются штрафы.

    (2.) Надбавки к ценам.

    К ценам оптовым, отпускным, закупочным и т.д. могут устанавливаться различные надбавки, которые выступают в качестве цены сферы услуг. На величину надбавок влияют:

    • Затраты в сфере обмена;
    • Соотношение между спросом и предложением;
    • Ценовая политика оптовых торговых организаций;
    • Политика правительства, субъектов Федерации, местных органов самоуправления в сфере обмена и другие факторы.

    Надбавки  на практике самостоятельно не функционируют, они включаются в цену товара, выступая в качестве одного из ее элементов. Надбавки тесно связаны с движением товара. В зависимости от звеньев товародвижения различают:

    • Оптовые надбавки (снабженческо-бытовые);
    • Торговые надбавки.

    Что включают надбавки:

    • Издержки обращения (включают заработную плату, расходы по реализации и т.д.);
    • Прибыль.

    Оптовые надбавки устанавливаются по согласованию сторон: с одной стороны торговый орган.

    Эти надбавки устанавливаются  к свободной закупочной цене без НДС, к  свободной отпускной  цене без НДС.

    Торговые  надбавки устанавливаются организацией розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка в данном регионе. Надбавка устанавливается к цене приобретения товара без НДС (с 2000 года), до 2000 года к цене с НДС.

    Реализация  товаров может производиться  через посредников (не собственников  товара). Посреднические операции и  сделки оформляются договорами комиссии поручения и агентскими договорами.

    В соответствии с договором комиссии комиссионер обязуется по поручению  комитента, то есть лица, по поручению  которых совершается сделка, совершить  одну или несколько сделок от своего лица, за счет комитента за вознаграждение. По договору поручению поверенный обязывается совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение.

    Агентские договора. По этому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.

    Комиссионное  вознаграждение устанавливается впроцентах к цене товара, в твердо - фиксированной  сумме, либо в виде дифференцированной суммы.

    Комиссионное  вознаграждение включается в затраты  комитента, принципала. 

    (3.) Свободные розничные  цены и их структура.

    Свободные розничные цены устанавливаются  организацией розничной торговли с  учетом конъюнктуры рынка. Розничная цена представляет собой цену приобретения товара без НДС плюс торговая надбавка, к этой сумме плюс НДС, плюс налог с продаж, если товар им облагается.

  1. Структура свободной розничной цены, при условии прямых связей (производитель – розничная торговля).
 

     Себестоимость

    Прибыль

    Акциз

    

     Свободная отпускная цена без НДС

    Торговая  надбавка

    

     Свободная розничная цена без НДС

    НДС

    

     Свободная розничная цена с НДС

     Налог с продаж

    

    Свободная розничная цена с НДС и налогом  с продаж 

  1. Структура свободной розничной  цены при условии, что товар от отечественного производителя поступает  в оптовую торговлю, а затем в розничную.

    Себестоимость

    Прибыль

    Акциз

    Свободная отпускная цена без НДС

    Оптовая надбавка

    Цена оптового предприятия без  НДС

Информация о работе Основа и методология рыночного ценообразования