Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:27, реферат
Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Ценообразующие факторы - это причины, воздействующие непосредственно или опосредованно на формирование цены.
Они могут быть как внешние по отношению к фирме и не контролируемые ею, так и внутренние. На рисунке 1.1 представлена система ценообразующих факторов.
Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Ценообразующие факторы - это причины, воздействующие непосредственно или опосредованно на формирование цены.
Они
могут быть как внешние по отношению
к фирме и не контролируемые ею,
так и внутренние. На рисунке 1.1 представлена
система ценообразующих факторов.
Рисунок
1.1 - Система ценообразующих факторов
ОЦП - общественная цена производства;
ОИП - общественные издержки производства;
СП - средняя прибыль;
СДС - состояние денежной сферы;
ПСД
- покупательная способность
ВК - движение валютных курсов;
ССП - соотношение спроса и предложения;
С - спрос;
П - предложение;
К - конкуренция;
Ц - ценовая;
Н - неценовая;
ГРЦ - государственное регулирование цен;
П - прямое (административное) регулирование;
КР - косвенное (экономическое) регулирование;
КТ - качество товара;
ОП - объем поставок;
ВПП
- взаимоотношение между
УП - условия поставок;
ФЦ
- франкирование цен.
Основными из этих факторов являются:
Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньшее количество товаров или услуг будет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то объем продаж данного товара или услуги возрастает, а следовательно возрастает вероятность того, что предприятие получит больший доход от своей реализации. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т.е. очевидна нехватка каких-либо товаров и услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т.е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.
Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение.
В данном случае закон сопряжен с действием закона убывающей предельной полезности экономических благ. На рынках это проявляется в том, что продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь при снижающейся цене. Потребители осуществят дополнительную покупку данного товара или услуги лишь при условии, что цены на них снизятся.
- устанавливаемая
государством цена не может
достаточно быстро меняться
- полный
отказ государства от
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.
Прямое вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства: замораживание цен (общее или на отдельные группы товаров); установление фиксированных цен и тарифов; установление пределов возможного роста (падения) цены за определенный период времени; установление предельного норматива рентабельности; установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.
К
формам косвенного регулирования цен
можно отнести следующие
Для
предприятий основным по значимости
элементом в составе цены товара
является его себестоимость –
выраженные в денежной форме затраты
на производство и реализацию продукции.
В конечном итоге себестоимость
оказывает прямое влияние на конечный
результат финансово-
Издержки принято подразделять на два вида: постоянные и переменные. Постоянные (накладные) - затраты, размер которых не зависит от обычных колебаний объема выпуска и выручки от оборота. Так, фирма должна ежемесячно платить за аренду помещения, теплоснабжение, выплачивать проценты, заработную плату администрации и т.д. Переменные же издержки непосредственно зависят от объема выпуска. Это, в основном, - затраты на сырье и заработную плату.
Кроме
расходов, связанных с производством
товаров, предприятия и общество
в целом затрачивают
Как и производственные издержки, издержки обращения состоят из материальных затрат и расходов на оплату труда разной категории работников. Здесь есть свои организаторы сбыта, умелые управленцы, специалисты по качеству товаров и по рекламе, обученные продавцы.
По своей экономической сущности, источникам возмещения, влияния на стоимость и цену товара издержки обращения подразделяются на чистые и дополнительные. Сущность этого деления состоит в следующем: затраты на рекламу товаров, оплату труда продавцов, на содержание торговых помещений и ведение кассовых операций относятся к категории непроизводительных затрат. Труд людей, занятых на этих операциях, несмотря на его общественную полезность, также является непроизводительным трудом. Им не создается новая стоимость. Следовательно, такие расходы компенсируются за счет части прибавочной стоимости, которая передается торговцу промышленником за оказываемую услугу.
Что касается расходов на транспортировку товаров, хранение нормальных их запасов на складах, подработку, подсортировку, упаковку, то они связаны с продолжением процесса производства, но уже в сфере обращения. Это производительные затраты и труд данной категории работников тоже является производительным. Им создается новая стоимость, которая присоединяется к производственным затратам, увеличивая тем самым стоимость товаров. Эти издержки возмещаются, таким образом, за счет вновь создаваемой стоимости. Одна ее часть принимает форму заработной платы данной категории работников, другая образует прибыль предпринимателя.
Конкуренция - это поистине «война всех против всех». На рынке всеобщее сражение ведется на три «фронта». Первый фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они хотят продать свои продукты подороже. Однако когда соперничество между ними обостряется, побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда даже применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. Второй фронт развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острое соперничество, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной. Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия выигрывает сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. В исходе всей этой многосторонней борьбы в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Конкуренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены. Конкуренция среди продавцов, покупателей и между ними выступает решающей силой, которая вызывает центростремительное движение рыночной цены к уровню равновесной ситуации. Очевидно, что в свободно развивающемся рыночном хозяйстве закон стоимости может действовать единственно возможным способом - через колебания конкуренции и соответствующие этому изменения соотношения спроса и предложения, а в конечном счете - приближения рыночной цены к равновесному уровню.
В рыночном хозяйстве конкуренция является не только ценообразующим фактором, но и заставляет производителей товаров и услуг обращать больше внимания на качество продукции. Только на качественный товар можно поднять цену и спрос на него только увеличится. Ведь многие люди предпочитают качество цены.
На уровень цен оказывает влияние и ряд других факторов, например стадия жизненного цикла изделия, организации – участники продвижения товара от производителя к потребителю, сами потребители, инфляция и др. Учет влияния всех факторов в комплексе позволит фирме выработать правильную политику ценообразования, что в конечном итоге приведет к положительному финансовому результату предприятия.