Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 13:57, курсовая работа
Целью данной работы является исследование ценовой политики и методов ценообразования в туризме. К задачам исследования относятся: экономическая сущность цены, ценовая политика в туризме и ценовая стратегия турпредприятия.
Введение……………………………………………………………………...3
I. Экономическая сущность цены и её функции…………………………..4
1.1 Понятие цены…………………………………………………………4
1.2 Функции цены………………………………………………………...7
1.3 Классификация цен…………………………………………………...10
II. Ценовая политика в туризме……………………………………………..15
2.1 Разработка ценовой политики……………………………………….15
2.2 Факторы, влияющие на формирование цен в туризме……...……...17
2.3 Постановка целей ценообразования…………………………………22
III. Ценовая политика предприятия…………………………………………24
3.1 Выбор метода ценообразования……………………………………..24
3.2 Обоснование и реализация ценовой стратегии……………………..26
3.3 Структура цены туристского продукта……………………………...31
Заключение…………………………………………………………………....36
Список литературы……………………………………………………...........38
Приложение
II. Ценовая политика в туризме
2.1 Разработка ценовой политики
Цена любого продукта с экономической точки зрения – превращённая форма стоимости, включающая издержки производства и среднюю прибыль. Отличие маркетингового подхода к ценообразованию от классической теории цен состоит в том, что запрашиваемая предприятием цена базируется не на рациональной калькуляции, а на поиске «оптимальной» равновесной рыночной величины. Этот поиск связан с анализом рыночной информации, конкурентной среды, факторов риска. Он основывается на «магическом треугольнике» ценовой политики (рис. 2.1).
Цена является мощным и гибким маркетинговым инструментом, использование которого позволяет значительно повысить экономическую эффективность деятельности предприятия путём разработки обоснованной ценовой политики.
Ценовая политика – обобщающая модель действий предприятия по установлению и изменению цен во времени, по продуктам и рынкам. [4, 381]
При
разработке ценовой политики чрезвычайно
важно обеспечить её тесную увязку
с общей маркетинговой
Актуальность проблем развития ценовой политики в деятельности туристских фирм связана с его следующими факторами:
- ценообразование является одной из важнейших сторон маркетинговой деятельности, важным средством управления, который позволяет формировать объём прибыли фирмы;
- свободное установление цены на туристские услуги связано с решением ряда методических проблем: Как должна формироваться цена в рыночных условиях? Какие критерии выбора можно использовать?
- большинство мелких и средних туристских фирм не обладают достаточными ресурсами для активного использования методов неценовой конкуренции;
- рынок туристских услуг по сути является рынком покупателя. [5, 186]
В маркетинговой деятельности цена выполняет важную функцию: согласование интересов туристского предприятия и клиентов. При формировании ценовой политики необходимо учитывать следующие характерные особенности, которые влияют на процесс ценообразования в сфере туризма:
- высокая эластичность цен в различных сегментах туристского рынка;
- разрыв момента между установлением цены и моментом купли-продажи туристского продукта;
- неспособность услуг к хранению, вследствие чего розничные торговцы не разделяют с производителями риска, связанного с образованием нереализованных запасов;
- высокая степень влияния конкурентов;
- значительная степень государственного регулирования в сфере транспорта, которое часто включает элементы контроля цен;
- необходимость сезонной дифференциации цен;
- высокий уровень ориентации на психологические особенности потребителя, поскольку цена путешествия может быть связана со статусом клиента, его положением в обществе;
- значительная стоимость операций с туристскими услугами.
Указанные особенности предопределяют ценообразование туристских предприятий на двух уровнях.
Первый уровень соответствует стратегии ценообразования и представляет собой совокупность цен, подлежащих обязательному опубликованию в каталогах, брошюрах, путеводителях и других печатных изданиях. Данные цены затрагивают глобальные вопросы положения продукта и фирмы, долгосрочной прибыли на инвестированный капитал.
Второй уровень, определяющий в целом тактику ценообразования, характеризует цены, по которым осуществляется реализация услуг, исходя из конкретной ситуации (например, время поездки, путешествие группой и т.д.).
Цена относится к категории контролируемых факторов маркетинга. Поэтому тщательная разработка ценовой политики выступает как важнейшая задача туристского предприятия. При этом очень важно обеспечить согласованность и взаимосвязь ценовой и общей стратегии предприятия.
Процесс выработки ценовой политики состоит из ряда последовательных этапов:
1)
выявление факторов, определяющих
эффективность ценовой
2)
постановка целей
3)выбор метода ценообразования;
4)обоснование
ценовой стратегии.
2.2 Факторы, влияющие на формирование цен в туризме
Будучи
количественной категорией, цена формируется
под воздействием множества факторов,
которые целесообразно
Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, издержек производства и особенностей предлагаемых им продуктов. Например, продукт, характеризующийся особенными свойствами, непременно будет иметь более высокую цену, отражающую его качество и уникальность.
Кроме того, цена самым непосредственным образом связана с жизненным циклом продукта. Чаще всего продукты имеют более высокую цену при коротком жизненном цикле и относительно низкую при длительном. Концепция жизненного цикла продукта предопределяет необходимость в течение всего этого периода проводить не одну, а несколько ценовых стратегий, каждая из которых должна входить как составная часть в общую маркетинговую стратегию предприятия. [4, 384]
Во
многом решения по установлению той
или иной цены определяются внешними
по отношению к предприятию
К числу внешних факторов, определяющих условия разработки и реализации эффективной ценовой политики, относятся: взаимосвязь спроса и цен, потребители, уровень и динамика конкурирующих цен, государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности.
Проанализируем основные внешние факторы.
Взаимосвязь спроса и цен
Наблюдается тесная взаимосвязь между ценами и рыночным спросом, которая имеет характер обратно пропорционально зависимости. Эта взаимосвязь объясняется двумя экономическими положениями: законом спроса и ценовой эластичностью.
Действие экономического закона спроса проявляется следующим образом: если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то спрос уменьшается. Когда производство предлагает к продаже больше товаров, то возросшее их количество может быть продано только по более низким ценам. Следовательно, между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется покупательский спрос, всегда существует определённое соотношение.
Ценовая эластичность определяется отношением изменения величины спроса (в процентах) к изменению цен (в процентах).Чем менее эластичен спрос, тем больше оснований повысить цены, чем более эластичен – цены снижаются (более низкая цена даёт больший суммарный доход).
Потребители
Они оказывают существенное влияние на принятие предприятием решений по ценам. Для предсказания реакции покупателей на ценовые решения и управления данной реакцией необходимо проанализировать факторы, влияющие на чувствительность покупателей к уровню цены:
-
осведомлённость о наличии
-
уникальность товара (чем более
уникален товар по своим
-
затруднённость сравнений (
-
значимость конечного
- оценка качества через цену (чем в большей степени покупатели воспринимают цену как свидетельство высокого качества товара, тем менее они чувствительны к её абсолютному уровню);
- мера справедливости цены (покупатели более чувствительны к цене, если её величина существенно выходит за диапазон, в котором они считают цены справедливыми);
-эффект безвозвратных инвестиций (покупатели менее чувствительны к цене товара, если он применяется совместно с приобретённым основным товаром);
- фактор распределения затрат (покупатели менее чувствительны к цене, когда они разделяют затраты по покупке с кем либо ещё).
Уровень и динамика конкурирующих цен
В условиях чистой конкуренции цены по сути дела уже заданы рынком и предприятие вынуждено приспосабливаться к ним. Чтобы улучшить своё положение оно может только изменять объём поставок, регулируя объём производства в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от привлекательности рыночной цены.
Цены
на рынке монополистической
В условиях олигополии ценообразование осуществляется при доминирующей роли нескольких предприятий, которые вынуждены считаться с реакцией своих конкурентов. Такая взаимозависимость в установлении цен создаёт значительные сложности для разработки ценовой политики.
Таким образом, возможности и проблемы формирования эффективной ценовой политики меняются в зависимости от типа рынка, на котором работает предприятие.
Государственное регулирование экономики
Практически во всех странах действуют механизмы государственного вмешательства в экономику, хотя его конкретные фирмы, инструменты и рычаги порой существенно различаются. В большинстве стран используют установленные правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.
Государственное вмешательство в ценообразование реализуется на основе сочетания форм косвенного и прямого регулирования. Степень регулирования и соотношение этих форм зависят от уровня экономического развития страны, национальных традиций, политических условий, обеспеченности сырьевыми ресурсами, места страны в мировом разделении труда и др.
Косвенное регулирование проявляется в воздействии не на сами цены, а на факторы, связанные с их формированием.
Прямое
регулирование цен
Информация о работе Ценовая политика и методы ценообразования в туризме