Издержки как ценообразующий фактор

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Понятие издержек производства. Классификация издержек производства: явные и неявные (бухгалтерские и экономические) издержки, постоянные, переменные и общие издержки, средние издержки, предельные издержки. Графический анализ всех видов издержек. Производственная классификация издержек: прямые и косвенные издержки. Понятие себестоимости. Государственное регулирование состава себестоимости. Методы калькулирования себестоимости. Метод релевантных и нерелевантных издержек.

Работа содержит 1 файл

Контрольная ценообразование.docx

— 68.43 Кб (Скачать)

Глава 1. Издержки.

    1. Понятие и классификация издержек производства

Среди всех факторов, которые могут оказывать  влияние на процесс микроэкономического  ценообразования,  особенно выделяются три основных фактора. Этими факторами  являются издержки производства, спрос и конкуренция. Определяя свой уровень цен, фирма должна обязательно их учитывать. Однако, в большинстве случаев одновременный учет всех трех факторов в равной степени невозможен. Например, если стараться компенсировать все издержки и обеспечить желаемую прибыль, то очень часто можно не достигнуть полной реализации всего товарного объема. С другой стороны, при учете спроса и конкурентов, цена часто не обеспечивает покрытие всех издержек. Поэтому, комплекс всех ценообразующих факторов часто называют магическим треугольником ценообразования. Слово «магический» как раз и обозначает недостижимость одновременного учета всех этих факторов. Рассмотрим отдельно каждый фактор.

Издержки  производства.

Издержки производства – выплаты производителя собственникам ресурсов за право использовать их в своем производстве. Выплаты за право использовать ресурсы в своем производстве осуществляются исходя из Закона аллокации. Ресурсы ограничены и, используя их в данном производстве, мы лишаемся возможности использовать их в другом производстве. Исходя из этого, любое произведенное благо имеет альтернативные издержки. Их наличие открыл австрийский экономист Фридрих Фон Визер, который сформулировал Закон альтернативных издержек (Закон Визера).

Закон альтернативных издержек – ценность любого блага равна ценности других благ, от производства которых пришлось отказаться ради производства данного блага.

Таким образом, ценность непроизведенных  благ является альтернативными издержками данного блага.

Выплаты производителя внешним собственникам  ресурсов за право их использования  являются явными издержками (их еще называют бухгалтерскими). Но, производитель имеет и собственные ресурсы. Он обладает личными способностями, к какой либо деятельности. Он может иметь свой капитал и сырьё. Используя эти ресурсы в конкретном производстве, их собственник отказывается от других вариантов их использования. Автоматически он лишается и дохода, который мог быть получен от альтернативного использования ресурсов. Упущенный доход является неявными издержками. Неявные издержки могут быть равны заработной плате, которую мог бы получать предприниматель, работая по найму у другого предпринимателя, арендной плате, которую можно было получать за сдачу в аренду производственных помещений. Наконец можно было положить в банк на депозит (под процент) деньги, предназначенные для покупки других производственных ресурсов. Поэтому при назначении цены производитель должен включить в ее состав  не только сумму расходов на покупку ресурсов, но и компенсацию упущенной выгоды. Величина компенсации должна быть не меньше, чем величина упущенной выгоды (иначе нет смысла производить товар). Таким образом, структура цены товара (в самом упрощенном виде) выглядит следующим образом:

Цена = издержки производства (явные  издержки) + прибыль (неявные издержки).

Прибыль, ориентированная на неявные издержки (равная цене за вычетом явных издержек) называется нормальной прибылью. Если же цена превышает сумму явных и неявных издержек, то производитель получит экономическую прибыль. Если рынок данного товара является достаточно конкурентным, то его участники (в случае равновесия спроса и предложения) получают нормальную прибыль. Если конъюнктура повысится, то возникнет экономическая прибыль. Но это будет очень краткосрочное явление. Приход на рынок новых фирм повысит предложение до уровня спроса, цена упадет и экономическая прибыль исчезнет. Экономическая прибыль как стабильное явление может существовать только на монопольном рынке, где производитель может определять цену по-своему собственному усмотрению.

Издержки  производства классифицируются, в основном, с точки зрения зависимости от объемов производства. В связи  с объемами производства выделяются следующие виды издержек производства:

- постоянные издержки (FC – от англ. Fixed cost) – издержки, не зависящие от объемов производства. К таким издержкам относятся затраты на аренду (или приобретение) производственных помещений, оплату коммунальных услуг, заработную плату высшему управленческому персоналу. При определенных условиях к постоянным издержкам можно отнести расходы на станки и заработную плату производственным работникам (если можно резко увеличить объем выпуска товара, не меняя количество станков и рабочих). На графике (Рис. 1) видно, что FC обозначаются горизонтальной линией. На графике, также, видно, что при любом объеме производства (Q1  или Q2), величина FC не меняется (FC0)

Рис.1.Постоянные издержки

Постоянные  издержки не изменятся даже в том  случае, если бы производство товара вообще не осуществляется.

- переменные издержки (VC – от англ. Variable cost) – издержки, прямо зависящие от объемов производства. К таким издержкам, прежде всего, относятся затраты на сырье и, в большинстве случаев, на станки оборудование, заработную плату производственным рабочим. Все эти затраты необходимо увеличить для увеличения выпуска готовой продукции. На графике (рис.2) VC иллюстрируются волнистой восходящей кривой. Восходящая конфигурация показывает прямую зависимость между VC и объемом производства (Q).

Рис. 2. Переменные издержки

 

Однако  темп увеличения VC по мере роста Q неодинаков. Это вызвано существованием «эффекта масштаба».

«Эффект масштаба» - зависимость между ростом объема производства и темпом роста (или изменением) издержек производства. Существует два вида «эффекта масштаба»:

1. Положительный «эффект масштаба» - низкий темп роста (или сокращение) издержек производства. Положительный «эффект масштаба» существует в силу следующих факторов:

- на  крупных производствах можно  внедрять мероприятия по углублению  разделения производственного и  управленческого труда (конвейерное  производство, назначение специальных  менеджеров на отдельные виды  операций). Это позволяет увеличить  производительность ресурсов, их  экономию. В результате издержки  производства растут медленнее  (или вообще падают).

- на  крупных производствах доход  позволяет внедрять прогрессивные  производственные технологии и  методы управления, что автоматически  приводит к экономии ресурсов  и снижению темпов роста издержек  производства (или их абсолютному  сокращению).

- на  крупных производствах есть возможность  увеличивать объемы производства  за счет использования производственных  отходов, что, соответственно, экономит  ресурсы и замедляет темп роста  издержек производства (или приводит  к их сокращению).

2. Отрицательный «эффект масштаба» - высокий темп роста издержек производства (или просто увеличение после снижение), по мере роста объемов производства. Отрицательный «эффект масштаба» порождается следующими факторами:

- производство  находится в начальной стадии, и освоение нового товара требует больших затрат ресурсов. Снижение затрат возможно только при условии наличия большого опыта производства товара.

- производство  выходит за оптимальные пределы  (достигает слишком больших размеров) и становится невозможным осуществлять  эффективный контроль над ним из одного центра. Это приводит к тому, что на отдельных участках не всегда можно будет выбирать наилучшие варианты производственных и управленческих технологий. В результате этого темп роста издержек повысится (или они просто начнут расти после снижения).

На  графике VC видно, что начальный рост производства (О – Q1) порождает высокий темп роста VC (О – VC1). Это отрицательный «эффект масштаба». Далее, такой же рост производства (Q - Q2) приводит к резкому снижению темпов роста VC (VC1 – VC2). Это положительный «эффект масштаба». Затем производство ещё расширяется (Q - Q3) и темп роста VC снова возрастет (VC2 – VC3). Это, вновь, отрицательный «эффект масштаба». Таким образом, кривая VC состоит из трех участков с точки зрения «эффекта масштаба». Участок II символизирует положительный «эффект масштаба», а участки I и III – отрицательный.

Общие издержки (ТС – от англ. Total cost) – сумма постоянных и переменных издержек (ТС = FC + VC).

На  графике (Рис.3) видно, что ТС иллюстрируются такой же кривой, как и VC, но расположенный выше. Точка начала кривой ТС зависит от уровня FC, величина которых равна участку ординаты от О до ТС1. Темп роста ТС так же, как и VC, зависит от соответствующего «Эффекта масштаба».

Рис. 3. Общие издержки  

Соотношение постоянных и переменных издержек имеет  значение и для тактической (т.е., краткосрочной) ценовой политики фирмы. Так, политику заниженных цен (ее называют агрессивной ценовой политикой) можно успешно проводить, если в составе общих издержек доминируют постоянные издержки. В этом случае можно значительно снижать цены (для вытеснения конкурентов и расширения сбыта) не рискуя войти в зону убытков.  Потому, что постоянные издержки в краткосрочном периоде совершаются один раз и их можно не учитывать при назначении цены на продукцию, производимую после того, как они окупятся. Если же в структуре общих издержек доминируют переменные издержки, то возможности агрессивной ценовой политики  (т.е. политики занижения цен) ограничены. Переменные издержки надо всегда учитывать и при сильном снижении цен можно быстро войти в зону убытков.

Соотношение постоянных и переменных издержек является предметом внимания при проведении производственного левериджа.

Производственный леверидж – поиск оптимального соотношения постоянных и переменных издержек с точки зрения максимизации финансового результата фирмы.

Данное  соотношение определяет и силу Эффекта операционного рычага (ЭОР).

Эффект операционного рычага (ЭОР) – каждое изменение выручки порождает опережающее изменение прибыли (убытка).

Положительный вариант силы эффекта операционного  рычага измеряется по следующей формуле:

Сила ЭОР = маржинальная прибыль/обычная прибыль

Маржинальная прибыль = выручка минус переменные издержки (или обычная прибыль плюс постоянные издержки)

Положительный ЭОР позволяет увеличивать рентабельность производства и реализации даже при  неизменности цен (особенно это важно, когда рынок не позволяет манипулировать ценами).

Сила  ЭОР увеличивается при увеличении доли постоянных издержек в себестоимости (за счет этого растет маржинальная прибыль). Реально, это можно обеспечить, например, через рост автоматизации  производства при снижении доли живого труда. Но, если выручка будет падать ЭОР заработает в обратную сторону  – темп снижения прибыли будет  выше темпа снижения выручки. После  же преодоления порога рентабельности, опережающими темпами будет расти  уже убыток. Так что, прежде чем  принимать меры по стимуляции ЭОР, надо убедиться, что конъюнктура рынка  будет стабильно возрастать весь период реализации данного инвестиционного  проекта.

Средние издержки (АС – от англ. Average cost) – издержки производства в расчете на единицу выпускаемой продукции. В качестве средних можно рассчитывать все три предыдущих вида издержек.

Средние общие издержки (АТС – от англ. Average total cost) – общие издержки в расчете на единицу продукции (ATC = TC ÷Q).

Средние постоянные издержки (AFC – от англ. Average Fixed cost) – постоянные издержки в расчете на единицу продукции (AFC = FC÷Q).

Средние переменные издержки (AVC – от англ. Average variable cost) – переменные издержки в расчете на единицу продукции (AVC = VC÷Q).

Графически  эти издержки показаны на рис. 4. На графике  видно, что АТС и AVC имеют форму буквы «U». Это означает, что их динамика также зависит от «эффекта масштаба». Здесь положительный «эффект» означает снижение АТС и AVC по мере роста производства, а отрицательный - их рост. На графике видно, что при росте производства от О до Q0 AVC и АТС снижаются, а при росте от Q0 и далее – растут. Что касается AFC, то их кривая имеет нисходящую конфигурацию, что означает постоянный положительный «эффект масштаба» - снижение AFC при росте Q.

Средние издержки имеют большое значение при определении положения фирмы  на рынке. Теоретически может быть три  варианта такого положения. Они иллюстрируются в графической форме на рис.5.

Рис. 4. Средние издержки.

Предельные издержки (МС – от англ. Marginal cost) – дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Конфигурация кривой предельных издержек (рис.5) также строится в соответствии с «эффектом масштаба». Вначале (при росте производства от О до QE), каждая дополнительная единица продукции обходится дешевле предыдущей (положительный «эффект масштаба»). Далее (начиная с QE), затраты на производство дополнительной продукции последовательно возрастает (отрицательный «эффект масштаба»).

Рис.5. Предельные издержки

 

    1. Производственная классификация издержек

Полнота и достоверность затрат, относимых на конкретные объекты  учета, обеспечивается четкой постановкой  первичного учета, высокой степенью его аналитичности.

По способу включения в себестоимость  все затраты делятся на: прямые и косвенные.

Прямые  затраты включаются непосредственно в себестоимость конкретного изделия. К ним, как правило, относятся: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата производственных рабочих.

Косвенные затраты, как правило, связаны с изготовлением всех видов продукции или нескольких ее видов и включаются в себестоимость конкретных изделий не прямо, а косвенно, т.е. путем использования коэффициентов или процентов.

Прямые  и косвенные затраты могут значительно различаться в зависимости от особенностей и характера производства. Так, в производстве монопродукта все затраты практически прямые, поскольку результатом производства является выпуск одного вида продукции (например, производство кораблей). В многономенклатурных производствах (нефтепереработка), где из одного вида сырья (материала) одновременно выпускается несколько видов продукции, все расходы практически являются косвенными.

Информация о работе Издержки как ценообразующий фактор